9 мин.

«Спартак» упал на дно и продолжает падение». Заводящий красно-белых — о скандалах в клубе и отношении к жене Федуна

Заводящий фанатской трибуны «Спартака» и лидер объединения Supporters Group Валерий Амиго уже 20 лет поддерживает любимую команду с трибуны. В новом выпуске программы Антона Дорофеева «В движе» Валерий откровенно рассказал обо всем, что наболело в связи с последними скандалами в красно-белом клубе.

Сливы компроматов в телеграм-каналы, война супруги Леонида Федуна Заремы Салиховой с бывшим спортивным директором Дмитрием Поповым, плачевные результаты на поле, подозрения игроков в нарушении режима и даже возможный слив тренера — в интервью Sport24.

— Уже и болельщики «Динамо» нам сочувствуют — это, конечно, очень плохо, — констатирует Валерий. — Мы привыкли, что такая хрень годами творится в «Динамо». Там игроков *** [оскорбляют], постоянно какие-то склоки, скандалы. Потом у нас присоединился еще «Локомотив». У них там что-то типа «убирайте бабу». В «Спартаке» это еще как-то местами только выливалось. Не в обиду болельщикам «Динамо», но то, что творится сейчас — мы упали на дно и продолжаем падение.

Перед вчерашним матчем (против «Сочи». — Sport24) была надежда, что игроки все-таки встрепенутся и у них что-то где-то проснется. Потому что, не буду скрывать, у фанатского актива была с ними встреча. Мы что-то пытались донести и объяснить. Какие-то обещания были. Но тот фон, который создается и выплескивается бывшим владельцем одного из телеграм-каналов (Заремой Салиховой. — Sport24), наводил на мысль о том, что ничего не прекратится и слив тренера продолжится. Собственно, что вчера и произошло. Опасения подтвердились.

— По-твоему, это слив тренера?

— Я не могу на 100% утверждать, что это слив тренера, но очень на это похоже. Мы уже переживали такое. У нас был плохой «тренеришка» (Унаи Эмери. — Sport24), которого слили, потому что он пять матчей подряд не мог выиграть. Апофеозом был матч с «Динамо», когда его обозвали тренеришкой и выгнали. Но человек потом всем все доказал. Здесь очень похожая ситуация. На тренировках все хорошо. У нас отличная атмосфера, все улыбаются. Но на поле почему-то ничего не получается. У кого-то мяч не идет, кто-то по 3-4 раза обрабатывает мяч мимо. Хотя до этого при том же тренере все играли, какие-то комбинации удавались и была куча голевых моментов. Если даже не брать предсезонный турнир, была игра с «Рубином», где доходили до ворот. Там было видно, что не фартит, но было много голевых моментов. А потом что-то пошло не так. Когда у тебя команда бьется и мяч не идет — такое бывает, — но при этом команда отдается на поле, тогда претензий нет. Команду и после игры поддерживают. Мы же не враги себе. Мы болеем и переживаем за команду. Хотим, чтобы она выигрывала. Но, когда ты видишь, что на поле творится какое-то безволие и за его пределами влияют какие-то внешние факторы, мы имеем на трибунах выплеск этих эмоций. Все все читают, видят и анализируют.

— В последних матчах особенно достается непосредственным участникам этих скандалов. Вы уже не сдерживаете все происходящее? Это народное мнение?

— Зачем людям читать всю ту грязь, которая выливалась [в телеграм]? А это именно грязь. Все началось с разногласий двух людей. Если вы не можете решить что-то сами, зачем выкидывать это на миллионную аудиторию? Судя по всему, люди, сидя у себя на яхте, этого не понимают. Это не игрушка — это любовь миллионов людей. Играть на их чувствах… Я считаю, они должны еще поблагодарить Роспотребнадзор за то, что на стадионе было на мало людей. Но это мнение большинства, если не всего стадиона. Всей армии болельщиков на данный момент.

— Подобные конфликты могут возникать внутри фанатского сообщества?

— Их можно перенести и на фанатскую трибуну, и на любое взрослое общество. Я же говорю, все взрослые люди. Ну сядьте за стол переговоров, все обсудите и придите к какому-то консенсусу. Но не прибегайте к хлопанью дверьми, уходя из совета директоров. Ты же сама варилась в этой кухне, сама была частью этого. А теперь что, обелилась и стала выкладывать?

— На этом фоне не всплывают предрассудки насчет женщины в футболе?

— Вообще-то мы были одними из первых, кто начал брать девушек в коллектив. Тогда ведь были «сектора без баб» и так далее. Но в Supporters Group мы принимали и принимаем девушек. У нас есть девушки, которые так же ездят на футбол, как Supporters Group. Они часть движа и помогают. Да, какой-то функционал у них обрезан, конечно. Здесь также есть пример — Грановская (директор «Челси». — Sport24). Это же женщина в футболе? Женщина. И вроде бы неплохо у нее получается. Я бы не стал делить жизнь в футболе по гендерному принципу. Есть же примеры, когда у людей что-то получается. Если получается, почему нет? А у нас немного обратная картина.

— Ты веришь в то, что тренеров выбирали по знаку зодиака, букве в имени?

— Допускаю. Я вообще все допущу. Это какой-то перебор, неадекват. Требование о прекращении существования телеграм-канала было одним из ряда. Мы просили дать команде нормально работать и не вмешиваться в ее работу. У нас год столетия. Дайте команде поработать и приносить счастье болельщикам. Весь менеджмент всегда говорит об этом.

У них два типа: либо «я за „Спартак“ с детства», либо «я сейчас за „Спартак“, но мы все работаем во благо». Так давайте подкреплять слова действиями. А они намешали просто нехорошую субстанцию и помазывают ею все вокруг. Зачем?

— Когда публиковалось заявление, ожидали ответной реакции?

— Мы делали это с конкретными требованиями. Мы же не пустословы. Во-первых, хотели закрыть всю эту грязь, чтобы она не выливалась. Если это внутренняя кухня, варите ее внутри. Во-вторых, чтобы дали команде нормально работать. Если вы выбрали тренера, менеджмент ему доверился и его не убрали, значит, он должен работать. Это сейчас начинают сваливать все на спортивного директора. Но на предсезонном турнире команда показала, что с этим тренером работать может.

— Это вылилось в прямые оскорбления. После этого не было попыток на вас повлиять, сказать, что нельзя переходить некоторые грани?

— Нет. С таким подходом можно вообще закрыть весь стадион, посадить всех людей. Тогда, может быть, что-то будет. Но, по-моему, репрессии в нашей стране ни к чему хорошему не приводили. Свою голову людям не пришьешь. Я на трибуне уже больше 20 лет. Только при мне сменилось три владельца, куча главных тренеров и генеральных директоров. Но я и болельщики остаемся на трибунах. Нас никуда не уберешь. Ну, убрали одного, придут два-три других. Вам принадлежит футбольный клуб, стадион. Но армия болельщиков вам не принадлежит.

Я считаю, конструктивная критика всегда идет во благо умным людям. Умные люди делают выводы и приходят к какому-то умозаключению. Глас народа высказывает, что люди недовольны этими действиями, грязью и всем происходящим. Люди хотят, чтобы команда играла и было спокойно. У нас даже есть большая группа болельщиков, которая против оскорблений, но у них куча зарядов и песен именно с конструктивной критикой. То же погоняло «Нольтрофеич Федун» придумали они же. У нас ведь проходят ежегодные встречи с акционером клуба. И сам Леонид Арнольдович признавался, что все это слышит и его это задевало. Но он говорил, что все по делу. Ну, чемпионами стали, один трофей есть. Теперь заряд стал неактуален.

— Баннер на матче с «Сочи» был адресован легионерам или отечественным футболистам?

— Посыл был всем футболистам. Чтобы другие не думали, что их это не касается. Насколько мне известно, некоторые футболисты «Спартака» знают, кому конкретно был адресован баннер.

— После матча футболисты «Спартака» долго стояли у трибуны. Они просто молчали?

— В адрес футболистов было только два заряда: «Не позорьте «Спартак» и «Наше имя — выше денег». После этих зарядов вся трибуна ушла. Думаю, футболисты либо понимали, что творится, либо были в шоке.

— О смене тренера кто-то думает на трибуне?

— Мое мнение — у нас работает тренер с опытом: работал с ноунеймами в других клубах и добился успеха. «Бенфика» хорошо играла под его руководством. Человек в разных лигах доказал, что может добиваться результата.

— Как ты относился к Тедеско?

— Положительно. Принес нам медали, поднял команду практически на вершину.

— Удивился, когда он объявил об уходе еще зимой?

— Да. Но это вызывает только уважение. Он объявил о своих намерениях заранее и доработал контракт до конца сезона. С точки зрения профессионализма он сделал все правильно. Итоговый результат все видели.

— Один бывший сотрудник клуба рассказывал историю, как Тедеско зашел в раздевалку и заявил, что больше не хочет «играть в эти игры».

— Надо понимать контекст. Видя, что происходит сейчас, возможно, он имел в виду все эти движения. А может, он говорил про весь российский футбол: череда скандалов с «Сочи», расизм и так далее.

— Ты сказал, что у тебя есть предположение, якобы Руя Виторию сливают. Почему такое мнение?

— Это предположение, которое основано на наблюдениях. Возможно, мяч просто сдутый и не идет в ворота. Если мы бы знали наверняка, что группа игроков сливает тренера, наша реакция была бы незамедлительной.

— Есть предположения, кто может сливать игроков?

— Есть некоторые наблюдения: в каком-то моменте этот игрок не добежал, а тут борьбу не выиграл. Общались с некоторыми игроками прошлого состава «Спартака», они сейчас играют в других клубах. Говорят: слушай, если мы бы сливали тренера, возможно, вы бы даже не догадались. В одном моменте пас криво дал бы, в недодачу, а в другом — мимо ударил.

— Как фанаты отнеслись к письму ветеранов, адресованному президенту «Лукойла»?

— Наверное, это было даже больше печально. Началось стравливание ветеранов. Один из подписантов, например, руководит целым спортивным обществом, а развития этого общества мы не видим. Мы болеем и за регбийный, и за пляжный, и за хоккейный «Спартак». Каждый из этих клубов развивает свой владелец, но от общества никакой поддержки нет. Резонный вопрос: а что ты сделал на посту руководителя, чтобы кому-то указывать?

Эти люди не ходят по земле — они находятся в ложах, на яхтах, в загородных домах — и не общаются с людьми. Если для вас это игрушка — закрывайте стадион и играйте где-нибудь у себя на даче. Положите газон, пусть эти 11 футболистов играют. Вы им будете платить, они будут играть только для вас. Но футбол — это игра для миллионов зрителей. Надо это не забывать ни тем, кто выходит, ни тем, кто дает деньги на содержание команды. У хозяев есть цель получить финансовую отдачу, а у нас — получить положительные эмоции.

— Ты за то, чтобы Федун остался в «Спартаке»?

— Я хочу, чтобы командой руководил адекватный человек, который будет спонсировать клуб. Sport24

Телеграм-канал «СпартакПлюс»: @spartakplus