7 мин.

Сорвиголова всея НБА

Любой истории нужен свой герой. Не важно: отрицательный или проповедующий самые высокие нравы и стремления. Так и в спорте, тем более в столь ориентированной на аудиторию лиге как НБА. Необходим такой человек, чтобы рядовой болельщик мог показать на него пальцем и сказать: «Этот парень спасет наши задницы, вот увидишь». Джей Ар Смит, Рассел Уэстбрук характеризуют собой абсолютно непредсказуемых игроков. Они не плохие и не хорошие. Будет неправильно, поморщив лоб, за секунду собрать в голове неопровержимые на первый взгляд аргументы и с чувством заметить: «Такие игроки губят свои команды и подлежат казни». Что можно сказать точно, так это то, что эти парни являют собой сосредоточение энергии, которая рассеяна на площадке, и без них было бы скучно. 

Сегодня он будет раз за разом выжигать под собой землю и врываться в краску, рвать дистанцию и попадать. Проще говоря, становиться героем, тем парнем, на которого хотят походить мальчишки из бедных районов и с заветной мечтой в сердце. Но в другой игре, самой важной, в него может вцепиться бульдожьей хваткой метафорический Майк Конли. И этого хватит. Блестящий крейсер Оклахома Сити Тандер пойдет под воду, когда обезумивший капитан Ноль, отмахиваясь от Дюранта и Брукса, будет безрассудно вести корабль на риф.

Можно развивать эту тему, ссылаясь на малый возраст, трудное детство, понимание собственной незаменимости и многое-многое другое. Но, погрузившись в ментальные брожения, мы рискуем не выбраться на твердую сушу чистого разума. Как говорил Энштейн: «Нельзя решить проблему на том уровне, где она возникла». Тем более мы ничего не решаем, лишь пытаемся найти объективную точку зрения, которая бы свела к минимуму субъективизм и удовлетворила всех.

Давайте подойдем к таким личностям комплексно, рассматривая их не только как метателей мяча, но и как, скажем, артистов. Так как НБА включает в себя элемент шоу, или она и вовсе сплошное представление, то мы не можем временно опустить этот факт и осудить Расса по меркам спортивного времени. Необходимо учесть его заслугу в пополнении клубной кассы от покупок маек, привлечении зрителей на трибуны, продвижении брэнда и так далее по книге маркетинг для чайников. Попадание в хайлайты и на МВЗ положительно сказывается на баскетбольном бизнесе в целом.

Повторюсь, мы не говорим о том, что хорошо, а что нет. Не время приводить аргументы в пользу того, что синдром хайлайтов убивает тру баскетбол и превращает его в продукт широкого потребления ребятни с перспективных рынков. Также мы говорим не о бизнесе, где уместно обрубать медведю-гризли лапы перед главной схваткой, или тянуть озеро в ПО. Мы пытаемся найти понимание, которое опирается на объективные факты.

Давайте представим, что было бы, если Рассел стал бы сдерживать себя. На ум приходит Эрик Бледсоу, которого из-за незаурядных физических данных называют мини-Леброном. В колледже он играл на двойке, поэтому схож по стилю с Уэстбруком. Конечно, Рассела можно назвать попросту более талантливым, но это вопрос того насколько, я же пытаюсь сосредоточиться только на общем плане.

Уэстбрук стал таким эгоцентриком по тем же причинам, по которым он не сможет резко перестроиться. Более того, если бы он играл поскромнее, то быть может и не сумел настолько раскрыть свой чудовищный потенциал. Я помню его на ЧМ 2010 года. Тогда он напоминал нынешнего Эрика Бледсоу. Такой же сверхатлетичный, акцентированный на проход. Пример с ним не случаен. Вероятнее всего, сам игрок, его агент, осознают, что Эрик засиделся за спинами старших ребят, и готов уйти в свободное плавание. Вполне логичен сюжет, при котором Бледсоу перейдет в клуб средней руки и начнет раздавать мясо. И о нем станут говорить в разы больше.

Очень частая ошибка заключается в том, что мы искренне верим в то, что каждую конкретную ситуацию можно разложить на части и найти ответ, оперируя лишь текущими данными. Ничто не появляется по мановению палочки. Рассел стал таким популярным, превратился в предмет многочисленной критики именно по той причине, что в один момент начал делать то, за что его осуждают. И нет быстрого пути назад.

Нельзя одновременно сидеть на двух стульях. Всеобщее уважение, признание, славу, будучи тем, о ком можно сказать только хорошее, игрок может получить лишь спустя долгие годы. Как, например, Крис Пол, который исправно год за годом тянул Новый Орлеан выше объективных возможностей команды. И только теперь Крис выбрался на большую медиа землю, где получил шанс подняться на качественно новый уровень. А Рассел уже едва ли не самый обсуждаемый игрок Лиги. Заметьте, те 2 суперчеловека, которые стоят перед ним, крайне неоднозначны. Они из тех, кого принято любить или ненавидеть.

Речь не о том как играет Рассел, вопрос в том: почему? Да, он слаб в защите. Паркер регулярно возит его, когда тот устает преодолевать заслоны и зачастую бросает на дуге своего подопечного в важные моменты. При этом в атаке Уэстбрук чаще других ПГ принимает слабые решения: неоправданные броски, наскоки на кольцо. Он не может быстро оценить ситуацию, чтобы увидеть, что на него вышли двое, и резоннее сделать скидку. Или заметить, что против него остался большой, которого эффективнее было бы пройти на скорости.

Свои решения Рассел принимает на чувствах. Соперники давно разобрали его игру и знают, что, когда он заведен, то теряет голову. Уэстбрук не может в одночасье исправиться, научиться играть так, как от него хотят. Единственное, что можно с ним сделать, так это сократить полномочия. Если же вы делаете на него ставку, то принимаете и все минусы его игры. 

Суть моего тезиса в том, что мы не можем опустить человеческий фактор. Все процессы становления личности очень плотно оседают в мозгу. Лишь со временем этот максимализм будет уменьшаться, Расс станет менее категоричным. Люди - не здания. То, что возводилось годами нельзя снести за один день. Мировоззрение: мир вращается вокруг меня, лишь я его спасу - очень мощное. Если человек принимает это без всяких но, имея при этом объективно сильные стороны, то становится предметом обсуждения.  Этот прием используется и в шоу бизнесе. Тем более, что, как говорилось выше, НБА  отчасти - это он и есть.

Ответным аргументом можно привести в пример Кевина Дюранта. Он молод, но уже позиционируется как одна из главных звезд Лиги. Но! Кевин обладает сумасшедшим талантом, у него волшебная кисть. Поэтому сперва он стал лучшим скорером чемпионата, и только потом Лига стала повышать его популярность своими проверенными методами. При этом Дюранта по-прежнему нельзя поставить в один ряд с самыми обсуждаемыми игроками и близко в этом компоненте. Он вынужден терпеть Уэстбрука, к нему не придерешься. Кевина знают все, о нем никто не скажет плохо, но НБА нуждается в другом.

Реальность такова, что трехочковое попадание Джей Ар Смита через руки Ибаки и Сефалоши вызовет шквал эмоций и рукоплесканий. Про промах в следующей атаке забудут или вовсе не обратят внимание. Такая действительность дарит нам красочные моменты, но это не значит, что мы не сможем насладиться истинной красотой баскетбола. Прелесть НБА в том, что там каждый найдет то, что ему по душе. Это может быть зубодробительный баскетбол Майами, эстетическая игра Сан-Антонио, монолитный Денвер, мощный Мемфис, «скандалы, интриги, расследования» Лос-Анджелеса (того самого).

Каждый стремится получить то, что ему действительно надо. Сэм Прести мог обменять Уэстбрука, извлечь немалые выгоды, ведь кто откажется от уже готовой звезды, а на позицию первого номера поставить добротного, без заоблачных амбиций и самомнения игрока. Многие утверждают, что это повысит шансы ОКС на перстни. Да, вполне резонно, но Прести понимает, что нельзя отпускать любимца публики, человека, который делает кассу. Просто нельзя.

Я лишь приподнял некий пласт,  говоря по ощущениям. Разработка почвы обещает быть долгой. Если попытаться объяснить это одним предложением, то пожалуй это будет так: «Не стоит осуждать этих игроков в том, что они не пытаются бороться с ветряными мельницами в виде негласных норм и объективных выгод». Ответьте себе честно: «Входила бы Оклахома в число наиболее популярных команда НБА, если бы не Crazy Frog?»

P.S. Первый пост, советы и критика приветствуются, и побольше конструктива)