10 мин.

От первой тренировки до выпуска. Руководители хоккейных школ России − о работе с молодыми игроками

«На первоначальном этапе самое важное — сохранить у ребёнка желание заниматься хоккеем».

Спикеры:

Алёна Крылова, директор СДЮШОР «Крылья Советов»; Марк Евко, заместитель директора МАФСУ «СШОР «Металлург»; Михаил Черковский, директор ГБУ «СШ «Академия «Спартак» Москомспорта; Сергей Кутузов, заместитель директора ХК «Лада» по работе ДЮСШ; Денис Ежов, генеральный директор хоккейной школы «СКА-Стрельна»; Роман Капитонов, председатель правления АНО «Хоккейная Академия Харламова».

В материале Алёна Крылова из «Крыльев Советов» расскажет об особенностях работы одной из старейших и известнейших российских школ, воспитавшей множество отличных хоккеистов. Денис Ежов из «СКА-Стрельни» руководит относительно молодой школой, которая только готовится к своему первому выпуску, но использующей в своей работе передовые технологии и дающей юным спортсменам максимальную возможность совершенствовать своё мастерство. Михаил Черковский из академии «Спартака» объяснит о том, что изменилось в работе за последние три года, и о том, как постепенно академия сможет вернуть себе лидерские показатели в столице.

Марк Евко и Сергей Кутузов раскроют особенности работы двух известных региональных школ — новокузнецкого «Металлурга» и тольяттинской «Лады» соответственно; о том, как несмотря на трудности, они продолжают работу и воспитывают новых хоккейных звёздочек. Кроме этого Роман Капитонов из подмосковной «Академии Харламова» поведает об особенностях работы частных школ, о том, какие акценты они делают, и что даёт детям обучение в таких школах.

«Всё начинается со школы. Это можно сказать и про общеобразовательную школу, и про спортивную. Школа всегда идёт параллельно и в содружестве с воспитанием ребёнка дома. Всё основное, чем спортсмен будет пользоваться в своей карьере, закладывается в школе. От правильного катания до понимания того, что хоккей — это командная игра, что каждый должен быть не индивидуальным игроком, а членом команды, от которого многое зависит», — рассказывает директор школы «Крылья Советов» Алёна Крылова.

Начало пути

Чёткого ответа на вопрос, когда стоит отдавать ребёнка в школу, нет, да и сами школы делают первые наборы в разном возрасте. Основные отличия касаются первых месяцев и даже первого года занятий ребёнка в школе.

«Один из приоритетов для нашей школы — взращивание спортсменов, — рассказывает генеральный директор хоккейной школы «СКА-Стрельна» Денис Ежов. — Мы хотим, чтобы они что-то умели после, азы должны даваться в самом начале пути. Второй приоритет — это здоровье детей. И, конечно, правильное моральное воспитание. Мы сначала запускаем детей в залы и не допускаем до льда в течение полугода, считаем, что это правильно. Как у нас говорит старший тренер, сначала надо научить их ходить, а потом уже кататься. В зале ребята социализируются, занимаются в игровой форме, радуются тренировочному процессу. Это такой период адаптации, мы не сразу выкидываем их на лёд с клюшками. Мы тратим чуть больше времени, чем другие школы, но не скажу, что мы единственные с такой практикой. Зато потом нам легче заниматься, вносить какие-то коррективы. А ещё это позволяет увидеть перспективных ребят».

Руководители школ отмечают, что на первоначальных этапах важно заложить правильный физический фундамент в ребёнка, прежде чем начать тренировочный процесс на льду.

«У нас набор детей — мальчиков и девочек — начинается в возрасте пяти лет. Это этап предварительной подготовки, у них максимальная нагрузка в неделю — четыре часа. В этом возрасте организм ещё не сильно окрепший, надо уделять особенное внимание физическому развитию. Поэтому идёт ОФП, подготовка организма ребёнка к более узкой нагрузке. Клюшки даём где-то через полгода, но нужно смотреть по подготовке детей. Сейчас она стала меньше — дети стали домашними. На первое занятие в любом случае они приходят с клюшкой. Но потом начинается процесс обучения катания, клюшечки убираются в сторону», — рассказывает заместитель директора по методической работе новокузнецкого «Металлурга» Марк Евко.

Ключевым становится заинтересовать ребёнка процессом обучения и тренировок, а не отбить желание заниматься хоккеем.

Реклама 18+

«Набор детей в 4-5 лет в оздоровительные группы проводится круглогодично. Изначально в процессе подготовки упор делается на обучение катанию на коньках. Развитие ловкости и гибкости происходит во время занятий вне льда, есть тренер по акробатике, проводятся тренировки в бросковой зоне. На первоначальном этапе самое важное — сохранить у ребёнка желание заниматься хоккеем и посещать тренировки, научить ребёнка учиться», — говорит директор школы «Лады» Сергей Кутузов.

Начальной подготовкой детей к хоккею занимаются не только государственные и муниципальные школы, но и частные.

«По мнению родителей, ребёнок должен сразу попасть в топовую школу, где есть вертикаль до уровня КХЛ. Но первичные наборы в таких группах бывают по шестьдесят с лишним человек, и отсев там идёт регулярно. Ребёнок не понимает, почему сегодня он ходил на тренировки, а завтра ему говорят не приходить. Для этого нужны частные школы, чтобы у каждого ребёнка был второй шанс. Кто-то считает, что коммерция — это плохо, что это только для заработка денег, а подготовки никакой. Это не так. У нас делается акцент на детей, подобраны тренеры, которые умеют работать с детьми. Мы считаем, что особенно важно в детском возрасте заложить любовь к хоккею, чтобы ребёнок в игровой форме получал какие-то азы технического и тактического плана. Наше базовое правило — доброе отношение к ребёнку», — рассказывает руководитель «Хоккейной академии Харламова» Роман Капитонов.

Первые соревнования

Если на начальном этапе подготовки детей важными становятся такие факторы, как умение справляться с тренировками с точки зрения физической нагрузки, желание заниматься хоккеем, то со временем нагрузки только увеличиваются за счёт общеобразовательной школы, и появляется первое давление со стороны, ответственность за результат. Важным в этой ситуации становится психологический аспект.

«Если ребёнок тренируется с пяти лет, то к восьми-девяти уже выработалась привычка к определённом режиму — игровому и тренировочному. В этом возрасте они уже ходят в общеобразовательную школу, нагрузки увеличиваются. Не нужно пропускать тренировки, но не стоит и придумывать лишние занятия. В девять лет у ребят начинаются соревнования, начинается дополнительное давление — нужен результат. Тренеры спрашивают результат, родители спрашивают результат. Где-то с девяти до четырнадцати лет — большой отрезок.

Я бы здесь советовала сосредоточиться на голове, на психологии. Уверенность в себе, умение переключаться, способность восстановиться. Родители у нас тоже становятся тренерами, но если тренер говорит одно, то родители — другое, часто совсем противоположное. Если картинка складывается, то к четырнадцати годам ребёнок понимает — остаётся он в спорте, или нет. Проходит переходный возраст и у человека возникает понимание, чем он хочет дальше заниматься, хотя бы приблизительно», — отмечает Крылова.

«В первые годы мы делаем акцент на индивидуальное развитие. Без тактических схем. Самое главное катание, потом владение клюшкой, всё идёт постепенно, в зависимости от усвоения. Физиология — дело сугубо индивидуальное, все развиваются по-разному. Нагрузки даются по-разному, обращаем внимание на здоровье ребят как физическое, так и психологическое. Даём советы как правильно восстанавливаться, чтобы снижать усталость у ребят», — говорит директор академии «Спартак» Михаил Черковский.

В возрасте 8-12 лет важным становится уделить внимание каждому ребёнку, в это время к работе с детьми подключаются тренеры-волонтёры и специализированные тренеры по амплуа.

«На этапах начальной подготовки с восьми лет занятия становятся более серьёзными, увеличивается количество тренировок, сложность заданий, подключаются к работе тренер вратарей и тренер защитников. Дети знакомятся с азами тактики. Принимают участия в первых турнирах, приходят первые победы, появляются лидеры. И уже на третьем году обучения (в десять лет) в группе начальной подготовки начинаются первые официальные соревнования, призванные подготовить детей к переходу на тренировочный этап», — говорит Кутузов.

«Стараемся, чтобы на льду было как можно больше тренеров, привлекаем волонтёров — выпускников спортивного отделения, чтобы они выходили в помощь. Волонтёров довольно много, и их помощь важна, потому что так проще уделить внимание всем детям», — рассказывает Евко.

Время определяться

К 12-14 годам с набора в школе команда переходит игру в один состав. Тогда же нужно определяться с тем, хочет ли ребёнок идти по пути профессионального хоккеиста.

«Когда происходит переход на игру в один состав, мы начинаем родителям говорить, что вы должны определяться. Если вы видите и даёте шанс ребёнку попробовать себя в профессиональной системе, то мы сделаем это. За три года работы академии мы дали им понять, как работает система. Мы видим по турнирным показателям, что идём в правильном направлении. Если посмотреть динамику младших возрастов, то мы идём на равных с «Динамо» и приближаемся к ЦСКА. Это даёт родителям основание приводить детей к нам», — рассказывает Черковский.

Реклама 18+

«В этом возрасте у ребят и родителей есть понимание, что они видят себя в хоккее. Здесь идёт направленная работа на их совершенствование, появляются более серьёзные соревнования. В Санкт-Петербурге в последние пять лет проводится интересное первенство. То есть это уже более серьёзная история, присутствует мотивация. В этой возрастной группе это уже сформированная команда, коллектив, с которым надо определённым образом работать, это уже более взвешенная ситуация, чем когда только происходит набор.

Хоккей омолодился, и ребята даже раньше начинают понимать для себя, что они выбирают этот путь», — отмечает Ежов.

«Команды в этом возрасте уже живут настоящей хоккейной жизнью: предсезонные сборы и турниры, официальны соревнования, вызовы в сборные по своему возрасту. Создаются спортивные классы для оптимизации учебного и тренировочного процессов. Более детально строится работа с видеоматериалами, закладывается фундамент анализа. К 13-14 годам уже можно говорить о перспективах того или иного игрока в профессиональном хоккее», — говорит Кутузов.

Немаловажным становится профессиональный подход самого игрока к своему процессу подготовки, желание изучать, узнавать что-то новое. В этом возрасте необходимо чётко понимать, что если выбрал этот путь, то нужно продолжать по нему идти

«Важна насмотренность, полезно смотреть матчи, это включено в процесс. Не просто смотреть, но пытаться разобрать, увидеть ошибки, подумать, как бы сам поступил в какой-то ситуации. Лучше всего человек понимает ситуацию, когда сам её объясняет. У нас есть такая практика, когда тренер показывает упражнение, а потом просит объяснить его кого-то из игроков. Если смог объяснить — значит сам понял», — добавляет Крылова.

Выпуск

Когда юный спортсмен и родители уже определились о продолжении карьеры хоккеиста, происходит переход на более взрослый и профессиональный уровень. Больше внимания со стороны тренеров клубной системы, выступления в ЮХЛ, а затем и в МХЛ.

«Команда Юниорской хоккейной лиги, где выступают ребята 16-18 лет, является переходным звеном от школы к молодёжному хоккею, к первым профессиональным контрактам. В команде ЮХЛ уже более взрослые требования, более насыщенный учебно-тренировочный процесс, анализ проведенных игр, постоянное внимание со стороны тренеров команд МХЛ и ВХЛ», — отмечает Кутузов.

Реклама 18+

«Про технику и физические качества я даже не говорю, это почти профессиональные спортсмены, которые в возрасте шестнадцати лет играют за молодёжную команду. Это как работа, и отношение должно быть соответствующим. Никаких пропусков тренировок. Если в детстве тренер показывает и рассказывает, то в таком возрасте ребёнок сам знает, в чём ему надо прибавить, и он эти вещи может сам прорабатывать — есть тренажёры, симуляторы, любительские команды, в которых он может играть дополнительно, заниматься со специалистами по конкретным направлениям», — рассказывает Крылова.

Если ряд школ знаком со всеми хлопотами выпускных годов, то в «СКА-Стрельне» к этому только готовятся.

«В следующем году планируем выпустить воспитанников 2006 года рождения, ребят, которых мы набрали в самом начале. Выпуск обещает быть интересным. Для нас это не просто выпуск, это первая оценка нашей десятилетней работы. Хочется посмотреть, что мы наработали за это время, и что будет с нашими выпускниками в ближайшем и в отдалённом профессиональном будущем. Не думаю, что за один выпуск сможем понять, что мы делали правильно. Мы учимся каждый год. Выпуск может быть успешным, а последующие за ним — провальными. Я бы не оценивал работу по одному сезону — надо прожить два-три выпуска, посмотреть, сделать анализ, какой-то срез. Не по 25 выпускникам, а по нескольким возрастам», — отмечает Ежов.

«Звезда прорвется в любом случае». Виталий Прохоров о развитии карьеры хоккеиста

«Обычно к 12 годам понятно, имеет ли ребенок спортивные перспективы». Что надо знать о подготовке хоккеистов?