Трибуна
5 мин.

Однажды «Макларен» взбесили скучные кубки «Ф-1» – и команда нажаловалась боссу чемпионата. Правила поменяли

От редакции: Привет! Вы в блоге Masta Kink – эпичном доме подкастов о книгах про «Формулу-1». Здесь публикуются мощные ретроистории о гонках прошлого и рецензии на самые интересные биографии и рассказы про нашу любимую серию из первых рук. Поддержите автора плюсами и подписками – его уникальный контент того стоит!

Босс «Макларена» Рон Деннис прославился зацикленностью на призах за победы в гонках: он всегда отбирал трофеи у гонщиков, считая их собственностью команды. Например, когда на Гран-при Италии 1989 года Ален Прост подарил свой приз толпе тифози, Рон впал в такую ярость, что после подиума швырнул во француза командный кубок, едва не сломав тому пальцы ног.

Первая часть этой истории попала на видео: Рон Деннис стоит справа в белой рубашке и не может поверить, как «его» кубок уничтожают у него же на глазах. А вот о реакции на действия Проста мы знаем благодаря мемуарам координатора «Макларена» Джо Рамиреса, который видел эту сцену своими глазами.

Вот еще одна история про отношение команды McLaren к трофеям в Формуле 1, взятая из мемуаров Джо «Воспоминания гоночного человека». Узнать о книге подробнее можно в подкасте Masta Kink: единственном подкасте на русском языке, полностью посвященном книгам о «Ф-1», которые никогда не публиковались в России.

Рон Деннис и победные кубки

«С того дня, как в 80-х у нас украли кубок прямо после церемонии подиума Гран-при Германии, я взял на себя заботу следить за тем, чтобы трофеи доезжали до базы в целости и сохранности. Для Рона Денниса кубки были физическим воплощением достижений команды. Он был к ним так внимателен, что после прихода в «Макларен» прописывал в контрактах гонщиков пункт о том, что призы всегда принадлежат именно команде.

Обычно гонщики просили меня сделать для них копию, и я всегда им помогал. Но Айртон Сенна на второй сезон все изменил: ему хотелось оставить себе оригинал. Тогда я начал делать копии для «Макларена». Но поскольку и Сенна, и Рон настаивали на том, что настоящий кубок должен быть у них, я всегда уверял обоих во владении оригиналом!

Один из самых красивых призов в нашей коллекции – без сомнения, кубок Леопольда III, вручавшийся Королевским автомобильным клубом Бельгии. Договоренность была такая: победившая команда хранила его у себя в течение года, после чего привозила его на следующий Гран-при и возвращала для вручения следующему победителю. При этом бельгийцы также презентовали победителю еще один кубок, который команда оставляла себе навсегда.

В 1991 году мы выиграли Гран-при в четвертый раз подряд, но организаторы забыли вручить нам постоянный кубок. Когда я забирал призы с подиума, то заметил, что этого кубка нет, и спросил руководителя трассы Роберто Носетто: «Послушай, а что насчет нашего кубка?»

 — О черт! Я забыл о нем. Пришлю на следующей неделе.

 — Нет, спасибо. Меня устраивает этот. Оставим его у себя, раз уж побеждали столько раз.

Но он настаивал, чтобы на будущий год мы его вернули.

Через пару недель на базу прибыла посылка с другим кубком, и я не мог поверить своим глазам: это была дерьмовая консервная банка, даже хуже приза за третье место в мексиканской картинговой гонке в 50-х. Я испытал такое отвращение, что отправил посылку назад, велев засунуть ее туда, где не светит солнце, с уведомлением, что мы оставим себе кубок Леопольда III. Затем я написал письмо [боссу «Ф-1»] Берни Экклстоуну, где пожаловался на качество трофеев – в сравнении с силами и деньгами, затраченными на победу в Гран-при. И с 90-х стандарты призов прописали в регламенте ФИА – теперь все они выглядят дорого и красиво.

Трофей за победу в Бельгии был шестиугольным серебряным кубком, установленным на подставку из черного дерева. На нем были выгравированы имена всех предыдущих победителей, включая Нуволари, Брукса, Фанхио, Аскари, Брэбема, Кларка, Сертиза, Герни, Макларена, Родригеса, Фиттипальди, Стюарта, Лауды, Андретти, Рейтеманна, Шектера и Проста. И, конечно, Сенны, который побеждал в Спа четыре раза подряд.

Рону так нравился этот кубок, что он заказал изящную копию своему брату Майклу – выдающемуся ювелиру. Однако позже он подарил ее члену одной из иностранных королевских семей – в рамках бизнес-сделки, о чем спустя годы, мне кажется, сильно жалел.

Через год Роберто Носетто больше не стоял у руля Гран-при Бельгии, а новому менеджменту трассы не было дела до старых призов. Мне казалось, я бился за тот трофей не меньше гонщиков, поэтому так привязался к нему, что едва не спросил Рона, могу ли оставить его себе. Не думаю, что ответ был бы положительным!»

Эта история была опубликована в книге Джо Рамиреса. «Воспоминания гоночного человека», которая в России не издавалась.

Узнать больше об этой книге и послушать другие истории из нее можно в подкасте Masta Kink:

Masta Kink – это подкаст про книги о «Формуле-1», которые никогда не выходили на русском языке.

Вот какие эпизоды уже вышли в первом сезоне подкаста:

«Другая жизнь». Книга Вирджинии Уильямс об аварии Фрэнка Уильямса и ее невыносимых последствиях

«Я просто делала чай». Книга Дианы Спайрс о золотых годах паддока «Формулы-1»

«Выжить. Управлять. Победить». Книга Ника Фрая о том, как команда «Браун» сотворила чудо в «Формуле-1»

«Моя жизнь с Айртоном». Книга Адрианы Галистеу о ее отношениях с Сенной

«Моя история». Книга Алекса Дзанарди о Формуле 1, титулах в США и аварии, оставившей его без ног

«Воспоминания гоночного человека». Книга Джо Рамиреса о взрослении Формулы 1 и о характерах Сенны, Проста и Рона Денниса

Подкаст доступен в Apple Podcasts, в Google Podcasts, в Яндекс Музыке, в Spotify и на YouTube.

Фото: williamsf1.com/; Gettyimages.ru/Pascal Rondeau; globallookpress.com/Grand Prix Photo/CS