6 мин.

Переговоры по поводу офсайда «Ливерпуля» были ужасны

Когда новость о том, что именно произошло в бункере ВАР в субботу, просочилась, сердце ушло в пятки.

Не только потому, что было необъяснимой ошибкой не засчитать гол Луиса Диаса, который привел бы к тому, что «Ливерпуль» повел бы в счете против «Тоттенхэма» (1:0), но и из-за того, что неизбежно последует дальше.

Будут распределены обвинения, взаимные обвинения, указания пальцем, теории заговора, предположения о предвзятости, многоточечные планы о том, как исправить судейство в Премьер-лиге, и тысячи слов, написанных и сказанных, включая статьи, подобные этой.

Все это понятно. В конце концов, в данном конкретном случае обсуждалось не спорное решение. Как стало ясно, когда PGMOL опубликовала аудиозапись того, что произошло, ВАР на мгновение забыл, какое решение он проверял, и была допущена довольно серьезная ошибка.

Тем не менее, это было похоже на крайний вариант того, что уже давно существует.

Все это, как правило, либо ходит вокруг да около, либо прямо указывает на идею судьи как козла отпущения, фокуса коллективного гнева, сосуда, в который мы выливаем свое раздражение, будь то конкретный судья или более аморфное понятие «судейства» в целом.

Но, несмотря на то, что это инстинктивно, это определенно вредно для здоровья, по-разному.

Гол Луиса Диаса был не засчитан из-за офсайда (Райан Пирс via Getty Images)

Первое — на человеческом уровне. Должно быть совершенно очевидно, что это некрасиво огромным группам людей обвинять одного человека в своих разочарованиях и проблемах. В то время как судья Премьер-лиги знает, на что он подписался, и, следовательно, ожидается, что он примет критику, все же странно, что считается социально приемлемым публично оскорблять и обвинять одного человека из-за ошибки, которую он совершил на работе, хотя, по общему признанию, футбол — не единственная сфера, в которой это происходит.

Многие из нас в той или иной степени виновны в этом — критике, злоупотреблениях, перекладывании вины. Болельщики. Менеджеры. Игроки. Эксперты. Журналисты. Вещатели. Это мы: мы проблема.

И в какой-то степени трудно по-настоящему обвинить все эти группы, потому что мы все были приучены относиться к судьям как к жертвенным агнцам. Существует своего рода петля обратной связи между фанатами, СМИ, менеджерами и т.д. — все стороны подстрекаются друг к другу, сознательно или нет, чтобы cделать ситуацию все больше, больше и больше.

Но, повторюсь, это вредно для здоровья, и не только по причине человечности. Жаловаться на судейские решения в целом теоретически служит двум целям: одна личная, другая конструктивная.

«Личная» включает в себя катарсис — во время просмотра игры часто очень приятно на интуитивном уровне кричать ужасные слова в адрес рефери. Это часть всего племенного аспекта футбола: мы против них, а «они» никогда не являются просто командой соперника.

На судей оказывается огромное давление, чтобы они не допускали ошибок (Catherine Ivill via Getty Images)

Это также отчасти связано с поиском ответов. Это может принимать форму отклонения, обвиняя судейское решение в поражении, когда конечная причина состояла из футбольных недостатков. Это намного проще и утешительнее.

Это все прекрасно объяснимо. Даже легко отождествлять себя с теоретиками заговора в такие моменты, как дело Диаса: в конечном счете, по-своему извращенно, теоретики заговора просто пытаются понять, как же обстоят дела в целом, и осмыслить мир, особенно когда «официальное» объяснение кажется неправдоподобным.

Многие из этих теорий заговора, в том числе о ситуации с Диасом, рушатся, так это то, что человеческие недостатки и некомпетентность с гораздо большей вероятностью объяснят что-то, чем неназванные темные силы, дергающие за ниточки по неясным причинам.

«Конструктивный» элемент немного туманнее. Теоретически, если вы на что-то жалуетесь, то вы также требуете или поощряете перемены. И эти перемены могут произойти, что в некоторых случаях является положительным: например, протесты болельщиков — это, по сути, жалобы с более благородным названием, но они абсолютно достойны восхищения и убедили многочисленные футбольные клубы в том, что они не должны делать какие-то довольно ужасные и глупые вещи.

Но зачастую жалобы, особенно на судей, могут ухудшить, а не улучшить ситуацию. Возьмем, к примеру, ВАР: по сути, он существует, потому что люди жаловались на то, что можно было бы назвать «аналоговыми» судейскими ошибками прошлого. Теперь мы попали в эту нынешнюю неразбериху.

Болельщики обзывают и стыдят Грэма Полла в дни до ВАР (Фил Коул via Getty Images)

Это также привело к бункерному менталитету среди судей. Как отметила писательница Грейс Робертсон в своем последнем информационном бюллетене, злоупотребления и поиск козлов отпущения неизбежно будут способствовать жесткой внутренней лояльности между рефери. Это, казалось бы, замечательная вещь, но также может привести к ситуациям, подобным той, которую Майк Дин неразумно описал, когда он признался, что не просил Энтони Тейлора пересмотреть инцидент, потому что не хотел причинять товарищу дальнейшие неприятности.

Очень легко увидеть, как весь мир, кричащий на небольшую группу из вас, может привести к ситуации, когда солидарность против этого крика затуманивает ваше суждение.

Существует также продолжающийся кризис в массовом судействе. Жалобы, оскорбления и поиск козлов отпущения на высшем уровне приводят к жалобам, злоупотреблениям и козлам отпущения судей на воскресных матчах лиги до 13 лет. «Игроки не давали мне вести машину, лежа перед ней и прыгая на капот, — сказал один из судей в расследовании BBC в начале этого года. — Несколько лет назад меня били кулаками сзади и ногами сбивали на землю».

Помощник судьи подвергается оскорблениям в 2012 году (Глин Кирк / AFP via Getty Images)

Судьи должны лучше выполнять свою работу.

С подлинными ошибками следует мириться, но массовая некомпетентность, такая как непонимание того, какое решение вы на самом деле проверяете, нет.

Судьи не должны подрабатывать в странах, где лиги, по сути, принадлежат тем же людям, которые контролируют футбольные клубы Премьер-лиги.

ВАР должен быть приведен в соответствие с этой целью, в какой бы форме она ни проявлялась.

Между клубами и судьями должно быть больше общения.

Должна быть какая-то форма прозрачности в принятии решений.

Все это правда.

Верно и то, что судьи являются чрезвычайно непропорциональной частью более широкого разговора об игре.

Случай с Диасом является относительно редким, четким примером того, как кто-то совершает ошибку, которую чрезвычайно трудно объяснить, даже если мы должны признать, что это была «всего лишь» ошибка без злого умысла.

Но, возможно, нам следует использовать этот крайний пример, чтобы подумать о других случаях, когда все не так однозначно. Может быть, тогда и всем не стоит так уж стремиться к прямому распределению вины?

Автор: Ник Миллер (источник)

Хотите поддержать автора донатом? Это можно сделать в комментариях к посту!

Приглашаю в свой телеграм-канал — переводы статей о футболе и порой просто новости и пр.