9 мин.

Забил ли Холанд? Не стоит переоценивать норвежца

Хет-трик после выхода на замену в дебютном матче в футболке нового клуба. Восемь забитых мячей в первых четырех матчах в Бундеслиге. До того — пятерка топ-бомбардиров чемпионата Норвегии, переход в австрийскую Бундеслигу, статус лучшего по системе гол+пас, феерия в Лиге Чемпионов с голами на Энфилде и Сан-Паоло как вишенкой на торте и подаренная надежда на выход в евровесну. Звучит, как стремительный взлет. Как сказка, в которую хочется верить. За которой украдкой следишь, проверяя хайлайты тура, есть ли фамилия среди отметившихся забитыми мячами игроков. Переход в чемпионат посильнее был вопросом времени. Холанд выбрал Дортмунд.

«Боруссия» идеально подходит Холанду для перехода на более высокий уровень.

Какой гол у вас ассоциируется с Холандом? Мощный рывок от центральной линии в свободную зону к мячу, подработка и удар? Или выход один в один через полуфланг? Быть может это замыкание прострела после ухода от опекуна? Удивительно, но все эти ситуации так или иначе отражают качества молодого нападающего, которые уже доведены до элитного уровня. Речь, конечно же, об умении играть на линии с последним защитником и чувство момента. 

Что характерно, все клубы, за которые выступал Холанд, в той или иной степени стилем игры позволяли выжимать из нападающего максимум. Отчасти в контексте этого переход именно в «Боруссию» выглядит более чем оправданным.

«Шмели» почти не используют длинные верховые передачи, предпочитая разыгрывать мяч низом. «Боруссия» лидирует в чемпионате среди команд, совершавших входы в штрафную через пас. Команда Фавра наиболее опасна в переходных фазах, стремительно вырываясь в контратаку после получения мяча. По показателям ударов после проведения контратак, а также ударов после отбора мяча в высоком прессенге Дортмунд входит в топ чемпионата.

Также как входит «Ред Булл» в Австрии и «Мольде» в Норвегии. Ограниченное количество верховых передач с преимущественно вертикальными пасами вразрез на ход. А это ровно тот футбол, в котором Холанд может начать движение в свободную зону, на дистанции разогнаться и получить мяч в уже критичной для соперника зоне. Именно таким образом Эрлинг забивал свои первые мячи в футболке «Боруссии», именно так он обратил на себя внимание топ-клубов.

Рецепт его голов, своевременное движение в нужную зону, звучит очень просто, но на деле это качество отличает нападающих от топ-завершителей.

Если обратиться к карте активности норвежца в завершающей фазе выделяется центр штрафной площади. Отсюда он наносит подавляющее количество ударов. Здесь при подходах команды к чужим воротам караулит мяч.

Холанд подходит системе «Боруссии», но не делает ее мощнее.

И все же, сейчас норвежец является только дополнением к системе Люсьена Фавра, завершением ее внешнего облика, но никак не усилением. В действительности, его предшественник Пако Алькасер, образца начала его немецкого периода в карьере, мог бы быть тем самым последним пазлом, и по сей день завершая атаки «шмелей».

Дело даже не в столь символичном ежегодном хет-трике в ворота «Аугсбурга». Несмотря на разительные отличия в антропометрии Эрлинг и Пако выполняли схожую роль в Дортмунде ( разумеется, учитывая изменение схемы по ходу сезона 19/20).

Структурно «Боруссия» продолжает вектор, заданный Фавром еще в прошлом сезоне, ориентируясь на контрпрессинг и вход в штрафную за счет коротких передач. Тем интереснее видеть, как футболист комплекции Холанда не использует свои физические данные в игре. Напротив, нападающий предпочитает искать свободные пространства, а с партнерами отыгрываться на коротке. Шутка ли, в австрийской Бундеслиге норвежец принимал длинные передачи реже партнеров по нападению, сильно уступающих ему в росте. Так Патсон Дака (183 см) в среднем получал в 2 раза больше длинных передач, чем Эрлинг Холанд ( 1,57 к 2,91). И это полностью соответсвует картине, представшей в «Боруссии»: с появлением рослого игрока впереди команда не перешла на длинные передачи. Даже Алькасер в прошлом году в стартовых пяти матчах чаще боролся за верховые мячи, нежели Холанд.

Но это не связано только лишь с требованиями тренеров играть низом. Одной из проблем Холанда является игра наверху, которая прослеживается на дистанции в несколько сезонов в разных чемпионатах. При этом нельзя сказать, что он совсем уж ужасен в верховых единоборствах. Цифры как раз на стороне норвежца, здесь у него солидные 40,3% выигранных единоборств по сезону 19/20. Вопрос в том, какие это ситуации и сохраняется ли владение команды после единоборства.

В Германии Холанд вступал в 12 верховых единоборств, выигрыв 50% из них, вот только владение после этих эпизодов сохранялось лишь трижды. Таким образом, сейчас, с соперником «на плечах», Эрлинг не может выполнять роль таргетмена, что сильно сужает опции в атаке «Боруссии». Он не выпрыгивает высоко, при получении мяча отклоняет назад, а не совершает движения головой — все эти факторы играют против Эрлинга. В единоборствах внизу тоже не все однозначно. Молодой нападающий неумело использует свои габариты, часто подключает руки и избегает прямой игры корпус в корпус. Проблема ли это? Скорее очевидные компоненты, в которых норвежец точно прибавит на дистанции. Язык тела говорит о неуверенности в ведении единоборств, высокий центр тяжести вынуждает задействовать руки, недостаточная резкость делает уязвимым к быстрым обманным движениям соперника. На последнем стоит остановиться подробнее.

Холанд не защитник, так ли критично важна для него резкость? Ведь на дистанции он хорош, его рывки, отточенные в «Мольде» и «РБ» смертоносны. При обороне «Боруссия» использует контр-прессинг и элементы активного высокого и среднего прессинга. На роль игрока, задействованного непосредственно в отборе мяча, Холанд не подходит. Тягучесть в статике на корню «убивает» стремительное развитие атаки — с места с мячом норвежец не сможет использовать свои сильнейшие качества. Да и кроме того активная фаза отбора со стороны Эрлинга может провоцировать проблемы «Боруссии» при его обыгрыше и разрушении линии с последующей необходимостью перестроения.

В матче против «Байера» Холанд участвовал в общекомандном прессинге , но в формате «сопровождения» и обозначения давления с попыткой перекрыть траекторию передачи. Пожалуй, сейчас эта единственная подходящая модель.

Грамотно располагаясь во время начала прессинга и перекрывая зоны для передач Холанд сможет компенсировать недостаток стартовой скорости и резкости. 

И все же, сопоставляя все вводные, замена «маленького» юркого нападающего, роль которого исполняли Пако и Ройс, на рослого Эрлинга сама по себе предполагает изменение рисунка игры. Здесь имеет смысл вернуться немного назад и посмотреть на распределение голов Холанда.

Очередное подтверждение проблем с игрой «на втором этаже» : 1 гол головой за «Ред Булл» в Лиге Чемпионов. Еще 7 мячей «разбросаны» по более ранним этапам карьеры. И все эти голы объединяет одно — забивались они без какого-либо давления . То есть это был все тот же Эрлинг, замыкающий фланговую передачу, только вместо ноги подставляющий голову. Общую картину дополняют 2 мяча ( из 8 отправленных в сетку головой ) , забитые в квалификации к Евро U-17 сверстникам из Израиля физиологически уступавших в росте Эрлингу.

Из той же выборки вытекает проблема со «слабой» ногой. 9 мячей забито правой, лишь дважды это не было замыканием в пустые ворота. А в Германии и вовсе 90% ударов было нанесено с левой ноги ( один головой). С точки зрения реализации все хорошо, в Австрии Холанд держал планку в 31%, в Германии задрав ее до 70%, что, очевидно, временно и по сезону упадет все к тем же30%. Дело в другом, преимущественная игра одной ногой делает нападающего предсказуемым. И не только при завершении: здесь как раз все довольно прозрачно, на высокой скорости входа в штрафную, в динамике эпизода, редкий вратарь будет просчитывать траекторию возможного удара с левой ноги, реагируя по самому удару. Предсказуемость таится в подыгрыше партнерам и обводке.

И если обводка происходит все в той же динамике на ускорении, то подыгрыш чаще должен происходить с места или на сниженной скорости, что оставляет свой отпечаток.

Иными словами, вариант с Холандом в нападении хорош здесь и сейчас при условии выведения самого Холанда на ударную позицию на скорости или при прострелах в район вратарской на высоте не выше колена. Это может работать при игре против клубов из середины таблицы, но сработает ли в Лиге Чемпионов не в составе «РБ»?

Итог

В трансферное окно Дортмунд получил крайне талантливого нападающего, выделяющегося чувством мяча в штрафной площадке и за ее пределами. При необходимости рывки за спины защитникам могут смениться на рывки во фланги для создания пространства партнерам, но сильно изменить тип игры прямо сейчас Фавр с этим трансфером не сможет. Холанд хорош в той игре, которая уже поставлена у «Боруссии» и не поможет доставлять мяч в штрафную чаще при проблемах со вскрытием через короткий пас. В команду пришел нападающий, с которым предстоит проделать большой объем работы над такими компонентами как игра головой, управление корпусом, задействование «нерабочей ноги». А результат необходим уже сейчас.

В стане «шмелей» уже был форвард, имевший исключительное голевое чутье и не самую искусную технику. Сейчас Роберт Левандовски по праву считается одним из лучших завершителей в мире. Выданных авансов Холанду должно хватить для достижения уровня поляка. Хватит ли работы над собой и, что еще важнее, работы тренеров с игроком — покажет время. Сейчас очевидно, его реализация это совокупность факторов, аналогичная той, что была годом ранее у Пако. Испанец громко начал, но так и не смог перерасти статус «забивного запасного». Настала очередь Холанда. 

СБГ Aналитика

Ресурсы:

WyScout

Statsbomb