10 мин.

«И тогда все бразильцы начали рыдать!» Интервью Люсьена Фавра, в котором он почти не говорит про Дортмунд

Специально для издания La Région главный тренер дортмундской "Боруссии" Люсьен Фавр отвлёкся от напряжённых будней в Бундеслиге и рассказал пару баек о начале своей тренерской карьеры и работе в "Ивердоне", а также поделился мыслями про швейцарский футбол – каким он был тогда и как изменился сейчас.

Фото: enfantsduservette.ch

→ За швейцарским футболом можно следить ещё в твиттере и телеграме. ←

Люсьену Фавру нужно всего несколько секунд, чтобы оказаться в совершенно другой реальности, и вместо Дортмунда и Лиги чемпионов на какое-то время вернуться в прошлое – в Ивердон. 62-летний тренер из Во сейчас является одним из главных трендсеттеров в мире футбола. Тем не менее, он до сих пор до мельчайших деталей помнит три с половиной года, проведённые на городском стадионе Ивердона с января 1997 по июнь 2000.

Что вам приходит в голову, когда вы думаете об "Ивердоне"?

Только хорошие воспоминания! Это было прекрасно, замечательное время. Когда вспоминаешь те времена, в голову сразу приходит мысль, что тогда для тренера всё было совсем иначе, нежели сейчас.

В каком смысле?

Я вступил в должность в январе 1997 года. Тогда в клубе были только президент, Франсуа Кандо, и тренер – я. И больше никого. Вначале у меня ещё был ассистент, Тито Камп, но на утренних тренировках я был один. Он иногда приходил во второй половине дня, но тогда у меня не было столько людей, как сейчас в Дортмунде или где угодно, в том числе, и в Швейцарии.

yverdon0

Фавр ещё в "Эшалене" в качестве игрока (во втором ряду в центре). Фото: generationws.fr

Были ли у вас на тот момент какие-то планы на будущее? "Ивердон" был только первой ступенью?

Нет. Совсем нет. Я никогда не говорил себе ничего подобного. Я просто шёл от клуба к клубу. После первых четырёх лет в "Эшалене" – два сезона с молодёжной командой, два с первой – я на полгода отправился в Нёвшатель, чтобы посмотреть, как всё устроено в профессиональном клубе. Там я работал со всеми молодёжками. И затем, спустя эти полгода, я решил, что хочу тренировать. То есть, тогда я был тренером U18, но я хотел руководить взрослой командой. Так я отправился в Ивердон. Единственной моей задачей было делать всё, что в моих силах, только и всего. Точно так же, как я до того делал в "Эшалене", и так же, как я сейчас делаю в Дортмунде.

Тот период был одним из лучших в истории "Ивердона". Оглядываясь назад, каковы были причины такого успеха?

Мы с господином Кандо с самого начала очень хорошо поладили, и у нас всё отлично получалось, это правда. Поскольку нас было всего двое, хорошие отношения между тренером и президентом имели принципиальное значение. Мы строили команду шаг за шагом, разумно и гармонично. Для клуба и особенно для тренера самое главное – это трансферы. Когда с этим возникают сложности, начинаются большие проблемы. Мы смогли найти подходящих игроков, и поверьте, для такого клуба, как "Ивердон", это было непросто! У нас были Леандро, Энилтон... ещё Кристоф Жаке из "Фрибура", Роман Фридли из "Муртена". У нас был Пауло Диого, который даже играл за "Лозанну", Винсен Кавен... всех уже и не вспомнить! Конечно же, Ален Флюкигер в воротах. Спустя три года, в 1999, мы поднялись в высшую лигу и сыграли очень хороший первый круг, занимали пятое место. Но в последнем круге, когда развернулась борьба за чемпионство, мы потеряли многих игроков. Но всё равно это был потрясающий опыт. Мы тогда заняли восьмое место в Национальлиге А, помните? 

yverdon1

... и в качестве тренера. А крайний слева в нижнем ряду – Людовик Маньен. Фото: generationws.fr

Помимо игроков, которых вы упомянули, был ещё и некий Людовик Маньен...

Ах да! Господи, я забыл про Людо!

Собственно, мы его вспомнили, потому что он олицетворяет "Ивердон" того времени: один из игроков, на тот момент не особенно известных, но показавших сумасшедший прогресс.

Ага, я понял, к чему вы ведёте… Я бы начал с Кристофа Жаке. Я обратил на него внимание, когда работал в Нёвшателе. Моей задачей было ездить по региону и искать хороших игроков. Во "Фрибуре" я увидел Жаке, он мне очень понравился. Он обладал как раз теми качествами, которые меня интересовали, их нужно было только развить. То же самое было с Романом Фридли.

Это игроки, которых никто не знал, однако, благодаря вам, они смогли заиграть в высшей лиге, а кто-то, как тот же Кристоф Жаке, и дослужиться до сборной. Каким образом вы смогли обнаружить их качества ещё в "Фрибуре" и "Муртене"?

У них были определённые задатки, это было видно. Но, в первую очередь, у них был дух. У нас никогда не было проблем во время тренировок. Они всегда выкладывались на полную. На них было очень приятно смотреть.

Однако, при всём уважении, когда Людовик Маньен пришёл в "Ивердон", после его попыток пробить мячи улетали на теннисные корты или на кемпинг "Айрис".

Людо очень старался. Он хотел добиться успеха любой ценой. Но у него тоже были задатки, несмотря на то, что вы говорите о его ударах в первое время (смеётся)...

Несмотря на сложности в самом начале, у него в итоге сложилась невероятная карьера...

Невероятная – это очень подходящее слово, да. Он всегда знал, чего хочет, и параллельно с футболом ещё и учился. Людо тренировался при мне в С-юниорах "Эшалена", он был тогда очень худой. Потом он перешёл в "Лозанну" и действительно был неплох. Но этого я не видел, только слышал. Когда он захотел в "Ивердон", я сразу сказал "да". Он начинал в центре поля, но это правда, что у него лучше получалось играть сзади, где давление было меньше. Благодаря упорной работе он стал увереннее в себе. Он работал как сумасшедший! Без труда не добьёшься ничего.

Хотелось бы остановиться на этой теме, ведь у вас получилось сделать игроком высшей лиги и Седрика Маньена. Этого никто не забудет.

У этих ребят было главное: необходимый менталитет и понимание игры. И настрой... Мы с господином Кандо сделали неплохой выбор! Однако, при этом необходимы ещё и такие игроки, как Леандро и Энилтон. Эти двое были хороши! О, ещё же был Адаозиньо, помните? У него был невероятный удар! Когда он исполнял штрафной, перекладина каждый раз сотрясалась – либо это был гол.

Мы можем вспомнить и менее успешные подписания. Жилсон, например.

Естественно, без проблем не обходится. Я помню, как Леандро хотел привезти в "Ивердон" своих бразильских друзей. И господин Кандо сказал, пусть приезжают – вдруг среди них есть один-два хороших игрока? Мы привезли их из Бразилии, и для них это уже было мечтой – приехать в Европу. Я очень хорошо помню, мы взяли их на неделю в тренировочный лагерь в Ле Рассе, чтобы посмотреть, что они из себя представляют. В конце концов, я сказал, что мы не можем оставить никого из них. И тогда они все начали рыдать! Все! Должен сказать, я растерялся, было их жалко. Но чёрт, нам ещё нужно было заплатить за их перелёт, и тогда это было не очень-то дёшево! 

yverdonst

Городской стадион Ивердона. Фото: generationws.fr

Вы всё ещё следите за тем, как дела у "Эшалена" и "Ивердона", или это всё осталось в прошлом?

Да, да, конечно, я слежу за ними! То, что произошло в прошлом сезоне с "Ивердоном", было несправедливо! Это невероятно!

(Из-за коронавируса розыгрыш всех лиг, кроме двух высших, остановили, решив не объявлять победителей и, соответственно, тех, кто вылетит и пойдёт на повышение. В результате "Ивердон", на тот момент весьма уверенно лидировавший в Промоушн-лиге, не смог подняться в Челлендж – к огромному разочарованию болельщиков и президента, вложившего в команду немалые деньги и очень рассчитывавшего на повышение в классе уже в этом сезоне. – прим. переводчика)

Вы явно очень злы на Швейцарский футбольный союз.

Есть немного.

Скоро будет достроен новый стадион "Ивердона". Вы рассчитываете получить приглашение на церемонию открытия?

Да, я бы с радостью пришёл, если, конечно, будет такая возможность! Я внимательно слежу за этим. Пару недель назад я говорил с Тито Кампом, он сказал, что работа продвигается.

У "Ивердона" были времена, когда он был действительно силён – когда у клуба был выдающийся президент. Правда ли, что даже несмотря на большую общественную поддержку, клуб не может развиваться без сильной личности в руководстве?

Я не знаю. Я никогда не задавался этим вопросом. Единственное, в чём я уверен, так это в том, что Франсуа Кандо и Поль-Андре Корню были двумя выдающимися людьми, и что оба очень хорошо делали свою работу.

В своём особенном стиле...

Да. Но ведь все мы разные!

Марио Ди Пьетрантонио продолжает эту линию?

Я не знаком с ним лично. В прошлом сезоне они должны были выходить в Челлендж, но потеряли целый год, и это очень обидно. Несмотря на это, он смог подготовить команду, чтобы подняться в нынешнем сезоне. Ему пришлось заново мотивировать и парней, и себя самого, и, судя по всему, ему это удалось. Это говорит в его пользу. Я уверен, в этот раз "Ивердон" сможет добиться своего.

Законное место "Ивердона" – во второй лиге? Или даже в первой?

Ну, это зависит от многого... Если они хорошо готовят молодёжь, подписывают хороших игроков, всё может получиться снова. Хотя, конечно, при нынешнем формате это будет сложнее. Я сейчас не пытаюсь никого критиковать, но мне жаль, что чемпионат Швейцарии проводится всего с десятью клубами. Я считаю, что в высшем дивизионе не хватает двух, четырёх или даже шести команд. Я понимаю, что эти изменения были необходимы по финансовым причинам, поскольку иначе многие клубы бы попросту не выжили. Но всё же, я считаю это большой потерей.

У "Ивердона" больше нет второй команды, все сейчас собраны в "Тим Во". Стало ли из-за этого сложнее?

Знаете, мне сложно судить, за семнадцать лет я прошёл долгий путь, в том числе, через "Цюрих". Мне всегда казалось, что "Тим Во" была неплохой идеей. Например, оттуда вышел Жордан Лотомба. Чертовски хороший игрок! Однако, мы могли бы задать вопрос, кто больше всего выигрывает от этой централизации в "Тим Во"...

Скажем, "Лозанне"...

Да, вероятно, этот вопрос должен быть адресован "Лозанне".

Кстати о "Лозанне". У INEOS есть средства, позволяющие привлечь тренера вашего уровня. Кантон Во – ваша родина. Есть шанс, что вы можете вернуться в ближайшее время?

Я больше никогда не буду работать тренером в Швейцарии. Я уже говорил об этом, но это вовсе не означает, что я совсем уйду на пенсию, когда закончу свою работу за границей. Я бы хотел обучать молодёжь, отыскивать таланты. Это моё желание.

Вы собираетесь продолжать работать после Дортмунда?

Футбол – это огромная часть моей жизни, я не представляю себя вне его. Я не смогу так сразу оторвать от себя эту часть, это невозможно. 

bvb

Фото: dpa

 

Изменилась ли профессия тренера в 2020 году, по сравнению с 2000?

Есть много аспектов. Уже сейчас в общении с игроками нужно всё больше и больше внимания: приобнимите их за плечи; прежде, чем сказать что-то плохое, скажите что-то хорошее; будьте с ними помягче... С этой точки зрения отношение к игрокам очень сильно изменилось. И, опять-таки, возвращаясь к тому с чего мы начали, изменилось всё окружение. Раньше, в основном, были только президент и тренер. Сейчас всё по-другому.

Отличаются ли тренировки с Домиником Роша, который перед тренировками ходил огороды копать, и с такой яркой звездой, как Марко Ройс?

На поле – да. И я стараюсь сконцентрироваться именно на этом, это то, что нравится мне больше всего – возможность делать упражнения, которые я хочу, проводить необходимые мне тактические тренировки. Именно в этот момент я счастлив. Мне хорошо. Это поле и мяч. А остальное...

Остальное вам не нравится? Деньги, шумиха в прессе, слава?

Я тренер. В общем-то, это всё. Это то, что я больше всего люблю. Безусловно.