7 мин.

Страх и пустота на зимнем рынке АПЛ – притих даже Боули. В чем причина?

Разбор Игоря Сергеева. 

Клубы АПЛ потратили в это зимнее трансферное окно в восемь раз меньше, чем год назад – 112 млн фунтов против 815 млн. Для сравнения: зимой 2023-го «Челси» оставил на рынке в три раза больше, чем сейчас клубы, вместе взятые.

Лидер по расходам – «Кристал Пэлас»! 

Вообще никого не купили 11 клубов, в том числе «Арсенал», «Ливерпуль», «МЮ», «Челси» и «Ньюкасл».

АПЛ, мы тебя не узнаем. Особенно после рекордного летнего окна, когда клубы потратили 2,4 млрд.

Ищем причины.

Так мало АПЛ зимой не тратила 12 лет (без учета ковидного года)

Сначала фиксируем цифры.

Самая дорогая покупка этой зимы – 21-летний защитник Раду Дрэгушин, который перешел из «Дженоа» в «Тоттенхэм» за 26 млн фунтов. Следом – тинейджеры, знакомые только скаутам и фанатам Football Manager (19-летний англичанин Адам Уортон из «Блэкберна» в «Кристал Пэлас», 18-летний аргентинец Клаудио Эчеверри из «Ривер Плейт» в «Сити»).

Эти покупки ожидаемо не входят даже в топ-10 самых дорогих январских трансферов за тот же период. Выделяются прошлогодние зимние трансферы «Челси» – Энцо Фернандеса (из «Бенфика» за 106,8 млн фунтов) и Михаила Мудрика (из «Шахтера» – до 88 млн вместе с бонусами), а также переход Вирджила ван Дейка из «Саутгемптона» в «Ливерпуль» за 74,4 млн в 2018-м. 

Всего клубы АПЛ провернули только 30 входящих трансферов, из которых 17 – постоянные переходы (13 – аренда). Меньше было только в ковидном 2021-м – 11 трансферов (плюс 13 арендованных).  Для сравнения: даже в скромном 2012 году клубы подписали 36 игроков, а прошлой зимой – 42.

Причина проста – всех напугало наказание «Эвертона»

В АПЛ с 2013 года действуют собственные финансовые правила – формально убытки не должны превышать 15 млн фунтов за три года (не считаются траты на женскую команду и развитие молодежи), но на самом деле – 105 млн, так как многие пользуются исключением, которое позволяет покрыть убытки на эту сумму за счет владельцев при гарантиях стабильного финансирования на два года вперед. Иначе – снятие очков, штрафы с баном на трансферы и продление контрактов.

Кажется, что до прошлого года АПЛ только пугала клубы, но потом взялась за дело.

Для начала мощно атаковала «Ман Сити» – подозрения в нарушении более 100 пунктов финансовых правил (до этого были вялотекущие судебные бодания). Разбирательство продолжается.

В ноябре последовали первые тяжелые санкции. С «Эвертона» сняли 10 очков за нарушение финансовых правил в сезоне-2021/22 – невиданное по суровости наказание для лиги. Ливерпульцы подали апелляцию, результата пока нет – даже не назначили дату рассмотрения.

В начале года прилетели новые обвинения тому же «Эвертону» и «Ноттингем Форесту» за нарушения в сезоне-2022/23. Клубы ожидаемо не считают себя виновными. Ливерпульцы оправдываются, что перерасход связан с погашением кредита под строительство стадиона (хотя правила не содержат такого исключения), а «Ноттингем» требует учитывать деньги от продажи Бреннана Джонсона, которые были получены через два месяца после окончания рассматриваемого периода. Дела рассмотрят до конца сезона.

Январское трансферное затишье напрямую связывают с небывалой активностью проверяющих АПЛ. А небывалую активность проверяющих – с планами британского правительства по созданию независимого футбольного регулятора (IREF).

«Основным фактором [низких трансферных расходов] стала жесткость АПЛ в  контроле соблюдения правил финансовой устойчивости, – подтверждает доктор Дэн Пламли, эксперт по спортивным финансам и преподаватель Университета Шеффилда. – В частности, то, что произошло с «Эвертоном» (которому грозит второе обвинение), и с «Ноттингем Форест». На все это можно наложить новости о независимом регуляторе, именно его создание побуждает АПЛ предъявлять клубам более серьезные претензии, чем раньше».

Регулирующий орган займется лицензированием клубов и контролем над финансовой деятельностью, корпоративным управлением и даже последит за взаимодействием с болельщиками.

«[IREF] – реальный шанс положить конец перерасходам и бесхозяйственности, которые процветали в нашей национальной игре и угрожали существованию клубов», – считает Найл Купер, директор группы клубов Fair Game, выступающей за улучшение управления футболом (из АПЛ в группу входит только «Лутон»).

Практические детали работы IREF – пока загадка. Британским правительством еще не определены сроки принятия законов, необходимых для создания регулятора. Не исключено, что процесс запустят к концу марта, и IREF начнет работу уже в 2025 году.

Пересмотрят ли действующие финансовые правила – неизвестно. Но независимый регулятор вполне может проверить предыдущие периоды (как минимум трехлетние) и, если что-то найдет, АПЛ зададут жесткие вопросы. Так что небывалый контроль лиги объясним желанием навести кристальный порядок перед государственными проверяющими. 

Не стоит забывать о новых ограничениях УЕФА

Клубам АПЛ, которые собираются в еврокубки, нужно учитывать и новые европейские условия. 

Правила финансовой устойчивости УЕФА пришли на замену финансовому фэйр-плей в прошлом году.

УЕФА обнулила сроки отчетных циклов – летом оценят только 2023 год, еще через год – 2023-й и 2024-й, в 2026 году – первый полноценный трехлетний период по новым правилам.

Основные новации: лимит убытков за счет владельцев увеличен с 30 млн до 60 млн евро, но самое интересное – ограничение расходов на состав до 70 процентов от доходов клуба. Его вводят поэтапно: до 90 процентов в 2023 году, 80 процентов – в 2024-м, 70 процентов – с 2025-го. 

Какие клубы на грани перерасхода?

По данным Sky Sports, «Челси» и «Эвертон» полностью использовали лимиты в последней отчетности (за сезон-2021/22), а девять клубов, включая «Арсенал», «Ливерпуль» и «МЮ», вообще не получили никаких вливаний от владельцев (то есть не выходили за пределы убытков в 15 млн фунтов за три отчетных года).

Новые американские боссы «Челси» (а позже и все клубы АПЛ) быстро нашли брешь в финансовых правилах – активно продают воспитанников, чтобы восполнить огромные траты за счет амортизации трансферов (потраченная сумма равномерно распределяется по сроку контракта игрока). 

Слухи о продаже лондонцами доморощенных Конора Галлахера, Риса Джеймса, Трево Чалобы и Армандо Брои (в итоге ушел в аренду в «Фулхэм») – не случайность. По данным TalkSport, из-за гигантских прошлогодних трат (850 млн фунтов) лондонцам нужно продать еще кого-то (возможно, всех перечисленных) в 2024-м, чтобы влезть в финансовые лимиты.

«Они использовали уловки амортизации. Но, на мой взгляд, у них будут проблемы, они наверняка провалят финансовый фэйр-плей по итогам текущего сезона, – считает экс-консультант «Сити» Стефан Борсон. – Этого не случится лишь в случае продажи игроков на сумму более чем 100 млн фунтов до 30 июня, что очень маловероятно».

А что у других? Эксперт по футбольным финансам Дэн Пламли на основании клубных отчетов так оценивает запас прочности клубов АПЛ перед летним трансферным окном.

«Зима всегда тише лета, и это никогда не изменится. – успокаивает Пламли. – Поведение, которое мы наблюдаем в январе, может быть нестабильным из года в год. Я бы не стал рассматривать это с точки зрения тенденций, потому что январь может быть очень загруженным, когда все толкаются и паникуют, или очень тихим как сейчас».

Даже с таким скучным зимним окном АПЛ уверенно лидирует по трансферным расходам в сезоне-2023/24 – 2,5 млрд фунтов. Это второй результат в мировой истории. Первый, конечно, тоже у АПЛ – предыдущий сезон (2,78 млрд).

«В летнее окно вы по-прежнему будете наблюдать за доминированием клубов АПЛ на футбольном рынке. – прогнозирует британский эксперт. – Финансы не изменились. На европейском ландшафте власть по-прежнему принадлежит АПЛ».

«Зенит» и «Спартак» прошли бы финансовую проверку АПЛ?

Хендерсон сбежал из СА в «Аякс». Ушел еще и от налогов: при возврате в АПЛ потерял бы 8 млн фунтов

Фото: Gettyimages.ru/Jan Kruger, Alex Pantling