Кто поедет на ЧМ вместо Ирана?
Оцениваем шансы кандидатов.
Вооруженный конфликт на Ближнем Востоке – огромное препятствие для нормального проведения чемпионата мира.
Сборная Ирана, которая отобралась на турнир, все матчи группового этапа должна провести в США: два – в Инглвуде (против Новой Зеландии и Бельгии), один – в Сиэтле (с Египтом).
И теперь министр спорта Ирана Ахмад Доньямали заявил, что сборная не поедет на ЧМ: «После того, как коррумпированное правительство убило нашего лидера, не осталось условий, позволяющих нам участвовать в чемпионате мира. В свете жестоких действий, предпринятых против Ирана – в течение восьми или девяти месяцев нам навязали две войны, в результате которых погибли тысячи наших соотечественников, – у нас определенно нет возможности участвовать [в чемпионате мира] в таких обстоятельствах».
Ранее президент федерации футбола Ирана Мехди Тадж заявил, что после обострения военного конфликта трудно «с оптимизмом смотреть на чемпионат мира» и что участие сборной в турнире он лично считает маловероятным. При этом Тадж подчеркнул, что окончательное решение – за государством.

Важно – это пока не официальное снятие. Но решение все ближе.
Что будет Ирану за отказ?
По правилам, если сборная отказывается от участия на ЧМ за 30 и более дней до первого матча (как сейчас) – ее оштрафуют на сумму от 277 тысяч евро (250 тысяч швейцарских франков), если менее чем за 30 дней – от 554 тысяч евро (500 тысяч швейцарских франков).
Если откажется во время турнира, то может быть забанена на следующий ЧМ. Во всех случаях ее попросят компенсировать денежный ущерб, который понесет ФИФА и организаторы.

Были ли прецеденты?
Из отказов уже после отбора можно вспомнить далекий ЧМ-1950, когда на турнир не приехали три участника – Индия, Шотландия и Турция. Индия вопреки мифу о желании играть босиком по официальной версии экономила деньги, а по неофициальной – посчитала турнир несерьезным. Лишние расходы напугали и Турцию, а Шотландии помешала гордость – дело в том, что она проиграла внутренний турнир Англии. Секретарь местной футбольной ассоциации Джордж Грэм заявил, что Шотландия приняла бы приглашение ФИФА только в статусе чемпионов Великобритании. Возможно, под такой формулировкой тоже скрывалось нежелание тратиться.
В итоге в финальном турнире вместо 16 сборных участвовали только 13.
Ключевой вывод: замену искали по спортивному принципу, но альтернативные страны (Ирландия, Португалия, Франция) также отказались ехать.
Кто стоит в очереди на место Ирана?
Если коротко: решает ФИФА. Если развернуто: решает ФИФА по «по собственному усмотрению».
Конкретные критерии не прописаны, но логика подсказывает – в основу решения должен лечь спортивный принцип.
Логично предположить, что Иран должна заменить сборная из Азии, откуда отобрались также Япония, Южная Корея, Узбекистан, Катар, Иордания, Саудовская Аравия, Австралия (участвует в азиатском отборе). Сборная Ирака в конце марта может получить путевку через межконтинентальные стыковые матчи – соперником будет Боливия или Суринам.

Если Ирак проиграет стыки до возможного отказа Ирана, то, вероятно, получит специальное приглашение. Если нет, очередь дойдет до ОАЭ, которые уступили Ираку право сыграть в стыках.
Возможен альтернативный вариант – выбрать азиатскую страну с самым высоким рейтингом ФИФА. Тут кандидат тот же – ОАЭ уступает только уже вышедшим на турнир сборным.
Конечно, не стоит забывать «собственное усмотрение» ФИФА. Юридически она может пригласить кого угодно, но, скорее всего, попытается все же принять логичное решение, чтобы избежать новых репутационных потерь.
Среди не отодравшихся напрямую самые высокие позиции в рейтинге ФИФА у Италии, Дании и Турции.
А Иран могут заменить на Россию?
Маловероятно, потому что для этого нужно снять бан.
Хоть президент ФИФА Джанни Инфантино уже давно говорит о бессмысленности отстранения, решение никак не примут, и не факт, что оно близко.
«Безусловно, мы должны [рассмотреть этот вопрос]. Потому что этот запрет ничего не дал. Он лишь создал больше разочарования и ненависти».
Чтобы отменить решение февраля 2022-го, необходимо большинство голосов на совете ФИФА.

Вопрос о возвращении российского футбола могут внести в срочную повестку или даже проголосовать дистанционно, но пока он вообще не поднимался, а времени остается очень мало.
Кроме того, включение России сложно будет объяснить спортивным принципом: не участвовали в отборе, а в рейтинге ФИФА сборная занимает 36-е место – среди не отобравшихся есть сразу несколько команд с более высокими позициями.
Фото: Ffiri/Keystone Press Agency/Global Look Press; РИА Новости/Александр Вильф, Сергей Бобылев, Алексей Филиппов; East News/Noushad Thekkayil / NurPhoto / NurPhoto via AFP












А США, разумеется, сыграют.
А Россия в бане.
Не устанем повторять: вы не понимаете, это другое!
Для этого рейтинг и наигрывали, Валера - гений!
А теперь представьте, что Россия, например в 2017 году решила "провести" СВО или например "локальную операцию в Грузии"? ЧМ-2018 уплыл бы вообще без вопросов.
Собственно Россию стали откровенно "душить" в спорте именно с 2014 года, когда прошел ВСЕГО ЛИШЬ референдум в Крыму о входе в состав РФ. Никто там даже не воевал, просто провели референдум, где народ Крыма демократически проголосовал = Россию начинаем "душить" в спорте. Когда же в 2022 году, после 8 лет обстрелов Крыма и Донбасса, Россия "начала" СВО = сразу же международный БАН везде, не только в спорте, а ВООБЩЕ ВЕЗДЕ. Но когда Израиль вырезает Сектор Газа и нападает на Иран, или США похищают президента другой страны и говорят, что "эти вэнэсуэльцы на нашей нефти живут" или тоже нападают на Иран - НИКАКИХ санкций.
Вот поэтому, несмотря на то, что я, мягко говоря... не любитель наших властей, а "начало" СВО никак положительно не сыграло в моих глазах нашим властям(надо было решать вопрос раньше и более тонко) или если уж начали так грубо действовать, то не возиться 4+ года... Однако западный мир, типо вот "цивилизованный", "демократичный", "основанный на правилах, свободах и т.д" - это все ВРАНЬЕ. Это двуличные лицемерные... нехорошие государства, которые исторически нам противники и враги, и которые исторически не желают нам НИЧЕГО хорошего.
"Собственно Россию стали откровенно "душить" в спорте ". А на Олимпиаде в Сочи ничего не было перед этим? Никакие данные не фальсифицировали? Про Родченкова ничего не напомните?
"народ Крыма демократически проголосовал" - тебе самому не смешно про демократию вообще писать и уж тем более про демократию в России? В сказке что-ли живёшь?
"А теперь представьте, что Россия, например в 2017 году решила "провести" СВО или например "локальную операцию в Грузии"? ЧМ-2018 уплыл бы вообще без вопросов." - Так в 14-ом году была реальная СВО, притом блестящая, без единого выстрела захватили власть на полуострове и быстренько референдум организовали, вот так спецоперации должны проходить, молниеносно, чётко, продуманно. И ничего, дали чемпионат мира в 18-ом году.
Не знаю, умышленно ты упустил такие моменты или же реально не понимаешь, но именно таким макаром наши СМИ подают информацию, подмечу, что так же лживо подают информацию и у остальных. В остальном с тобой согласен, лицемерие и ложь льются со всех сторон.