9 мин.

Владелец «Фиорентины» – самый богатый в Серии А. Тогда почему они покупают Кокорина?

В августе 2020-го Bloomberg опубликовал список самых богатых людей мира. Среди владельцев футбольных клубов на первом месте Карлос Слим, которому принадлежит испанский «Реал Овьедо», – его состояние оценили в 45,7 миллиардов долларов. А главный богач от итальянского футбола – босс «Фиорентины» Рокко Коммиссо, 9,05 млрд.

Вывод не очень оригинальный, но все-таки – количество денег у владельца не всегда означает успех команды. «Овьедо» – середняк Сегунды, а «Фиорентина» в последние годы ближе к зоне вылета, чем к еврокубкам. В чемпионате-2019/20 «фиалки» стали десятыми, но в первую половину таблицы поднялись только на финише, а большую часть сезона провели в районе 13-15 мест. Это прогресс в сравнении с чемпионатом-2018/19, когда «Фиорентина» вообще финишировала 16-й и спаслась от вылета в последнем туре. Это совсем не то, о чем мечтает Коммиссо – один из самых амбициозных и идейных президентов Серии А.

Коммиссо готов вкладывать в «Фиорентину» много денег, но не позволяет ФФП

«Я занялся «Фиорентиной» не для того, чтобы зарабатывать», – говорит Коммиссо. Футбол – страсть и важная часть жизни уроженца Калабрии, который в 1961-м, когда ему было 12 лет, переехал с семьей в США. Благодаря умению неплохо играть Рокко бесплатно учился в Колумбийском университете, в его честь назвали один из университетских стадионов. Коммиссо даже был кандидатом в олимпийскую сборную США, но футбол остался хобби, а карьеру Рокко построил в банковской сфере и телевизионных компаниях. В 2000-м он создал Mediacom – сеть кабельного телевидения, годовой доход которой около 2 миллиардов долларов.

Коммиссо заплатил за «Фиорентину» 180 миллионов евро. «Я не хочу ставить никаких целей, – говорил он летом 2019-го после закрытия сделки. – Мне нравится мало обещать и много делать, в отличие от всех вокруг. Хотелось бы отметить, что я не такой, как все инвесторы в итальянском и – насколько я знаю – английской футболе. Ни у кого нет такого бэкграунда. Я 60 лет в игре. Приобретение «Фиорентины» – это мой подарок себе. Конечно, я не хочу терять деньги, но я тут не ради бизнеса. Я хочу отблагодарить футбол за то, что он дал мне, и отблагодарить Италию».

Рокко сразу же очертил проблему: «Финансовый фэйр-плей – это порочный замкнутый круг. Если у тебя нет доходов, ты не можешь покупать игроков. Если ты не можешь покупать игроков, у тебя нет доходов. Деньги – не проблема. Я могу инвестировать много, но это не вписывается в правила ФФП».

Доходы «Фиорентины» за последние семь лет выросли на 22%, но остаются очень скромными. По мнению Коммиссо, сложности с этим почти у всех клубов Италии: «У Серии А дела не очень. Мы отстаем не только от Премьер-лиги, но и от чемпионатов Германии и Испании. 20 клубов АПЛ в сумме генерируют 5.4 миллиарда долларов. Когда клуб в год получает 600-800 миллионов – это совсем другой мир».

Из напрямую зависящих от клуба факторов для увеличения дохода важны два: участие в еврокубках и собственный стадион. В Европе «Фиорентина» не играет с сезона-2016/17, когда дошла до 1/16 Лиги Европы. В Лиге (Кубке) чемпионов команда принимала участие пять раз в истории, последний – в сезоне-2008/09. Стадиону «Артемио Франки» 90 лет, принадлежит муниципалитету Флоренции, «Фиорентина» платит два миллиона евро в год за его использование. Последнюю масштабную реконструкцию проводили в конце 80-х. Коммиссо хочет построить новый стадион, но, как обычно в Италии, это очень сложно.

Коммиссо уверен – он хорошо начал. Но без стадиона быстрого прогресса не будет

«Наш «Артемио Франки» – не Колизей, я прошу снести его. Никому не нужна заброшенная старая арена в сердце великолепной Флоренции», – говорил Рокко после встречи с мэром города. Однако Министерство культурного наследия, культурной деятельности и туризма Италии считает стадион историческим памятником – на снос наложили запрет. Коммиссо отреагировал резко: «Мои деньги они не получат. За свой счет я буду делать только то, что хочу. Надеюсь, теперь они найдут финансы на реконструкцию. Сейчас на стадионе невозможно находиться. Моя жена не ходит там в туалет. Болельщики не заслуживают такого».

Владелец «Фиорентины» не собирается вкладываться в реновацию старого стадиона – он мечтает о новом. Но спустя полтора года в Италии начал понимать – препятствий слишком много. «Я боюсь, что это может остаться несбыточной мечтой», – говорит Рокко.

У клуба есть проект – стадион на 42 тысяч мест, с коммерческой зоной вокруг на 50 тысяч квадратных метров. Стоимость – около 250 миллионов евро. По подсчетам, собственный стадион увеличит доходы клуба примерно в два с половиной раза. Но Коммиссо не может договориться с муниципальными властями – приобрести землю, согласовать проект. Все происходит очень медленно, бюрократия в каждой мелочи. «Мне 70 лет. Нужно действовать быстро, – говорит он. – Пока я жив, хочу подарить городу что-то красивое. Нам нужен современный стадион: и клубу, чтобы улучшить финансовое положение, и болельщикам, чтобы не мокнуть, когда идет дождь. Без стадиона «Фиорентина» будет не жить, а выживать. Если государство будет продолжать мешать в таких вопросах, инвесторы перестанут смотреть в сторону Италии. Почему в Англии, Германии, Испании строят стадионы, а в Италии нет?»

Для контекста в понимании важности собственной арены: доход «Фиорентины» от матчдэй в сезоне-2019/20 составил 9 миллионов евро, «Ювентуса» – 49 млн. Средняя посещаемость примерно одинаковая: 24 тысячи у «фиалок», 25 – у «Юве».

В планах Коммиссо не только стадион, он инвестировал в строительство самого большого спортивного центра Италии, который  обойдется в 80 миллионов евро. 25 гектаров, 10 полей. Строительство должно скоро начаться, а открытие запланировано на весну 2022 года. Но и тут не все гладко. «Казалось, все решено, сейчас снова началась бюрократия», – жалуется Рокко.

«Я трачу на «Фиорентину» 95-97% времени, – утверждает Коммиссо. – Учитывая все проблемы, в том числе коронавирус, мы хорошо справляемся. Но этого не замечают. Никто из зарубежных владельцев не тратил так много, как я в первый год. Да и вообще – на все нужно время. Перкасси взял «Аталанту» в Серии Б, потом они занимали места с 13-го по 17-е. К четвертому месту шли шесть лет. «Лацио» с Лотито был десятым, Де Лаурентис в «Наполи» начинал с Серии С».

Но кардинальных изменений в первый сезон при Коммиссо нет – доход вырос минимально, убытки увеличились. Тем не менее Рокко обещает, что все получится: «У менять есть Mediacom, который стабильнее любой итальянской компании. Так что я точно не поступлю, как Мистер Ли с «Миланом» – при нем убытки только выросли. Я надеюсь сделать команду сильнее. И у меня получится – даже без нового стадиона сразу. Я никогда не даю обещаний, которые не могу выполнить».

Рокко выступает за реформы. Считает, что судьи должны защищать игроков, ВАР нужно использовать иначе, необходимо ввести потолок зарплат

Коммиссо недоволен итальянскими законами в отношении стадионов, но его не устраивает и то, что происходит на поле. В первую очередь применение ВАР.

«Я смотрю повторы, слушаю комментарии международных экспертов, читаю онлайн-медиа и комментарии в соцсетях. Как возможно, что после множества таких инцидентов до сих пор не решили, что ВАР нужно использовать иначе?» – возмущается Рокко. По мнению президента «Фиорентины», необходимо ввести новые правила – у каждой команды должна быть возможность попросить у арбитра использовать видеоповтор. «Это сняло бы все сомнения, дало бы нам уверенность в том, что все чисто, а технологии используются максимально эффективно», – считает Коммиссо.

Еще одна боль Рокко – игра рукой. «Я настаиваю: правила должны быть пересмотрены. Сейчас они слишком расплывчатые. ВАР идеально работает при определении офсайдов, он полезен для назначения пенальти. Но игра рукой – проблема, тут все можно интерпретировать по-разному. Я не хочу, чтобы моя команда имела преимущество, играя с «Беневенто» или «Специей», не хочу, чтобы она страдала, встречаясь с «Ювентусом» или «Интером». Все должны быть в равных условиях – как при офсайдах».

Прошлым летом Коммиссо обещал написать письмо президенту Лиги Габриэле Гравине и главе судейского корпуса Марчелло Никки – изложить мысли о том, как должно работать судейство в Италии. По мнению Рокко, арбитры не защищают футболистов.

Коммиссо был в ярости, когда в декабре 2019-го полузащитник «Лечче» Панайотис Тахцидис нанес тяжелую травму Франку Рибери. «Мы платим Рибери 6 миллионов евро в год. Из-за этой травмы он может пропустить половину матчей, – сказал Рокко. – Половина матчей – 3 миллиона евро. Мне насрать, удалили Тахцидиса или нет. Важно то, что он нанес серьезный ущерб клубу. Представьте, что «Ювентус» лишили Роналду на четыре месяца».

Еще один случай – нападающий «Вероны» Самуэль Ди Кармине локтем сломал скулу защитнику «Фиорентины» Херману Пеццелье, получил всего лишь желтую карточку и забил победный гол. «Он разбил ему все лицо, ­– сокрушался Коммиссо. – А Кьеза? Его били с первой до последней минуты, когда мы играли с «Интером». Ни красных, ни желтых, ничего».

Также Коммиссо общался с руководством лиги по поводу потолка зарплат. «Это важная тема, – считает он. – В США есть ограничения, но в то же время существуют контракты на 15 лет. Я не говорю, что нужно сделать все, как в США, но какие-то действия необходимо предпринять. Клуб с доходом в 100 миллионов евро не может тратить 60 на зарплаты. Нужно найти способ уменьшить разрыв между богатыми клубами и бедными».

***

Пока что все призывы Коммиссо остаются без ответа – правила никто не меняет, разрешение на постройку стадиона не дают. Звучат вопросы – не бросит ли Рокко «Фиорентину», разочаровавшись в итальянских реалиях?

Отвечает сам Комиссо: «У меня есть мечты, поверьте. Я вернулся в Италию не для того, чтобы моя команда была в нижней части таблицы. Я хочу быть в верхней. Всегда говорил, что нужно время. Мы строим команду, которая сможет побеждать. Первая цель – Европа. Потом можно думать о чем-то более амбициозном, включая трофеи. Чемпионство? Я думаю, этого можно добиться, если инвестировать. «Фиорентина» – моя большая семья. Все футболисты – мои дети. Я хочу, чтобы Флоренция нами гордилась».

Болельщики «Фиорентины» ненавидят своего спортивного директора. Трансфер Кокорина – новый шанс Даниэле Праде

Трансфер Рибери – подарок фанам от нового владельца «Фиорентины». Раньше он болел за «Юве» и чуть не купил «Милан»

Фото: Gettyimages.ru/Paolo Rattini, Gabriele Maltinti; globallookpress.com/Massimo Paolone/Lapresse, Marco Bucco/Keystone Press Agency