7 мин.

В Италии запустили арт-кампанию по борьбе с расизмом. Это инсталляция с обезьянами🙈🙉🙊

Расизм – одна из постоянных тем итальянского сезона. За четыре месяца его жертвами стали Марио Балотелли, Калиду Кулибали, Далберт, Роналду Виейра, Франк Кессиэ и Ромелу Лукаку. Болельщики «Интера» пояснили Лукаку, что его никто не оскорблял – так в Италии пытаются дестабилизировать соперника вне зависимости от его цвета кожи. Руководство «Вероны» заявило, что Балотелли преувеличил, когда выбил мяч на трибуны и хотел покинуть поле – ничего страшного не произошло.

С расизмом в итальянском футболе никто реально не борется

И все-таки руководство Лиги решило бороться с дискриминацией.

На входе в Зал Ассамблеи в офисе Серии А в Милане повесили три картины с изображением обезьян. Автор триптиха – Симоне Фугадзотто, популярный итальянский художник и любитель рисовать приматов (его работы можно приобрести тут, цена – от 90 до 590 евро). Цель этой работы – дальше цитата официального сайта Серии А – «распространение ценностей интеграции, мультикультурализима и братства. Работы с сильным эмоциональным и социальным воздействием подчеркивают борьбу футбольного мира со всеми формами дискриминации».

Почему обезьяны?

Фугадзотто нарисовал триптих к финалу Кубка Италии-2018/19. Идея пришла к нему на матче «Интера» с «Наполи», в котором жертвой оскорблений стал Калиду Кулибали. Художник решил, что уместно напомнить – все люди пошли от обезьян. Спустя полгода его работа стала частью официальной кампании Серии А по борьбе с расизмом.

«Я решил изобразить обезьян, чтобы поговорить о расизме, потому что они – метафора человеческого существа, – говорит Фугадзотто. – В прошлом году я был на матче «Интер» – «Наполи» и почувствовал себя униженным, когда в адрес Кулибали, игрока, которого я обожал, прозвучали оскорбления с употреблением обезьян.

Я рисую обезьян пять-шесть лет, и я подумал, что могу сделать эту работу, чтобы дать всем понять, что мы и есть обезьяны. Я нарисовал обезьяну с голубыми глазами и белым цветом кожи – западную, обезьяну с миндалевидными глазами – азиатскую, и черную обезьяну по центру, с которой все и началось. Обезьяна должна научить всех, что не существует разницы между человеком и обезьяной, мы одинаковы. Мы все обезьяны.

Для художника не существует ничего более важного, чем попытка изменить восприятие вещей своей работой. Концепт, эстетика, реализация. Этим триптихом я попытался сказать, что мы сложные и увлекательные существа. Мы можем быть грустными или счастливыми, католиками, мусульманами или буддистами, но в конце концов, наши действия определяем мы сами, а не цвет кожи».

Три обезьяны ­– символ недеяния зла

«Три мудрые обезьяны» – изображение трех обезьян, символизирующих буддистскую идею недеяния зла, отрешенности от неистинного. Фугадзотто не упоминает, что его триптих имеет какое-либо отношение к знаменитой композиции, но между ними легко провести параллель.

«Три обезьяны» стали популярны благодаря панно над дверями священной конюшни в синтоистском святилище Тосегу в японском городе Никко, одном из древнейших религиозных центров Японии, чьи храмы внесены в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Предполагается, что художник Хидари Дзингоро с помощью обезьян иллюстрировал нормы поведения Конфуция из книги IX века «Беседы и суждения»: «Не смотри на то, что неправильно. Не слушай того, что неправильно. Не говори того, что неправильно».

Есть и другие варианты перевода: «Если я не вижу зла, не слышу о зле и ничего не говорю о нем, то я защищен от него», «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу».

Символы обезьян включены в стандарт Unicode: 🙈, 🙉, 🙊.

Кампанию очень критикуют. Но Фугадзотто считает, что это нормально

Против идеи Лиги выступило большинство медиа за пределами Италии, среди которых BBC. Концепт жестко раскритиковал колумнист ESPN Джеймс Хорнкасл: «Мне интересно, как в Лиге не понимают, насколько неуместна такая коллаборация. После этого на руководство Серии А нет никакой надежды».

Представители международной сети FARE (Football Against Racism in Europe) отреагировали в твиттере: «Итальянский футбол снова лишает дара речи. Сложно понять, о чем думали в Серии А. С кем они консультировались? Эта кампания выглядит дурацкой шуткой. Она вызывает только возмущение и дегуманизирует людей африканского происхождения. Пора прогрессивным клубам Лиги высказаться».

Первой высказалась «Рома»: «Мы знаем, что лига хочет бороться с расизмом, но не считаем, что выбран правильный способ это сделать». К римскому клубу присоединился «Милан»: «Искусство – мощный инструмент, но мы категорически против использования обезьян как символа борьбы с расизмом и очень удивлены тем, что Лига ни с кем не консультировалась по этому поводу».

Мощнее всех пока выступил агент Ромелу Лукаку Майкл Йормарк: «Каждый раз, когда Серия А открывает рот, становится хуже. Каждый раз, когда Серия А делает что-то, связанное с расизмом, и демонстрирует свою стратегию по борьбе с ним, становится хуже. Изображения, которые они представили, бестактны и оскорбительны не только для лиги, но и для клубов лиги по всей Италии».

Фугадзотто уже отреагировал на критику: «Все новые виды коммуникации провоцируют споры. Каждый волен думать что хочет. Искусство – это всегда источник разногласий. Вспомните кампанию Оливьеро Тоскани для Benetton (в 90-х итальянец использовал в рекламе фото сердец,  священника, целующего монахиню, окровавленной одежды, использованных презервативов, темнокожей женщины, кормящей грудью белокожего ребенка – Sports.ru). Со временем ее признали шедевром».

Лига тоже сделала заявление: «Настоящее искусство – это провокация. Главная идея работ Фугадзотто – те, кто пропагандирует расизм, деградируют до уровня обезьян. Каждый год мы будем привлекать новых артистов для интерпретации этой проблемы».

Как вообще обезьяны помогут против расизма? Собираются ли в Серии А делать что-то еще?

Говорит СЕО Лиги Луиджи Де Сьерво: 

«Спорт, в первую очередь футбол, – это удивительный способ распространения позитивных месседжей, принципов честной игры и толерантности. Картины Симоне полностью отражают эти ценности. Лига изо всех сил намерена бороться с предубеждениями. Расизм – очень сложная проблема, мы будем решать ее на трех уровнях: культурном, спортивном и репрессивном. Мы уверены, что нам удастся выиграть важный матч против зла, которое разрушает самую красивую игру в мире.

Мы будем сотрудничать с Mandela Foundation, будет серия инициатив в шестую годовщину смерти Нельсона Манделы. Также будет реализована программа «Дорогой футбол, я пишу тебе» в школах.

Во втором круге призывы к борьбе с расизмом появятся на капитанских повязках. Инициативам против расизма будет посвящен раунд Кубка Италии и тур чемпионата. Это только начало. Все должны понять, что это проблема не футбола и спорта, а проблема нашего столетия.

Мы обновляем видеонаблюдение на стадионах, чтобы определять нарушителей. У клубов есть возможность запрещать болельщикам вход на стадион, но для этого нужно получить возможность просматривать картинку с матчей. Сейчас она есть только у полиции».

Все клубы Серии А подписали свод правил борьбы с расизмом, от каждой команды выступил один футболист. Послами против расизма стали Пьерлуиджи Голлини («Аталанта»), Ибраима Мбайе («Болонья»), Даниэле Гастальделло («Брешия»), Рагнар Клаван («Кальяри»), Кевин-Принс Боатенг («Фиорентина»), Стефано Стураро («Дженоа»), Софьян Амрабат («Верона»), Данило Д’Амброзио («Интер»), Блез Матюиди («Ювентус»), Хоакин Корреа («Лацио»), Хума Бабакар («Лечче»), Давиде Калабрия («Милан»), Калиду Кулибали («Наполи»), Жервиньо («Парма»), Жуан Жезус («Рома»), Альбин Экдаль («Сампдория»), Педро Обьянг («Сассуоло»), Фелипе («Спал»), Кристиан Ансальди («Торино») и Стефано Окака («Удинезе»).

Фото: twitter.com/_Grimanditweets; legaseriea.it; commons.wikimedia.org/Jakub Hałun