12 мин.

Белая Верона. Репортаж-пьеса о футболе в городе Ромео и Джульетты

Верона – это не только столица романтики, балкон Джульетты и мост Скалигеров. Как и в любой точке Италии, здесь обожают футбол. Еженедельник «Футбол» отправился в Верону и узнал, как Луке Тони удается забивать столько голов в 38 лет, чем запомнился болельщикам Руслан Нигматуллин и что такое местные ультрас.

Сцена первая. Приехал «Ювентус»

 

Белая Верона. Репортаж-пьеса о футболе в городе Ромео и Джульетты в четырех частях

Действующие лица:

Фабио, болельщик «Вероны» с хорошей памятью

Другие болельщики «Вероны»

Прохожий

Место событий:

Верона, стадион «Маркантонио Бентегоди»

Болельщики «Вероны»

– Что, русский вратарь у нас играл? Впервые слышу. Да нет, не было никаких русских вратарей. Я на матчи двадцать лет хожу, не помню таких.

– Я тоже не помню.

– Мы можем спросить Фабио, он все знает. Эй, Фабио, был у нас русский вратарь?

Фабио

– Русский вратарь? Был, конечно. Когда Малезани тренировал. Фамилия длинная еще…

Прохожий

– Нигматуллин.

Фабио

– О, точно! Только не Нигматуллин, а Нингатуллин. Когда Нингатуллина купили, в новостях показали хайлайты его сейвов. Это фантастика, волшебника привезли. Но Малезани какого-то хрена ставил старого Феррона, и мы вообще вылетели. Как давно это было! Ну что, Нингатуллин, пойдем к нам на трибуну второй тайм смотреть?

Последний тур Серии А. Матч «Вероны» и «Ювентуса» ничего не решает, но стадион «Маркантонио Бентегоди» прилично заполнен. Чтобы держать себя в тонусе перед финалом Лиги чемпионов, туринцы привозят основной состав. Болельщиков гостей мало – несколько сотен человек в полосатом сидят на верхотуре громадного стадиона. Они окружены забором, который украшен мощными 20-сантиметровыми шипами. Сегодня укрепления точно не понадобятся. Болельщиков «Ювентуса» почти не слышно, и никому они здесь не интересны.

На «Маркантонио Бентегоди» надо срочно ехать тем, кто ностальгирует по «Лужникам». Масштабный козырек, широкие беговые дорожки и ничего не видно – удобно только изучать расстановки или следить за некоторыми особенностями матча. Например, как глубоко играет Андреа Пирло, иногда располагаясь между двумя центральными защитниками. Или как забавно выглядит экономрежим Луки Тони. Он перемещается по одному отрезку – от центрального круга до вратарской площади. Открываться на фланги возрастной форвард не стремится. Он ждет, когда партнер протащит мяч по бровке и навесит ему в голову, но гол Буффону Тони забивает ногой после выхода один на один.

Нынешняя «Верона» – не очень заметная команда. Самый обычный футбол, место – ниже середины таблицы. Цепляют разве что имена Луки Тони и Хавьера Савиолы. И если опытный итальянец в 38 лет стал лучшим бомбардиром Серии А, то аргентинец приносил команде примерно столько же пользы, сколько статуя Джульетты в центре города. Есть еще в составе мексиканец Рафаэль Маркес, который внезапно увидел в «Вероне» шанс поиграть в еврокубках. В последний раз «скалигеры» претендовали на это право в 2002 году, когда контракт с итальянским клубом подписал Руслан Нигматуллин – и сломал себе карьеру.

Город Нигматуллина

Белая Верона. Репортаж-пьеса о футболе в городе Ромео и Джульетты в четырех частях

Действующие лица

Руслан Нигматуллин, бывший вратарь «Вероны»

Альберто Малезани, бывший тренер «Вероны»

Прохожий

Место событий: Верона – Москва

Альберто Малезани

– Мы очень счастливы, что заполучили в свои ряды Руслана Нигматуллина, которого считаем одним из лучших вратарей Европы, может быть, даже мира. Я думаю, ему не составит труда заиграть в итальянском чемпионате.

Спустя 13 лет

Руслан Нигматуллин

– Тогда, в 2002 году, на улицах и в ресторанах Вероны меня постоянно спрашивали: «Почему ты не играешь?» Я отвечал, что не знаю. Сейчас тоже не могу ответить – правда не знаю. Но точно не по футбольным причинам.

Прохожий

– Вы спрашивали тренера, почему не играете?

Руслан Нигматуллин

– Неоднократно. Малезани ничего не мог толком объяснить. Говорил, что дает мне время на какую-то адаптацию, хотя она мне была не нужна. Я считаю, у меня все получилось бы, если бы мне дали шанс.

В нападении – Адриан Муту и Альберто Джиллардино, в защите – Паоло Каннаваро и Массимо Оддо, в полузащите – Мауро Каморанези. Седьмое место в чемпионате и настрой на еврокубки – это все про «Верону», куда прибыл Нигматуллин. Он ехал в команду, которая точно не собиралась вылетать. Наоборот, голкипера сборной России подписывали для того, чтобы сделать «Верону» еще мощнее и закрыть проблемную позицию. Местный престарелый вратарь Фабрицио Феррон был способен поймать только слона за хобот.

Игра в имитацию. Как сейчас выглядят легенды прошлого

 

Белая Верона. Репортаж-пьеса о футболе в городе Ромео и Джульетты в четырех частях

Но Малезани поверил в ветерана. Прессе свое решение он объяснял тем, что не может просто так отправить в запас заслуженного футболиста. На самом деле все обстояло иначе. Некоторых людей в клубе бесплатный трансфер Нигматуллина финансово не заинтересовал и даже обидел (видимо, сорвались варианты купить другого вратаря и на этом нажиться). Небольшой показательный протест в виде Феррона на воротах не должен был все разрушить. Но в команде что-то разладилось, «Верона» проиграла 13 матчей подряд и сенсационно вылетела. Нигматуллин вышел на поле только однажды. В середине этой страшной серии он заменил получившего повреждение Феррона и отыграл полтора тайма против «Интера». Голкипера включили в символическую сборную тура, но на следующий матч Руслан все равно остался в запасе.

– Для Вероны это была трагедия вселенского масштаба, – вспоминает тот сезон Нигматуллин. – Мы покинули Серию А, хотя в зону вылета попали только в последнем туре. Было страшно смотреть на игроков, на руководство. Тогда произошли конфликты с болельщиками, кому-то даже машину разбили. Сложно сказать, что случилось: то ли игроки себя переоценили, то ли тренер делал что-то не так. Но Малезани точно сыграл в этом провале одну из главных ролей.

Сцена третья. Нестареющий Тони

Белая Верона. Репортаж-пьеса о футболе в городе Ромео и Джульетты в четырех частях

Действующие лица

Андреа Мандорлини, главный тренер «Вероны»

Лука Тони, нападающий «Вероны»

Журналист RaiSport

Место событий: Верона, стадион «Маркантонио Бентегоди»

Лука Тони

– Стать лучшим бомбардиром в моем возрасте – что-то экстраординарное.

Год спустя

Журналист RaiSport

– Как Лука Тони это делает?

Андреа Мандорлини

– Я в шутку сказал, что Тони, должно быть, провалил допинг-тест и находится под чем-то! Только он умеет так прекрасно завершать атаки команды. Он забил 44 гола за последние два сезона, это невероятно.

Официальный клубный магазин «Вероны» – современная большая фура, припаркованная около стадиона. Номерами вперед висят только футболки Луки Тони, других игроков почему-то рекламировать стесняются. Даже на центральной площади, где торгуют не самой оригинальной продукцией, майки Тони затмевают формы Роналду и Месси. Что заметно на улицах – дети здесь ходят только в футболках итальянского нападающего.

«Я получал в «Баварии» 14,5 млн евро в год. Думаю, сейчас там получают еще больше», – бабахнул Тони в апреле. Его слова в немецком клубе частично опровергли, но при этом подтвердили, что зарабатывал футболист действительно космические деньги. После «Баварии» нападающий немного сник, невнятно поиграл на родине и двинул в ОАЭ – казалось, заканчивать с футболом. В тот момент в семье Тони случилось несчастье. Во время землетрясения в Эмилии-Романье его супруга, модель Марта Чеккетто, находившаяся тогда на девятом месяце беременности, упала. Ребенок получил серьезные травмы и появился на свет мертвым – не помогло даже то, что роды проходили в лучшей клинике Эмиратов.

Это было максимально больно: Лука и Марта очень давно хотели завести ребенка, и долгое время у них ничего не получалось. «День, который должен был стать лучшим в нашей жизни, стал худшим», – с трудом говорил Тони. В тот момент контракт с арабским «Аль-Насром» истек, футболиста поглотила депрессия. Он хотел завершить карьеру, но Марта заставила его одуматься. Они вернулись во Флоренцию, Лука снова начал играть за «Фиорентину», а его супруга вскоре еще раз забеременела. В 2013 году у них родилась дочь – после такой романтической истории карьеру надо было продолжать только в Вероне. Здесь все началось заново.

Перед Тони не стоит задача носиться по всему фронту атаки – он почти не бегает и не тратит лишних сил. Лука просто цепляется за мячи на чужой половине поля, ждет партнеров и караулит моменты в штрафной. Второй год такая тактика позволяет Тони забивать не меньше 20 голов за сезон. Уже точно известно, что форвард останется в «Вероне» на будущий сезон – он продлил контракт с клубом на год. Также известно, что он никогда не будет тренером.

– Я вижу Пиппо, который, с того момента как он возглавил «Милан», постарел на 10 лет. Думаю, что несколько месяцев назад его бы сделали почетным президентом, а сегодня они критикуют его. Вот поэтому я никогда не стану тренером.

Сцена четвертая. Веронские фанаты

Белая Верона. Репортаж-пьеса о футболе в городе Ромео и Джульетты в четырех частях

Действующие лица

Джамбаттиста Пасторелло, бывший президент «Вероны»

Микела Мариотти, бывший мэр Вероны

Марио Балотелли, бывший игрок «Интера» и «Милана»

Место действия: Верона

Белая Верона. Репортаж-пьеса о футболе в городе Ромео и Джульетты в четырех частях

Марио Балотелли

– Я хочу сказать одно: каждый раз, когда я приезжаю сюда, в Верону, я осознаю, что здесь самая отвратительная публика.

Джамбаттиста Пасторелло

– Меня зажарят на гриле уже только за один уход Бонаццоли. Что же будет, если вместо него придет темнокожий футболист? Если наши фаны так себя ведут, нам нужно их терпеть. А ведут они себя отвратительно, особенно в отношении черных.

Микела Мариотти

– Как несколько десятков подонков могут управлять президентом клуба? Если ничего не изменится, я закрою стадион, чтобы только победить расистов. С «Кьево» никогда не было таких проблем. Темнокожие игроки, например, выступали за баскетбольный «Кьево», носили желто-голубую майку и спокойно жили в Вероне.

Дом Джульетты – самая популярная точка Вероны. К знаменитому балкону и статуе постоянно несется лавина туристов. Подержать за грудь дочь Капулетти и сфотографироваться с ней – не самая простая задача. Надо оказаться проворнее и наглее остальных, потому что официальной очереди нет. Руслан Нигматуллин этот обряд не прошел. Возможно, поэтому он здесь и не заиграл. Есть мнение, что никакого балкона на самом деле не было и что это только приманка для туристов. Тем не менее местных жителей ажиотаж вокруг Ромео и Джульетты не раздражает – они очень гордятся этой историей.

В Вероне много воинственных построек. Когда их видишь, сразу вспоминаешь, что в пьесе Шекспира представители семей Монтекки и Капулетти сражались на шпагах при первой же возможности. Казалось бы, два местных клуба должны друг друга так же сильно ненавидеть. Но нет – агрессивны здесь только фанаты «Вероны». «Кьево» поддерживают спокойные и мирные болельщики. Об этом даже говорил мэр города Флавио Този, когда Марио Балотелли нелестно отзывался о городе. «Балотелли — настоящий баламут. Была бы «Верона», еще можно было о чем-то говорить. Но болельщики «Кьево» никогда не создавали проблем на тему расизма», – заявил как-то градоначальник.

С фанатами «Вероны» в этом плане все плохо. Они были первыми, кто публично протестовал, когда клуб в 90-х решил купить темнокожего голландца. Болельщики установили перед стадионом виселицу с повешенной фигурой из черного картона и в клубной майке. Акция заставила руководство клуба отказаться от покупки темнокожего игрока, а болельщики пообещали, что продолжат свою расистскую кампанию. Через несколько лет нечто подобное повторилось, но без чудовищных демонстраций – президент сам отказался от идеи подписать камерунца Патрика Мбома. Заявив, что болельщики его [президента] зажарят на гриле. Сейчас такой жести уже нет, но даже нынешний состав «Вероны» почти кристально «чист».

 

Белая Верона. Репортаж-пьеса о футболе в городе Ромео и Джульетты в четырех частях

***

Поля Погба никто не трогал. Болельщики «Вероны» просто ненавидели «Ювентус» целиком и освистывали любого игрока противника вне зависимости от цвета кожи. Местами это выглядело жутковато, но в целом смотрелось зрелищно – в Италии центральные трибуны такие же громкие, как и сектора за воротами. Наверняка расизм все еще остается идеей многих фанатов, но постепенно эта тема из Вероны выветривается. Как когда-то вражда Монтекки и Капулетти.

Красные жуки. Что общего между «Ливерпулем» и The Beatles

Текст: Глеб Чернявский 

Фото: Глеб Чернявский, Сергей Дроняев, Global Look Press

 

Анонс еженедельника «Футбол» №28!

Каждый год в России на бумагу перерабатывается около 10 млн тонн древесины. Каждый год у Фабио Капелло уменьшается количество кандидатов в национальную сборную России. 

Скачай приложение еженедельника «Футбол» на планшет или смартфон. Спаси деревья. Помоги сборной России (иначе придется ужесточать лимит на легионеров).

  

Аппстор
googleplay 90 минут