7 мин.

Из огня да в полымя: о трудном детстве Артуро Видаля

Бум! Уже отгремел всеми орудиями южноамериканский отбор на Чемпионат Мира в России, однако его раскаты слышны по-прежнему. Мощнейший снаряд и подпитку для таблоидов на днях выпустил бывший главный тренер сборной Чили Хорхе Сампаоли: «Видалю нужен врач. Он любит выпивать и не контролирует себя». Ну ладно, не новость, однако дальше – больше. Теща Клаудио Браво также не осталась в стороне и хорошенько дунула на угли разгоравшегося скандала: «Моя дочь (прим. авт. жена Браво) рассказывала мне о происходящем в сборной. Однажды Видаль пришел пьяным в казино, а проигравшись и устроив драку, заплатил охранникам, чтобы те стерли записи камер видеонаблюдения». И вот тут понеслась… Алкогольную тему подхватили и раскручивают все кому не лень. Однако правда в том, что алкогольные приключения чилийского гладиатора начались не сегодня и даже не вчера…

Дом, в котором вырос Артуро Видаль

Артуро родился в Чили в 1987 году в бедной и раздавленной диктатурой Аугусто Пиночета стране. До первых демократических выборов было еще далеко, экономика Чили билась в агонии, а население страдало от безумного уровня безработицы – на мизерных и ничтожных даже по российским меркам пособиях сидел каждый второй житель страны. Именно в таких условиях в семье уборщицы Жакелины Пардо и торговца овощами Эрасмо Видаля родился их старший сын, названный в честь своего деда, который за несколько лет до рождения внука погиб в автомобильной аварии. Артуро-старший разбился на своем мусоровозе, по слухам – пьяный.

Семья Артуро принадлежала к той ч=асти чилийского общества, которое жило на грани, при полном натяжении жил: денег дома никогда не водилось, работы было мало, а вот дети рождались с завидным постоянством. На фоне регулярных загулов отца ситуация выглядела еще более удручающей. Артуро рос в одном из беднейших районов Сантьяго в окружении пяти братьев и сестер, и, словно этого было мало, в тесных комнатенках помимо самих Видалей теснились их многочисленные родственники, включая прикованную к постели бабушку. Надо ли говорить, что дом просто трещал по швам?

Когда мальчику было пять лет, он стал главой семейства после того, как его отец по пьяной лавочке умудрился уснуть с сигаретой во рту в единственной более-менее сносной кровати, в которой помимо самого Эрасмо и жены спали еще и младшие братья Артуро. Вспыхнули простыни, все заволокло дымом, но никто не пострадал – огонь успели быстро потушить, но для Жакелины это было последней каплей: она, ругаясь и расшвыривая жалкие мужнины пожитки, выкинула того из дома. Эрасмо сильно не противился и был даже рад скинуть эту обузу со своих плеч. Единственным «мужчиной» в доме остался Артуро: «Когда отец бросил нас, я очень грустил. Он зарабатывал совсем немного, но когда ушел из семьи, денег не стало совсем».

Первая игровая площадка. Теперь там хотя бы есть ворота.

Для Видалей наступили по-настоящему тяжелые времена: матери приходилось много работать, поэтому дети были предоставлены сами себе. В таких условиях удержаться от соблазнов улицы было трудно, и Артуро не стал исключением, рано попробовав алкоголь – какую-то сивачевую настойку, от которой потом тошнило и мутнело в глазах. Единственным развлечением за неимением телевизора и хоть каких-то игрушек стал футбол. После школы вместе с пацанами ходили не только посшибать на улицах денег, но и попинать мяч. У Артуро это получалось лучше, чем у остальных, поэтому уже в 10 лет он попал в свою первую футбольную команду, а в 15, когда стало ясно, каким путем будет двигаться новоиспеченный футболист, пообещал матери, что та больше никогда не будет нуждаться в деньгах. В то время Жакелина продолжала работать на износ: женщина без образования, она всю жизнь мыла полы там, где платили хотя бы что-то. Порой по 20 часов в сутки.

Свое слово Артуро сдержал: на первую большую футбольную зарплату он купил своей семье новый дом и помог матери устроиться на учебу, чтобы та могла получить школьный аттестат – мечта, которую Жакелина лелеяла с юных лет: «Моя мама была вынуждена всю жизнь работать на пределе сил», – не без слез вспоминал Видаль. «Сейчас я помогаю ей всем, чем только могу. Я понимаю, что несу ответственность за судьбу моих братьев наравне с ней и очень грожусь быть для них примером».

Показательным и примерным со знаком «минус» стал 2007 год, когда 20-летний защитник вместе с партнерами по команде вляпался в историю во время Чемпионата Мира до 20 лет в Канаде. Тогда чилийцы решили вечерком выбраться «на разведку» и засели в одном из местных питейных заведений. Закончилось все вполне ожидаемо – кленовый сироп ударил в голову, молодые и горячие гости столицы потеряли контроль и ввязались в потасовку с вызванными по их душу полицейскими. В итоге родилось множество версий описанных выше событий, однако факт остался фактом – самым «рукастым» признали Хайме Грондону. Нападающий чилийцев остался вне игры на 9 месяцев и заплатил солидный по тем временам штраф, тогда как остальные (в том числе и Арутро), отделались легким испугом.

Видаль в составе Байера.

В 2008 году своей бывшей семье напомнил о существовании папаша-Видаль: докатившись до крайней степени нищеты и отчаяния, он, вылакав в одного бутылку сивушной виноградной водки, попытался покончить жизнь самоубийством, но Эрасмо все-таки успели вытащить из петли. Но знаете, если тебе на роду написано стабильно притягивать к себе неприятности и то и дело мараться во всяком дерьме, то так оно будет всегда – через три года отца Арутро вместе с его тетей Сусаной задержали за распространение наркотиков. Полиция Сантьяго схватила горе-торговцев кокаином как раз тогда, когда они, пьяные и обдолбанные, пытались втюхать белый порошок подставному копу.

Тем не менее, тюремное заключение и попытку суицида Эрасмо старший сын пережил без лишних метаний: «ну и поделом». Действительно сложно пришлось двумя годами ранее, когда на улице, в одну из холодных чилийских ночей, замерзли его брат и дядя Рикардо. К тому моменту оба бродяжничали уже несколько месяцев, изгнанные из дома за пьянство и разгильдяйство. Пьяными и погибли – оба напились настолько, что просто уснули на обочине, где их и нашли с посиневшими губами и иссиня-белыми лицами. Артуро был сломлен, но выдержал эту утрату во многом благодаря футболу: «Сколько его помню, он всегда возился с мячом», – вспоминал позже другой дядя Видаля Виктор. «Он спал и просыпался с мячом, играл перед школой, после школы и даже после работы».

В итоге игра с мячом превратилась в смысл жизни: в юношеской команде «Роделиндо» его прозвали Cometierra, дословно – «пожиратель грязи». Видаль с каждой тренировки выходил с ног до головы в пыли, поэтому товарищи в шутку говорили, что тот буквально грызет землю. Сегодня, впрочем, ничего не изменилось. Благодаря агрессивной манере игры его заметили в «Коло-Коло», а потом на горизонте возник «Байер». Руди Феллер лично ездил в Чили, чтобы убедить перспективного юношу в необходимости смены футбольных декораций. После подписания контракта Артуро пришел домой и расплакался: «Мама, теперь мы миллионеры!»

Артуро и Хорхе Вальдивия в матче за сборную Чили.

В Европе адаптироваться было непросто: новый язык, новая культура, холод и быстрый темп жизни придавили Видаля к земле, поэтому оставаясь один после тренировок, он порой прикладывался к бутылке, но в клубе эту его фишку быстро раскусили – паренька на поруки взял скаут «фармацевтов» Йонас Болдт. С ним Артуро быстро нашел общий язык, благо возможность была – мать Болдта переехала в Германию из Чили маленькой девочкой, поэтому и она сама, и ее сын отлично владели родным для Артуро испанским: «Когда тебе 19 лет, всегда трудно покидать свой дом и жить одному в чужой стране с абсолютно другими языком и культурой». Вскоре молодой защитник арендовал кваритру и перевез туда всю свою семью. То же самое он сделал в 2011-м, когда перешел в «Ювентус». Это стоило Видалю 7 миллионов Евро, но к тому моменту сей факт значения не имел – после подписания контракта с туринцами недостатка в деньгах больше не было никакого.

В том же году Видаль и еще четыре товарища (почти как у Ремарка) пришли на тренировку сборной после хорошей попойки. Вся пятерка едва пережила разминку, после чего их «отправили» прочь – парни всю ночь развлекались в одном из чилийских клубов, поэтому к утру протрезветь попросту не успели. Ничего не скажешь, хорошо отметили крестины сына Хорхе Вальдиви. Артуросотоварищи наказали дисквалификацией в 10 матчей, но вернули после половины отбытого срока. Тогда никто и подумать не мог о разбитом Феррари, тусовках с Гари Меделем и недавнем скандале, о котором мы уже упоминали… Все это, впрочем, вы хорошо знаете сами.

 

Фото: dailymail.co.uk, fcbayern.de, bayer04.de

Vielen Dank! Wir seh'n uns wieder beim Футбол auf Deutsch!