11 мин.

Перес - Зло для мадридского «Реала»

 Пока мадридский «Реал» не станет настоящей футбольной «семьей», пока отношения в его коллективе не станут по-настоящему «родственными», интригам и прочим вещам, характерным для придворной мизансцены не будет сказано решительное «нет!» - королевский клуб так и будет одним из, а не впереди планеты всей.

Флорентино Перес — тот еще трудоголик и буквально извергающий имперские амбиции человек, но благо ли он для «Реала»? Его первое пришествие в начале столетия обернулось для клуба крайне противоречивым периодом. Проект «Галактикос» имел определенные плоды, но если его оценивать с чисто спортивной точки зрения, то его эффективность не столь уж и высока. При несопоставимо меньших затратах и сопутствующем пафосе прочие суперклубы тогдашней Европы добивались не меньших успехов. «Реал» Переса дважды становился чемпионом Испании и однажды выиграл Лигу чемпионов, хотя за два года до прихода Флорентино мадридцы дважды взяли Кубок чемпионов и имели все основания и далее успешно конкурировать на Пиренеях с другими соискателями на чемпионство, среди которых была не только «Барселона» Луи Ван Гала. Хотя мало кто помнит, что «Реал» в то время погряз в громадных долгах, но все мы прекрасно понимаем, что такому национальному достоянию, да еще обладающему солиднейшей инфраструктурой, в составе которой были дорогущие объекты недвижимого имущества, не дали бы утонуть.

«Реал» Хайнкесса, Хиддинка и Дель Боске не выглядел безусловным гегемоном европейского футбола на стыке веков, то было время расцвета Серии А, английских китов «Манчестер Юнайтед» и «Арсенала», «Баварии» Хитцфельда и ярко вспыхнувшей «Валенсии» Эктора Купера, но тот «Реал» имел более «человечное» лицо, он был более «земным», нежели его «галактическая» версия в пост-миллениумную эпоху. Вынеся за скобки Зидана, в то время лучшими плеймейкерами мира были два аргентинца — и один из них был лидером и душой «Реала». Фернандо Редондо сыграл определяющую роль в завоевании 8-го Кубка чемпионов, но был тут же беспардонно подвинут политикой нового руководства. Не особо вписывался в новую концепцию другой Фернандо — Морьентес, и его связку с Раулем — пожалуй, одну из лучших за десятилетие, наряду с такими тандемами, как Йорк-Коул из «Манчестера» и Шевченко-Ребров из Киева, в конце концов тоже разрубили. В обоих случаях «Реал» не терял в качестве: на место Редондо пришли суперзвезды — сначала Фигу, год спустя Зидан, а роль напарника Рауля занял Зубастик Роналдо, но значительно терял в духовном плане. Эту «духовность» Перес пытался компенсировать второй частью своей идеологической концепции «Зиданы и Павоны» - «Павонами», но потерпел неудачу. Было в ней что-то искусственное и оттого не совсем органично вписывающееся в нормальный ход исторического процесса.

Напичканный звездами состав показывал самый зрелищный футбол на континенте, но частенько пасовал под напором более сплоченных команд, построенных по иному принципу, чьи игроки были настроены более патриотично к своей команде, в случае с «Ювентусом» эта патриотичность была самым ярким образом продемонстрирована годы спустя, когда грянул «Кальчополи». Буффон и Трезеге, будучи воспитанными в недрах других команд, остались и окунулись с прочими «бьянконери» в низы итальянского футбола, проявив редкую верность своему клубу. Битва со «Старой Синьорой» весной 2003-го стала началом конца того «Реала», потому как «Реал» без регулярных подходов на расстояние одного-двух шагов до финала Лиги чемпионов — не настоящий «Реал». В 2001-ом Мадрид был вчистую переигран «Баварией», два года таившей злость на весь мир за Камп Ноу-1999. В Примере «бланкос» праздновали успех в 2001-ом, но в 2002-ом пропустили вперед и «Валенсию», и «Депортиво», и никакие ссылки на тяжесть еврокубковых баталий по весне и успешное завершение еврокампании в Глазго не принимаются. «Реал» - суперклуб, обладающий солиднейшим составом, обязан находить в себе ресурсы для ведения борьбы на два фронта. «Манчестер Юнайтед», «Бавария» и «Ювентус» - яркие примеры топ-клубов, имевщих успешных опыт погони за двумя «жирными» зайцами. В 2003-ом Зидан и Ко сильно рисковали полностью опростоволоситься, если бы не обошли на финише даже не кого-то из сформировавшейся к тому времени «Большой четверки» («Барса», «Валенсия», «Депор» и, собственно, сам «Реал»), а дерзкий сан-себастьянский «Реал Сосьедад». Ну а в следующем году Королевский клуб с Фигу, Зиданом, Раулем, Роналдо, Бекхэмом, Роберто Карлосом …. финишировал четвертым! В Лиге чемпионов был бит дерзким «Монако» Дидье Дешама задолго до финала — неумолимый регресс всей этой эфемерной конструкции Флорентино Переса стал очевиднее некуда.

Непосредственно в самих плюсах его правления можно найти свои минусы. Фигу и Зидан были лучшими футболистами мира, королями Евро-2000, но они приобретались за космические деньги, Бекхэм и Оуэн были ярчайшими звездами английского футбола, но сам факт приглашения британских игроков на Пиренеи выглядел по-своему абсурдным. Со спортивной точки зрения оба трансфера себя не оправдали. Бэкс открыл в себе новую грань, но весь мир не восхитился опорником Дэвидом, как восхищался в то время такими корифеями этого амплуа, как Патрик Виейра или Клод Макелеле, да и в самой Испании были куда более органично смотревшиеся на этой позиции менее звездные футболисты, к примеру, Давид Альбельда из чемпионской «Валенсии». Скромный парень Стив Макманаман — один из парней той славной команды до-Пересовой эпохи добился большего видимого успеха. Лучшие игроки планеты под одной крышей — замечательно, но даже самые гениальные футболисты должны приобретаться под конкретную схему и даже больше — под конкретную концепцию, в «Реале» же маркетинг убил все разумное. И снова к Бекхэму. Трансфер англичанина — лучшего правого полузащитника британского стиля в команду, в которой уже был лучший правый хавбек в принципе, в команду, игравшую в самый небританский футбол на планете, в команду, в которой на позиции центрфорварда выступал самый гениальный нападающий мира - бразилец Роналдо, который настолько же «гениально» играл на втором этаже — выглядел даже на бумаге не столь умно! К вопросу об опорниках. Многие клубы совершали страшные трансферные ошибки, не только при покупке, но и при продаже, но факт продажи Макелеле в «Челси» - особенно вопиющ не столько по своей изначальной преступности, сколько по тому отрицательному эффекту, который он имел. Быть может, именно эта ошибка больше всего повлияла на прочность фундамента мадридского здания со знаком минус. По крайней мере, сравниться с ней по степени отрицательного воздействия может разве что выставление за дверь Висенте Дель Боске — тренера-триумфатора, да еще после завоевания чемпионского титула в 2003-м.

К середине 00-х провал проекта Переса стал еще более очевиден на фоне развеселого карнавала, прописанного на пару лет в столице Каталонии. Боссы «Барселоны» казались не настолько уж святыми по сравнению с Пересом, из столицы каталонии тоже сыпались обещания привезти на «Камп Ноу» мегазвезд без соображений их совместимости между собой и командой в целом, но в той «Барсе» была одна главная суперзвезда, а не три или пять — и оркестр заиграл. И как!!! Но и та «Барса» оказалась проектом краткосрочным. С неизмеримо меньшими затратами, чем у «Реала», она добилась тех же высот в плане коллекционирования трофеев (два национальных золота и одно европейское), и сдулась, вернее, ее оперативно сменили на иную версию, в которой уже не осталось места прежним лидерам, в т.ч. Роналдиньо, и быть бы новому курсу преданным анафеме болельщиками «Барселоны» и всеми истинными любителями футбола, для которых Роналдиньо и был символом Футбола, если бы не то, какое «здание» выстроил Хосеп Гвардьола. Ему повезло. Ему не пришлось возиться с «небожителями», капризными и не очень, как это часто бывает, вместо этого под его руководством оказались воспитанники местной академии, игроки, для которых Гвардьола — кумир юности, вчерашний «небожитель», непререкаемый авторитет, в то же время эти самые игроки были чудовищно гениальными и по своему потенциалу годились и, как показало время, сгодились на новых суперзвезд мирового футбола — Месси, Хави, Иньеста и прочие. «Барселона» Гвардьолы была идеальной во всех смыслах командой. Ее игра  радовала не только ценителей атакующего футбола, но и тех зорких специалистов, которые сразу подметили совершенную игру каталонского клуба без мяча, направленную на скорейший возврат сферического снаряда под свой контроль, что достигалось невиданным доселе прессингом. Эту игру вели игроки, объединенные не просто одной идеей, а целой системой идей, скрепленных десятилетними традициями, сызмальства впитанными вчерашними талантами собственной футбольной школы. И эти игроки были бесконечно преданны и влюблены в своего наставника.

Сменивший Переса Рамон Кальдерон не вызывал ощущение святого человека, но его политика имела мало общего с пафосным, отдающим больше дизайном и маркетинговым блеском курсом предшественника. В плюс его правлению следует отнести покупки голландских волшебников Снейдера и Роббена, ставших ведущими звеньями команды, второй год подряд первенствовавшей в Ла Лиге, чего «Реал» ни разу не смог добиться в эпоху Переса. В минусы: слабоволие перед общественностью, выразившееся в отставке Капелло, и соучастие в регулярных ранне-весенних кошмарах в Лиге чемпионов. И вот, спустя три года после своего последнего появления на публике в качестве президента Королевского клуба, Флорентино Перес снова вернулся — и снова с той же историей. Сборка новой версии «Галактикос» сразу же пошла с изъяном. Кака был одним из главных пунктов предвыборной кампании и ничто не должно было помешать этому трансферу, даже то, что футболист приобретался не совсем здоровым, мол, «Милан» надул своего партнера по сделке, хотя скорее «Реал» сам поддался этому надувательству, да и негоже было срывать столь громкую сделку на стадии медосмотра. Помимо Кака пришли и другие футболисты, в том числе и главная звезда — Криштиану Роналду, но все эта вакханалия в очередной раз, как это было уже когда-то, указала на дверь по абсолютно не спортивным причинам двум замечательным голландским мастерам Снейдеру и Роббену, которые с разной степенью упорства побрыкались, но сдались, дабы уйти и играть (и выигрывать), быть на виду и быть ценимыми, чего оба, в общем и целом, благополучно добились. Рафа Ван дер Ваарт оказался более упрямым и задержался на сезон, но и его тоже «ушли». Основная причина изгнания этих основополагающих игроков одной из сильнейших сборных мира — их отношение к трансферным делам предыдущего президента, причем к самой успешной части этих дел.

Как и в начале столетия, на место попавших под новую метлу игроков были сделаны не менее качественные замены, т.е в спортивном плане «Реал» не потерял, но то, как обошлись с действующими лидерами команды — бросило очередное пятно на стиль менеджмента клуба. Как показали дальнейшие события — Перес так и не смог добиться поставленных задач, за исключением задач чисто экономического характера. «Реал» так и не сумел вернуть себе былое величие десятилетней давности. Период с 2009-го по 2012-ый окрестили эпохой Гвардьолы и его «Барселоны», которую даже в годы, когда она не выигрывала Лигу чемпионов, не переставали именовать лучшей командой мира. В этот период доминирования, пусть даже не только на футбольных полях, но и в представлении масс «Барселоны» выделялись три самые голодные до больших побед команды, бросавшие маниакальные взоры на Кубок чемпионов, и две из них, объединившись общей идеей, пусть и не лишенной черт, по мнению многих, преступных самой сути футбола, и сплотившись вокруг своего тренера, добились исполнения своей мечты. «Интер»-2010 и «Челси-2012». Третья «голодная» команда — «Реал» Мадрид — до заветного десятого Кубка не добралась. По многим причинам, отражение некоторых из них можно отыскать при большом желании в апреле 2003-го. Те самые матчи с «Ювентусом».

За несколько лет второй эры Переса «Реал» сбросил несколько проклятий. В Лиге чемпионов команда раз за разом прописывалась в апрельско-майских представлениях, а в Примере положила конец ощутимому превосходству «Барселоны», но с соответствующим бюджетом и вложениями в новых высококлассных игроков иначе было просто нельзя. И за это время в созидательной части команды вырисовался мощный треугольник: Роналду — Озил — Ди Мария. Именно эти игроки стали символами нового «Реала», обладали высочайшим мастерством, имели массу достоинств и их вполне можно было сравнить с каталонской троицей Месси-Хави-Иньеста по всем параметрам. Конечно, Роналду выделялся особо, впрочем, и Месси для «Барсы» — самый ценный игрок, чье отсутствие даже для столь отлаженного игрового механизма — сущая катастрофа, что было не раз подтверждено. Но не сравнить отношение к своим самым ценным активам в Барселоне и Мадриде. Лео Месси — обожаем всеми, с ним считаются, да и характер у него таков, что он ни за что не будет вести себя взбалмошно и скандально. Его роль настолько велика, что даже президент клуба советуется с ним по поводу трансфера Неймара. Отношения же Переса и Роналду отдают «холодом», дорожа визитной карточкой и основной производительной силой команды, Перес одновременно позволяет себе действия, которые, с одной стороны, характеризуют его как сильного и независимого руководителя, держащего дистанцию от игроков, пусть даже и таких масштабных, с другой — как законченного циника, забывающего о том, что футболисты — не биржевые маклеры или бойцы спецподразделения внутренних войск, иной раз необходимо и полезно в целях создания соответствующего микроклимата оказывать игрокам жесты внимания к их положению. Прошлый сезон Криштиану начал «несчастным», не унимались разговоры о натянутости отношений лидера команды с президентом на фоне подготовки к переговорам о новом контракте. Перес покупал Бэйла вопреки всему — и ничьего мнения он явно не запрашивал, и чихать хотел на какие бы то ни было пререкания. Трансфер Бэйла психологически ударил не только по Роналду, но и по Озилу и Ди Марии. Какой контраст между одержимостью Переса Бэйлом — игроком классным, но явно переоцененным и пока ничего не сделавшим для «Реала», и его отношением к лидерам команды, которые за несколько лет столько нарубились в бесконечных «классико», ликвидировав гегемонию «Барселоны»! Взять даже Анхеля Ди Марию — самого противоречивого одного из лидеров команды. Конечно, по продуктивности он заметно уступает Роналду и Озилу и не столь полезен в связке с кем-то из них, но вспомните первые «классико» с «Барселоной» при Моуриньо. Ди Мария был едва ли не самым бесстрашным со стороны мадридцев в этих битвах. Ничтоже сумняшеся лез и лез на Абидаля, Пике, Пуйоля и иже с ними. И вообще был идеальнейшим элементом в скоростной «пружинной» команде Жозе Моуриньо. Но если даже к Роналду нет столь «родственного» отношения, которого португалец своей игрой заслужил на годы вперед, то не ровен час — и Ди Мария повторит судьбу одного из скомканных листов факсовой бумаги, которые килограммами выбрасываются в пластиковые урны в офисе мадридского клуба. Месут Озил уже «Арсенале» …