7 мин.

Переманивание фигуристок Тутберидзе в команду Плющенко — не война, а прагматичный расчёт

Постепенно нервы успокаиваются и появляется возможность посмотреть на странные фигурные трансферы трезвым взглядом. 

История переходов топ-фигуристок от лучшего тренера мира к начинающему с самого начала сильно отдавала неспортивным расчётом. Многие боялись говорить открыто о коммерческой стороне вопроса, словно не были до конца в этом уверены, поскольку у Александры Трусовой было убедительное алиби в виде неудачного сезона. Сейчас же, после перехода Алёны Косторной к Евгению Плющенко, у большинства сомнения отпали. Уже много приводилось доводов в пользу того, что Косторная уходит из-за денег. Уход Косторной в глубокую молчанку — лишнее тому подтверждение. Именно деньги являются той темой, о которой у нас в стране знаменитости предпочитают не говорить, возможно, в силу недалёкого исторического прошлого. Лишь Дудь недавно начал ломать эту стену, но спортсмены по-прежнему непреклонны. Видимо, неспроста у него в шоу ни один спортсмен так и не появился. 

Лиса Алиса, кот Базилио и богатенький Буратино

Плющенко под кураторством жены Яны Рудковской более десяти лет усердно гастролировал со своими ледовыми шоу, накопив денег и связей сразу на две школы — в Москве и Санкт-Петербурге, открытые в 2017 и 2018 году соответственно. Уже тогда школы снискали славу «звёздного катка» из-за «рублёвского» ценника. Несмотря на заявления Плющенко о том, что его школы убыточны на 12 млн рублей в год, он исправно привлекает спонсоров в свой проект. У него катаются дочери вероятных инвесторов — бизнесмена Романа Ротенберга, певцов Филиппа Киркорова, Стаса Михайлова и других влиятельных людей из окружения Рудковской. Питерская школа привязана к принадлежащему Ротенбергу СКА, а вот московская — чисто плющенко-рудковский проект. При этом тренерский состав в обеих школах был довольно-таки бюджетный — из более-менее известных тренеров в «Ангелах Плющенко» работал только бывший тренер Трусовой Александр Волков. Учитывая, что ученики школ участвовали в ледовых шоу и приносили деньги, это позволило супругам выручить деньги на разнице между зарплатами малоизвестным тренерам и доходами от шоу.

Пригласили Аделину Сотникову под легендой о возвращении в большой спорт, но фактически сделали её лицом академии на 3 года. Чуда не случилось, Сотникова не запрыгала как юниорки. Тренеров, которые могли бы её к этому хотя бы немного приблизить, в бизнес-проекте Плющенко не нашлось. Итог — ледовые шоу, и, спустя пару лет, объявление о завершении карьеры. Именно в этот период начались переговоры с Алиной Загитовой, у которой как раз к тому времени запустился процесс демотивации. Академии нужно было новое витринное лицо. Заманить Загитову, которая с лёгкостью померилась бы с Гномычем размером доходов, шансов оказалось немного. По всей видимости, преданная Загитова тут же сообщила Тутберидзе о предложении Плющенко, что дало старт конфликту двух тренеров. 

С 2018 года в семье случился финансовый рывок — супруги решили превратить своего сына Александра в проект и, объявив его Гном Гномычем, сделали звездой «Инстаграма» и заодно российским Маколеем Калкиным. В бюджет пришёл большой приток денег. В этот период супруги сменили каток в Москве на более качественный. 

COVID-19, антикризисный план и кладбище талантов

В период пандемии COVID-19 деньги Гномыча очень пригодились — нужно было латать дыры из-за временного закрытия катков. Когда кубышка оказалась на исходе, талантливый пиарщик Рудковская придумала антикризисный план — переманить топ-фигуристов «Хрустального», которые попали в возрастной переходный период с его эмоциональными перепадами, и карьера которых оказывается под вопросом из-за особенностей системы Тутберидзе, в которой успех на стартах напрямую зависит от возраста фигуриста и его технического мастерства. 

Серьёзным аргументом для перехода становится пандемия, отмена международных стартов и посткоронавирусный кризис, усложняющий поиск спонсоров и рекламных контрактов. Родители рискуют на целый год остаться без доходов от выступлений своих детей, а самостоятельно найти спонсирование в кризисный период не представляется возможным. Плющенко предлагает решение: имитация бурной деятельности на катке для дорогих спонсоров наших и участие в ледовых шоу для академии. Для родителей эта идея официально звучит так: «Мы дадим вашим детям всё, потому что они топы», мелким шрифтом добавлено: «… но если они не будут показывать результаты, добро пожаловать в ледовые шоу». Что нужно, чтобы они не показывали результаты? Да, приставить им тренеров среднего пошиба. На новых приобретениях из «Хрустального» решено применять отработанную тактику, испытанную на Аделине Сотниковой, Серафиме Саханович, Анастасии Таракановой, Владимире Самойлове и других отчаявшихся фигуристах. Обещать лучших тренеров, хореографов, спонсоров, личное внимание, индивидуальную работу и прочие вещи, несовместимые с понятием «пиар-проект». Когда фигуристы оказываются в руках «Ангелов», они фактически предоставляются самим себе: «Мы вам хороший лёд даём? Даём. Экипировку даём? Даём. Каких-никаких тренеров и хореографов даём? Даём. Тренируйтесь. Хотите спонсоров? Зарабатывайте медали».

В системе, при которой тренеры должны отдавать приоритет звёздным, но бесперспективным детям ввиду того, что те больше платят, тренерский состав в течение трёх лет существования академии на почве конфликтов с руководством неизбежно меняется. Общая физическая подготовка у Плющенко занимает гораздо больше времени, чем занятия на льду, поэтому в «Инстаграме» мы чаще видим тренеров с секундомерами, а не с удочками. Отсутствие действительно профессиональной, фундаментальной тренерской работы с фигуристами фактически загоняет последних в тупик: «Как мы можем давать результаты, если с нами не работают должным образом? Предоставление условий — недостаточно для конкурентоспособного выступления на стартах». Такая ситуация ставит фигуристов перед выбором: либо продолжать рассекать по катку, надеясь непонятно на что, платя за это удовольствие бешеные деньги; либо участвовать в шоу за гонорары в размере, соответствующем текущему статусу фигуриста; либо менять тренера; либо завершать карьеру. Бывшие воспитанники Тутберидзе оказываются в ловушке — обратно к лучшему тренеру мира они больше вернуться не могут. Собственно, в этом и заключается весь ужас для Трусовой и Косторной. Если что пойдёт не так — обратной дороги нет.

Розанов как манок

Многие выражают мнение, что Сергей Розанов — главная причина всех успехов «Хрустального». В параллельном мире, где фигурное катание состоит исключительно из четверных прыжков, это, безусловно, так. Но не в нашем мире, где важны компонентная база, хореография, артистизм, связки, дорожки, психология и так далее. Розанов был не хребтом «Хрустального», а всего лишь одной из множеств конечностей. Система Тутберидзе — это принцип гидры: срезаешь двух чемпионок, через год на их месте отрастает три. 

Главная ценность Розанова — его роль пряника, который любят отведать дети всякий раз, как за пару минут до этого отведали грузинского кнута. Мама заставляет учить уроки? Пойду-ка я лучше с папой в приставку поиграю, а потом в благодарность за это сделаю уроки, но не все уроки, а, например, только математику. Хватит мне одной математики, чтобы получить хорошие отметки за полугодие по всем предметам? Не думаю. Для этого нужно делать домашку по всем предметам. И вот для этого нужна строгая мама. Вот так метафорично постарался объяснить, кем был Розанов в «Хрустальном» и почему его держали с детьми как можно дольше.

Как же созидательный Розанов вписывается в пиар-проект под названием «Ангелы Плющенко»? Да никак. Он нужен был, чтобы поманить детей на пряник. Теперь он оказывается в тех же условиях, что и Трусова с Косторной. Сможешь привести группу к результату, получишь плюшки, окажешься всего лишь тренером квадов, будешь ставить квады, как и раньше. Не нравится? Можешь уходить. Здесь не государственное учреждение. Терпеть тебя никто не будет.

Собственно, в этом и заключается весь ужас. Этой империей заправляют всего два человека, от настроения которых зависит, что ты будешь делать и сколько получать. Отсутствие госгарантий делает эту империю зыбкой. Даже сам Плющенко в опасности, если между супругами вдруг случится разлад. Рудковская без проблем соорудит новую пиар-империю, а вот Плющенко придётся в комментаторской кабинке комментировать очередную победу учениц Тутберидзе.