5 мин.

Азербайджан продолжает блокировать журналистов на Евро: Геничу тоже отказали в аккредитации, Моссаковского развернули в Баку

Да, все из-за посещения Нагорного Карабаха.

Перед стартом Евро-2020 неожиданно вспыхнул скандал международного масштаба: Азербайджан заблокировал аккредитацию Нобеля Арустамяна. Дело дошло до МИДа, после чего Нобеля все же аккредитовали на турнир.

Казалось, что все позади, но в день старта Евро Азербайджан развязал новый виток конфликта с российскими журналистами. Комментатор «Матч ТВ» Михаил Моссаковский сообщил в своем телеграм-канале, что его развернули на границе:

«Не пустили в Азербайджан. Должен был завтра комментировать Швейцарию с Уэльсом. На границе увидели в паспорте армянский штамп. Попросили подождать. Потом отвели к выходу на рейс в Москву. Ни на один вопрос не ответили. Подтверждение аккредитации и бумагу от азербайджанской футбольной федерации смотреть не стали. Улетел тем же бортом, что и прилетал.

Сразу отвечаю на главный вопрос: в Карабахе был, да. Много лет назад на футбольном турнире. Если причина в этом, а не в прошлогоднем армянском штампе, то вопросов к азербайджанским пограничникам нет.

Вопросы к оргкомитету. Все заявки на аккредитацию проверяются силовиками. Если кто-то попал в черные списки, то почему не сообщить об этом? Баку подтвердил мою аккредитацию, я был в списках на завтрашний матч, у меня была пригласительная бумага от азербайджанской федерации футбола. Короче, мой Евро стартовал так. Баку желаю удачно провести свою часть турнира».

Вы наверняка в курсе, но все дело в напряженных отношениях Армении и Азербайджана из-за спорных территорий в Нагорном Карабахе (остро конфликтуют с конца 80-х). В 2020-м там вспыхнуло новое вооруженное противостояние, погибли больше 6 тысяч военнослужащих обеих сторон.

Вот тот самый турнир в Нагорном Карабахе. Справа внизу Арустамян, а над ним Моссаковский:

Следом не выдержал комментатор «Матч ТВ» Константин Генич. Он тоже написал о ситуации в своем телеграм-канале: «Раз пошла такая пьянка, то и я, пожалуй, выскажусь. И да, дело касается Азербайджана и их поведения. Если говорить конкретно, то азербайджанскую сторону, которая отвечает за «проверку идентификации личности» при выдаче аккредитаций. В строку, по истории с Мишей Моссаковским и Нобелем.

Мне аккредитацию подтвердили, пришло письмо от УЕФА, номер ID, все проверки прошел. Все отлично. Оставалось только ее получить. Но, видимо, история с Нобелем так их задела, что посмотрев еще раз список аккредитованных журналистов от «Матч ТВ», они вспомнили, что в 2009 году я тоже приезжал в Карабах и участвовал там в футбольном турнире стран СНГ и Балтии. 

Сегодня звонок из Азербайджана. 

– Вы получили аккредитацию?

– А вам это зачем знать?

– Вы были в Карабахе в 2009. Отдаете себе отчет, что нарушили закон?

– Я это не комментирую. Есть вопросы, обращайтесь в пресс-службу канала.

– Хорошо. Извините за беспокойство. 

Через 5 минут мне на почту пришло письмо от УЕФА, где черным по белому написано: вы не прошли проверку, вам не рекомендовано получить аккредитацию на Евро-2020. В аккредитации вам отказано. Это финальное решение, все вопросы… И адрес почты азербайджанской стороны «Баку-2020». 

Я не очень понимаю, ЗАЧЕМ смешивать политику и спорт, особенно в день открытия чемпионата. Надеюсь, мой вопрос решится, мне подтвердят аккредитацию, я все-таки смогу ее получить и поработать на этом Евро. Ну а если нет... Баку, увы, я разочарован».

Уткин и Канделаки осудили Азербайджан, а вот Андронов понимает позицию Баку

Василий Уткин, который первым рассказал про ситуацию с Нобелем, высказался про новые блокировки журналистов так: «В общем, ясно, что Азербайджану, увы, рано участвовать в общеевропейских спортивных событиях. Это большая ошибка УЕФА.

Два кейса взаимоисключающие: бан Нобеля на ВСЕ матчи Евро (преодоленный, но он был!) и разворот Мосса, который получил аккредитацию и прошел проверку силовиков на основании критерия (посещение Армении, штамп в паспорте), который не был никогда заявлен как основание в отказе работать аккредитованному журналисту. Надо взрослеть. А пока рано».

Тот редкий случай, когда мнение Тины Канделаки совпадает с позицией Уткина: «Да, в 2014 году Михаил был среди тех, кто принял участие в товарищеском матче в Нагорном Карабахе. Но, во-первых, с тех пор прошло уже много лет, а во-вторых, проведение турнира такого уровня налагает на принимающую сторону важные обязательства, никак не связанные с политикой».

А вот комментатор Алексей Андронов понимает мотивы Азербайджана: «Во-первых, это было давно (с). Когда до людей дойдет простое:

1. Не стоит нарушать законы страны, в которую собираешься ехать.

2. Два загранпаспорта имеются вполне легально (и именно для подобных ситуаций).

3. Попробуйте заехать в Израиль со штампом Ирана. 

И да – в следующем году в Грузии Евробаскет. Вряд ли туда попадут посещавшие Абхазию из Сочи. Как в Киев на финал ЛЧ не попадали многие, посещавшие Крым. Дороги, которые мы выбираем. Мише Моссаковскому мои сочувствия, но он все знал, на что шел…».

Журналист Василий Конов вышел с большим обращением к УЕФА: «Мне не понять позицию УЕФА. Ребята, вы определитесь, это ваш турнир или вы мимо проходили? Вы с футболом и политикой или ваш футбол вне политики? Или вам все равно? Это ваш имидж, ваша репутация, и они день за днем, пробоина за пробоиной, несут ощутимые потери.

Разве так можно? Украина на Евро – политика, Баку – политика. В обоих случаях УЕФА занимает трусливую позицию по отношению к России, которая всегда была для УЕФА открыта, щедра и хлебосольна, организовывая и проводя мероприятия на высочайшем уровне, всячески помогая и приходя на помощь всегда, когда это было необходимо.

Вопросы аккредитаций и въезда (а Нобель и Миша не единственные пострадавшие по линии Баку), вопросы формы и нацлозунгов – это дело УЕФА, но вот только УЕФА до этого нет дела.

Баку нарушает обещания, данные УЕФА, не соблюдая взятые на себя обязательства. Единственно возможное решение вопроса для УЕФА – немедленно вмешаться в действия Баку и решить вопрос с российскими журналистами. Других вариантов нет».

Нобеля все-таки аккредитовали на Евро-2020. Вопрос решали на уровне МИДа

Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова, Владимир Трефилов; instagram.com/realradioutkin