Отмена выборов Прядкина – шанс на конкуренцию идей. Но лига об этом давно не думает
Осмысление Влада Воронина.
Мы пережили удивительную неделю. То лига расширяется, то РФС говорит, что это бессмысленно. То лига внепланово дает президенту еще 5 лет власти, то РФС вооружается регламентами УЕФА и говорит, что при выборах нарушили правила (подробно про споры о юридической допустимости таких выборов читайте здесь). И вот вечером пятницы мы взобрались на вершину аппаратной борьбы: выборы отменены, Прядкин остается президентом до апреля, дальше лига обязана провести новые выборы, открыто объявив список кандидатов. Теперь РПЛ должна уведомить клубы и РФС за месяц до выборов.
Что это значит, как к этому относиться?
Так как мы уже подробно разбирали природу проблем РПЛ и суть конфликта с РФС, попробую ограничиться короткими мыслями. Если что-то непонятно – предлагаю продолжить дискуссию в комментариях, а мы сделаем пост с ответами на самые популярные вопросы.
• Отмена выборов президента лиги – шок для системы, где все привыкли к согласованным действиям, не скандалят на публике и любое отклонение от общего курса стараются прятать. Теперь резко вспыхнувший конфликт привел к открытому признанию проблем.
• Выборы в РПЛ и правда получились какими-то бутафорскими. Даже если отстраниться от юридических споров – в какой серьезной, бизнес-ориентированной организации президента выбирают резко, не обсуждая организацию голосования, а просто произнеся за столом фразу «Давайте проголосуем»? Там, где речь идет о миллиардах рублей, долгосрочном планировании и избираемости руководства, действуют строгие правила. Любой операционный руководитель нормальной частной компании отчитывается перед советом директоров о проделанной работе, представляет план развития и ждет итогов (кстати, так работает и Sports.ru). Без этого контроля невозможны дальнейшие шаги, потому что не осмысляется прошлое и не расписывается будущее.
В РПЛ не было итогов прошлого срока, не было программы развития на 5 лет (прежняя программа продвижения лиги от Deloitte как раз истекла 31 декабря 2019 года – новую не показывали). Зато было стихийное, единогласное выражение одобрения действующей политики. Члены РПЛ могут выбирать президента на любой срок не менее года – и выбрали сразу на 5 лет, не имея никакого стратегического предложения перед глазами. Это либо слепая любовь (не имеющая отношения к бизнесу), либо безраздельное доверие (опасное для бизнеса).
• РФС вмешался в этот процесс и опубликовал холодное заявление об отмене итогов выборов. Зачем ему это было нужно? Во-первых, чтобы в условиях аппаратного кризиса показать свою силу и заставить лигу переголосовать, организовав выборы максимально строго и прозрачно. То есть РФС заставил лигу сделать так, как там обычно не делают: выборы Прядкина ни разу не были конкурентными, он всегда был единственным кандидатом.
• Тут нужно понимать важную особенность устава РПЛ: ни один менеджер, даже если у него управленческий опыт в АПЛ или Ла Лиге, не может прийти в лигу сам с исследованиями, стратегиями и заявлением о желании баллотироваться. Чтобы стать кандидатом на выборах, нужно иметь поддержку как минимум одного клуба.
И тут – ключевой момент настоящего времени. Если РФС просто отменит выборы и не сделает следующий шаг, вся борьба немного обессмыслится и превратится в позу – позу юриста-идеалиста, который следит за всем, но не делает то, что хочет (а нынешняя конфронтация подразумевает реальную борьбу). Клубы РПЛ действительно голосовали за Прядкина и, в целом, действительно за него – это факт. Если РФС хочет повлиять на выборы, ему нужно в течение нескольких дней выбрать кандидата и убедить хотя бы один клуб выдвинуть его. А за Прядкина неделю назад проголосовали все 16.
• Как к этому относиться? Понятно, что футбол сейчас окунулся в практически политические процессы, где есть противоречия, взаимозачеты и лоббирование. Но если смотреть на состояние РПЛ трезво: лиге точно не помешает внутренняя конкуренция – и на уровне идей, и на уровне менеджеров. Потому что только конкуренция заставляет думать и искать необычные варианты, только конкуренция заставляет двигаться, а не врастать в кресло и видеть своей целью сохранение этого кресла, а не развитие.
РПЛ 13 лет живет без конкуренции, не осмысляет себя и не обсуждает альтернативные пути развития (просто некому предложить другие правила игры и ходы – отсюда и непонимание клубов, кто же может прийти вместо). Если нынешняя ситуация заставит Прядкина презентовать новую программу со свежими проектами и реальными ресурсами для исполнения – это тоже всем на пользу.
В истории РПЛ еще не было нормальной управленческой ротации. В середине нулевых президенты менялись каждый год, и это тоже нездоровая ситуация: нет вектора развития, который связывает одну команду с другой – в итоге сумбур. Начиная с 2007-го – безальтернативное властвование. Клубы Премьер-лиги никогда не видели чистого соперничества смыслов, планов и стратегий, и для них это нечто непонятное. Прядкин – близкий, понятный, ровный, от него не ждешь ничего неприятного и резкого. Тишь да гладь.
И, кажется, ничего хорошего это не дало.
РПЛ – лига без целей. Расширение до 18 команд показало, как все криво
Фото: РИА Новости/Антон Денисов, Александр Ступников
РПЛ - печальное образование. Не в плане структуры, а именно в комплекте с этими "управленцами". Нереальная куча проблем, решения более-менее очевидного нет. Никто не хочет с этим болотом разбираться.
И вот чувак, сидит 20 лет в этом болоте, зицпред Фунт. Ему ништяк, с такими-то личными доходами. Он готов быть клоуном, балаболом на ТВ, кем угодно. Он ничего другого не умеет!
Только вот футбол российский ему нахф не сдался. И футбол от этого всё больше погружается в отверстие. А там запахи херовые, невозможно в этих условиях развиваться. Только утонуть окончательно, как в Гримпенской трясине.
Российский футбол - прямое отражение всего происходящего в стране. Можно играть весна-очень, можно осень-весна, можно придумывать схемы легионеров 6-5, 5-6, 0-15, 124-256... Этот сброд не имеет абсолютно никакого плана развития футбола в России. Галимые стяжатели и ворьё.
Но им нужен прорыв! С.ка! Позорице...
тут главное процесс, а не результат