9 мин.

Титул Сёртиса, смерть Кларка и гений Чепмена. Главные моменты «Формулы-1» в 60-е

Как вы могли уже догадаться, на этот раз вас ждут ключевые события 60-х. В это время на весь мир гремели «Битлз», «Роллинг Стоунз» и «Бич бойз». В «Формуле-1» был аналогичный герой – это руководитель команды «Лотус» Колин Чепмен. Благодаря ему появилось монококовое шасси, а на болидах легендарный мотор Ford Cosworth DFV V8. Первым стал использовать аэродинамические крылья. Сделал команду привлекательной с коммерческой точки зрения.

В то же время десятилетие вышло неспокойным: конец карьеры Стирлинга Мосса, взлет и трагическая смерть Джима Кларка, уникальный титул Джона Сёртиса, новая сила в лице Джеки Стюарта и команды «Тиррелл».

Неожиданная победа Мосса

Наступила новая эра в «Формуле-1», которая перешла на 1.5-литровые моторы. Первая официальная гонка чемпионата 1961 года стартовала в Монако.

На фото лидером идет Ричи Гинтер на «Феррари», а позади Кларк на «Лотусе», а также стартовавший с поула Стирлинг Мосс («Роб Уокер Лотус»), Грэм Хилл на BRM и Тони Брукс.

Выиграет гонку Мосс, который позже опишет ее как самую главную в жизни. Она была просто невероятной на фоне доминировавших пилотов «Феррари»: Гинтера, Фила Хилла и Вольфганга фон Трипса.

Багетти побеждает в дебютном Гран-при

Миланский юноша Джанкарло Багетти в ударе. Уже победивший в двух неофициальных Гран-при (Сиракузы и Неаполя), он одерживает победу в свой первой официальной гонке в чемпионате во Франции в 1961 году в Реймсе.

Все его напарники по «Феррари», а именно Хилл, фон Трипс и Гинтер, столкнулись с проблемами. Благодаря этому у Багетти появился шанс сразиться за победу с менее мощным «Порше» Дэна Герни.

Багетти, который стартовал 12-м, обгоняет американца до линии, чтобы стать первым человеком, когда-либо выигравшим свой дебютный Гран-при после чемпионата мира 1950 года, когда Нино Фарина одержал победу в первой гонке чемпионата мира в Эйнтри. В том же году дебютную гонку выиграл Джонни Парсонс, а именно «500 миль Индианаполиса», которые в тот год входили в официальный календарь чемпионата. Для Багетти эта победа станет последней.

Фил Хилл становится первым американским чемпионом на фоне трагической смерти напарника

Фил Хилл на огромной скорости мчится в Монце к своей победе и титулу, в то время как его напарник по «Феррари» фон Трипс погибает вместе с 15-ю зрителями. Авария произошла на подходе к «Параболике» из-за столкновения с «Лотусом» Джима Кларка.

Если бы победил фон Трипс, то он стал бы первым немецким чемпионом серии, но вместо этого Хилл обеспечил себе задел, который никто не смог отыграть на финальном этапе в Уоткинс-Глене. Зато он стал первым американским чемпионом «Формулы-1».

Кларк непобедим за рулем «Лотуса»

Революционная машина и безграничный талант. Новый Lotus 25 сделал монококовое шасси стандартом «Формулы-1». Кларк, побеждавший в неофициальных гонках, квалифицируется 12-м в Бельгии в 1962 году. В пятницу на болиде сломался распределительный вал, а новый мотор привезли только к вечеру субботы.

За девять кругов ему удается выйти в лидеры гонки и одержать свою первую из 25 побед в карьере. Затем он выиграет титулы в 63-м и 65-м.

Сёртис - единственный чемпион мотогонок и «Формулы-1»

Семь раз становясь чемпионом мира в мотогонках, Джон Сёртис становится первым и пока единственным чемпионом как на двух колесах, так и на четырех. Ему удалось вырвать титул в драматичной финальной гонке сезона 1964 года в Мексике. До титула Льюиса Хэмилтона, завоеванного в 2008 году, она являлась самой драматичной в истории.

Лидер Кларк замедляется на последнем круге из-за проблем с мотором. Сёртис идет третьим, но этого недостаточно, чтобы обойти по очкам пилота BRM Грэма Хилла, который потерял время из-за столкновения с напарником Джона по «Феррари» Лоренцо Бандини.

На финальном круге итальянец пропускает Сёртиса на второе место, чтобы тот стал чемпионом мира. Победителем гонки выходит Герни за рулем «Брэбема».

Первая победа «Хонды» в «Формуле-1»

Спустя всего 14 месяцев после своего дебюта в «Формуле-1» на Нюрбургринге в прошлом году команда «Хонда» одержала свою первую победу на Гран-при Мексики 1965 года.

Гинтер обошел в борьбе за победу пилота «Брэбема» Герни менее, чем на три секунды. Примечательно, что это также первая из 368 побед в Гран-При для шинной компании «Гудиер».

«Хонде» удастся победить еще в итальянском Гран-при в 1967 году вместе с Сёртисом. По окончании сезона 1968 года они покинут чемпионат.

Джек Брэбем - это единственный чемпион в истории за рулем собственной машины

Джек Брэбем в своем типичном, мрачном и решительном стиле выиграл четвертую гонку подряд в сезоне 1966 года на Нюрбургринге, чтобы получить неоспоримое преимущество по очкам.

Месяц назад на Гран-при Франции в Реймсе он стал первым пилотом, выигравшим гонку чемпионата мира на автомобиле, носящем его собственное имя. Спустя несколько гонок он станет первым и единственным чемпионом за рулем собственной машины – это будет третий и финальный титул в карьере.

За это время «Формула-1» прошла путь от 1.5-литровых моторов до 3-х литровых. Брэбем заказал австралийской компании Repco разработать такой двигатель V8. Он вышел не самым мощным, но зато надежным.

1 из 155 побед мотора Ford Cosworth DFV V8

«Лотус» совершил очередную революцию. На машинах появился тот самый двигатель Ford Cosworth DFV V8. Дебют мотора состоялся на Гран-при Нидерландов 1967 в Зандворте. Кларк сразу же одержал победу.

Победа Кларк была неожиданной, потому как в квалификации он показал только восьмое время, а вот его напарник Грэм Хилл стартовал с поула. Но британец смог совершить прорыв. Когда Хилл был вынужден сойти из-за распределительной шестерни, Кларк шел уже на третьей позиции.

Вскоре он обгонит Йохена Риндта («Купер») и Джека Брэбэма («Брэбем»), чтобы выиграть гонку. Это была первая из 155 побед болидов с этим мотором. Последняя была одержана аж в 1983 году.

Трагическая смерть Кларка в «Формуле-2» и звездный час Грэма Хилла

«Что же нам теперь делать?», - сказал руководитель «Лотуса» Колин Чепмен Грэму Хиллу на Гран-при Монако 1968 года, всего несколько недель спустя после смерти почитаемого Кларка в гонке «Формулы-2» в Хоккенхайме.

Сам Хилл при этом ранее выиграл Гран-при Испании на Хараме. Не подкачал он и на этот раз, одержав четвертую победу на улицах Монте-Карло.

Хилл, завоевавший свой первый титул в 1962 году вместе с BRM, был на пути ко второму. Пятая же победа в Монако в 1969 году приведет к появлению прозвища «Мистер Монако».

Брюс МакЛарен приносит «Макларену» первую победу в «Формуле-1»

На фото показан Брюс МакЛарен, мчащийся по величественной трассе в Спа в 1968 году к первой победе для команды «Макларен». Хотя на самом деле команда уже побеждала в неофициальной гонке в Брэндс-Хэтче и Сильверстоуне (Денни Хьюм).

Это была гонка на выносливость. МакЛарен вышел в лидеры только на последнем круге, когда у пилота «Тиррелл» Джеки Стюарта закончилось топливо.

Четыре первых пилота уложились в две десятые!

Монца прославилась сумасшедшими гонками. Гран-при Италии 1969 года не стал исключением. На фото показаны: Стюарт за рулем «Тиррелл», Грэм Хилл на «Лотусе», Пирс Каридж на «Брэбеме», Риндт на «Лотусе», МакЛарен и Жан-Пьер Бельтуаз за рулем «Матры».

Стюарт, доминирующий в том году, за три гонки до его окончания одержит свою финальную победу в сезоне. Риндт, Бельтуаз и МакЛарен отстанут от британца на 19 десятых секунды!

Источник.

Я надеюсь, что продолжение все-таки состоится:

Эпоха великого Хуана Мануэля Фанхио. Главные моменты «Формулы-1» в 50-е

Бокальчик за Иннеса Айрленда, Колина Чепмена и Джима Кларка: