Трибуна
14 мин.

Четыре десятилетия семьи Уильямс в «Ф-1»: победы с Мэнселлом и Вильневом, гибель Сенны и противостояние автогигантам

Сэр Фрэнк ушел из жизни.

От редакции: 28 ноября в возрасте 79 лет умер один из важнейших людей в истории «Формулы-1» – сэр Фрэнк Уильямс, основатель успешной гоночной команды. За рулем болидов «Уильямс» в «Ф-1» становились чемпионами мира Алан Джонс, Кеке Росберг, Найджел Мэнселл, Нельсон Пике, Ален Прост, Дэймон Хилл и Жак Вильнев. Именно в «Уильямсе» раскрылся гений конструктора Эдриана Ньюи, и именно за рулем сине-белой машины погиб Айртон Сенна.

Этот текст на «Трибуне», впервые опубликованный в сентябре 2020-го, рассказывает о важнейших эпизодах в истории английской гоночной организации, боссом которой долгое время был сэр Фрэнк, а после – его дочь Клэр. Год назад семья Уильямс окончательно покинула автогонки – сегодня «Уильямсом» владеет компания Dorilton Capital.

В преддверии Гран-при Италии 2020 года руководитель легендарной команды «Уильямс» Клэр Уильямс объявила об уходе со своей должности после гонки в Монце. С этого момента семья Уильямс разорвала связи с гоночной организацией из Гроува, а его управлением занялась американская компания Dorilton.

«С учетом того, что теперь будущему «Уильямса» ничего не угрожает, для нас настал подходящий момент для того, чтобы уйти из спорта, – сказала Клэр, дочь сэра Фрэнка Уильямса, основателя команды. – Как семья, мы всегда отдавали приоритет «Уильямсу». Мы продемонстрировали это в недавнем процессе стратегического пересмотра структуры работы команды и считаем, что сейчас настал подходящий момент для того, чтобы передать бразды правления новым владельцам, дав им возможность вести команду в будущее».

Долгое время «Уильямс» оставался последней частной конюшней без крупного владельца, каким является, к примеру, миллиардер Дитрих Матешиц для «Ред Булл». Хроническая нехватка больших денег привела к неспособности конкурировать с более обеспеченными соперниками. Но эта часть истории все же завершилась.

Что же произошло с великой командой за четыре десятилетия руководства семьи Уильямс?

Первая попытка создать команду оказалась неудачной

Не секрет, что Фрэнк Уильямс был с детства фанатом гонок и некоторое время даже сам участвовал в заездах. Но когда ему показалось, что пик достигнут, англичанин сменил род деятельности. Он решил дать возможность другим и создал Frank Williams Racing Cars. Пилотом стал Пирс Каридж, друг Фрэнка.

Они успешно провели сезон в «Формуле-2» и в 1969 году, купив болид «Брэбэма», отправились покорять «Ф-1». Фрэнку даже удалось договориться с «Фордом» и заполучить мотор «Косуорт».

Первый сезон оказался ошеломляющим: Пирс дважды финишировал на подиуме, оба раза на втором месте. При этом команда Уильямса оставалась участником «Ф-2», где за нее выступал Жаки Икс.

Однако с 1970 года начался тяжелый период: во время Гран-при Нидерландов – в Зандворте – погиб Каридж. После этого долго не получалось найти пилота, который смог бы добиться таких же высоких результатов. Начались финансовые проблемы, Фрэнку пришлось выкручиваться.

Пирс Каридж

В 1971-м Frank Williams Racing Cars стала клиентом March Engineering, другой британской команды. С 1973 года Фрэнк начал сотрудничать с Isa-Rivalta, итальянским ответвлением Marlboro, а также его согласился спонсировать гонщик Нанни Галли. Однако поддержка оказалась бессмысленной. Ни платные места, ни внешнее финансирование не помогли команде. Результаты были все так же ужасны, и в 1974-м спонсоры ушли от Фрэнка. Он пытался спастись сотрудничеством с канадским предпринимателем Вольфом – но тот, получив контроль над командой, переименовал ее. В 1976 году Frank Williams Racing Cars прекратила свое существование.

Фрэнк основал легендарную команду на складе ковров

Когда Уильямс узнал, что больше не участвует в «Ф-1», то решил все начать заново. Британцу удалось повлечь за собой некоторых сотрудников прошлого коллектива, включая конструктора Патрика Хэда. При спонсорской поддержке пива Belle-Vue они основали новую команду – Williams Grand Prix Engineering. В качестве основной базы выбрали огромный склад старых ковров на Стейшн-роуд в Дидкоте. Кроме того, Фрэнку финансово помогла саудовская авиакомпания Saudi.

Первый сезон (1977-й) начался не слишком удачно, поэтому экономный Уильямс решил переключить команду на работу над новым болидом, в который закладывалась только-только появившаяся в «Ф-1» идея «автомобиля-крыла». Концепция оказалась удачной – машина поехала заметно быстрее предшественницы, и австралиец Алан Джонс вскоре финишировал вторым в США.

Первые успехи привлекли и спонсоров в виде TAG и Albilad. Команда расцвела.

В 1979-м пришли и первые победы – тандем Джонса и Регаццони помог коллективу Фрэнка стать вице-чемпионами. А в сезоне-1980 Алан вовсе стал чемпионом мира, а «Уильямс» – обладателем Кубка Конструкторов впервые в истории. Через год команде удалось повторить достижение в командном зачете, однако между Джонсом и его новым напарником Карлосом Ройтеманном произошел конфликт, в результате которого чемпион мира-1980 покинул команду. На его место пришел Кеке Росберг. И сходу выиграл уникальный и трагичный сезон-1982 всего с одной победой.

Однако к тому времени атмосферные двигатели «Косуорт» перестали на равных конкурировать с мощными турбомоторами, и в сезоне-1984 команда нашла партнера, который через несколько лет станет синонимом слова «победа» – «Хонду». Японские силовые агрегаты поначалу были ненадежными и далеко не самыми мощными, но уже в следующем году повезли «Уильямс» к подиумам: в 85-м Росбергу и Найджелу Мэнселлу удалось добраться до третьего места в коллективном зачете, а в 1986-м альянс «Уильямс-Хонда» и вовсе принялся разрывать пелотон.

Однако год сложился трагично: Фрэнк Уильямс попал в автомобильную аварию после тестов во Франции и навсегда остался прикованным к инвалидному креслу, а пилоты Найджел Мэнселл и Нельсон Пике, имевшие огромный запас в скорости над преследователями в гонках, умудрились упустить чемпионский титул в заключительном Гран-при в Аделаиде. Утешительным призом для «Уильямса» стал Кубок конструкторов (который глава команды, кстати, всегда почитал больше главного трофея в личном зачете).

В 1987-м «Уильямс» все же достиг вершины: Пике и Мэнселл разыграли титул между собой и, конечно же, привезли сэру Фрэнку и Кубок конструкторов.

С уходом «Хонды» к «Макларену» команда снова откатилась назад: после года мучений с маломощным атмосферником «Джадд» Уильямсу удалось заручиться поддержкой «Рено», но французы построили чудо-мотор тоже не сразу – на устранение всех недостатков силовой установки ушло практически три года. Впрочем, изредка пилотам в сине-желтым машинах удавались чудеса: Риккардо Патрезе добился победы в одной из дождевых гонок в 1989-м, а его напарник Тьерри Бутсен (трижды забиравшийся на верхнюю ступень подиума) впечатлил тем, как удержал быстрых конкурентов позади на «Хунгароринге» (Мэнселл в эти годы пытался выиграть титул вместе с «Феррари» – неудачно).

Золотая эпоха и постепенный спад

Перед сезоном-1991 в «Уильямсе» появился конструктор Эдриан Ньюи, прежде работавший в «Индикаре» и команде «Марч». Именно решения этого инженера помогли команде сэра Фрэнка вернуться к регулярным победам и провести самый успешный сезон в своей истории.

Англичанин под руководством Хэда создал одну из самых впечатляющих машин в истории – FW14B с передовыми аэродинамическими свойствами, потрясающей электроникой и уже ставшими одним из лучших в «Ф-1» двигателями «Рено». Вернувшийся в команду Мэнселл за два года выиграл почти полтора десятка гонок и в 1992-м оформил долгожданный титул – соперничать с ним не мог никто. Победный сезон для Найджела выглядел следующим образом: 14 поул-позиций, 12 подиумов, 9 побед, оформленный титул задолго до окончания сезона – в августе.

Доминирование продолжилось и в 1993-м – на смену Мэнселлу пришел Ален Прост, который также досрочно взял свой четвертый титул.

Казалось, что «Уильямс» будет побеждать и в 1994-м, тем более, что в команду пришел уже ставший легендой при жизни Айртон Сенна. Однако ряд запретов в технических правилах привел к тому, что новое шасси английской команды оказалось плохо управляемым, и даже гений бразильца не мог справляться с техникой на протяжении всей гоночной дистанции.

В третьей гонке в Сан-Марино произошла главная трагедия в истории спорта – поломка рулевой колонки привела к вылету машины на огромной скорости в повороте «Тамбурелло».

Сенна погиб.

Черный сезон не спасли не постепенно раскрывшийся Дэймон Хилл, ни вызванный из «Индикара» на несколько гонок Мэнселл, ни новичок Дэвид Култхард – в последнем Гран-при скандальное столкновение Хилла с Шумахером поставило точку на последних надеждах завершить год с поднятой головой.

1995-й был годом «Бенеттона», однако «Уильямс» все же взял свое в 96-м и 97-м – команда первенствовала как в Кубке конструкторов, так и в личном зачете – титулы брали Дэймон Хилл и Жак Вильнев соответственно. Это были последние яркие успехи «синих».

В дальнейшим «Уильямс» оставался сильной командой, но за титул боролся лишь эпизодически. В эпоху доминирования Шумахера и «Феррри» британцы держались высоко: с 2000 по 2004 дважды стали третьими (2000, 2001) и дважды вторыми (2002, 2003). В те времена за рулем болида Фрэнка сидели такие звездные пилоты, как Ральф Шумахер и Хуан-Пабло Монтойя.

Однако после разрыва отношений с мотористами «БМВ» команда начала затяжное падение. Вместе с Нико Росбергом инженеры пытались переломить ситуацию, но все было бесполезно, хотя немцу и удалось пару раз побывать на подиуме. Кроме того, он регулярно приносил неплохие очки. А вскоре началась эпоха «Ред Булл» и Себастьяна Феттеля.

Однако были и позитивные моменты. Например, поул-позиция Нико Хюлькенберга в Бразилии-2010.

И, конечно, нельзя забыть о победе Пастора Мальдонадо в Испании-2012. Благодаря штрафу Льюиса Хэмилтона венесуэльцу повезло стартовать с первой позиции, а за счет тактики в гонке удержать позади Фернандо Алонсо, и даже ошибка на одном из пит-стопов не помешала сохранить преимущество в 3 секунды вплоть до финиша. Это была первая победа «Уильямса» за 103 гонки.

И последняя.

Команда неплохо провела сезоны-2014 и 2015, заняв в обоих третье место. Но это больше связано с удачным переходом на мощные двигатели «Мерседес» в начале турбоэры. Однако как только конкуренты решили свои проблемы, оказалось, что «Уильямс» не прогрессирует.

Команда медленно падала вниз, набирая все меньше и меньше очков. В 2019-м единственный зачетный балл удалось заработать в безумной гонке в Германии. Не факт, что в этом сезоне получится повторить подобное, хотя Джордж Расселл старается изо всех сил.

Что теперь ждет «Уильямс», точно никто не знает. Многим хочется верить в светлое будущее команды с великим именем. Однако грустно осознавать, что семья-основатель больше не будет заниматься своим коллективом, ведь раньше это была славная особенность «Ф-1». Но она также ушла в прошлое. Несмотря на трудный период для команды, основателей проводили достойно.

Утро в Монце началось с подарков. Инженеры вручили Клэр на память переднее антикрыло болида, подписанное всеми сотрудниками.

Интервью перед гонкой «Уильямс» начал также с благодарности семье-основателю. Один из механиков держал табличку с надписью: «Спасибо, Клэр + Фрэнк».

В Италии Уильямс сама руководила выездом Николаса Латифи из боксов. Канадец высоко оценил ее работу: «Клэр, позволь мне сказать – это было изумительно!»

А вот уже историческое фото. Всего лучшего семье Уильямс пришел пожелать Ален Прост.

Еще в честь прощания инженеры специально нарисовали бабочку на болиде.

Несмотря грустное завершение эпохи, печалиться не стоит – команда по-прежнему существует, и теперь у нее будут деньги, чтобы попытаться вернуться в элиту.

На эту тему лучше всех высказался чемпион «Ф-1» Льюис Хэмилтон:

«Я большой поклонник сэра Фрэнка и того невероятного вклада, который он внес в наш спорт. Он всегда был добр ко мне, он один из тех людей, которых я больше всего уважаю. Он был одним из самых честных и откровенных людей в «Формуле-1». Так что мне, конечно, грустно видеть, как эта глава закончилась, но его наследие будет жить…»

Фото: Glenn Dunbar / LAT/REPORTER; Gettyimages.ru/Vladimir Rys, Allsport Hulton/Archive, Len Trievnor/Daily Express/Hulton Archive, Steve Powell, Reg Lancaster/Daily Express/Hulton Archive, Marcus Brandt/Bongarts, Pascal Rondeau, Anton Want/Allsport, Mike Hewitt/ALLSPORT, Clive Rose, Sandra Behne/Bongarts, Leonhard Foeger, Charles Coates; globallookpress.com/Sutton Motorsport Images, National Motor Museum, imago sportfotodienst, SVEN SIMON; en.wikipedia.org