9 мин.

Сезон, в котором «Атлетико» сделал дубль

Для одних это был сезон, в котором «Атлетико» сделал дубль, для других - сезон унижения и сумасшествия. Сейчас многие вспоминают о нём, но каким он был на самом деле?

«Атлетико» в сезоне 1995/96 сделал дубль - выиграл чемпионат и Кубок страны, в то время как пали Рамон Мендоса, Хорхе Вальдано, Йохан Кройфф; попрощались с Испанией Мичел, Лаудруп и Бебето; Хесус Хиль ударил кулаком Хосе Гонсалеса Фидальго*; а «Атлетико», который в прошлом сезоне был 14-м (!) разродился дублем. Спортивные лотереи били рекорды...

Это не умещалось в голове... Антич и «Атлетико» - чемпионы, а Вальдано и Кройфф уволены. Президент «Мадрида» Мендоса, избранный всего год тому назад на очередной строк, - отправлен вслед за ними. Хуан Антонио Пицци из «Тенерифе» - лучший бомбардир сезона. «СуперДепор» стал серой посредственностью. Могущественные «Севилья» и «Атлетик» до последнего тура на грани вылета. «Сарагоса», выигравшая Кубок Обладателей Кубков сезоном ранее, финишировала на 13 месте, в 6 очках от вылета и в 4 от зоны «промосьон»** (точь-в-точь, как и «Севилья» с «Атлетиком»). Никто в августе 1995 года и подумать не мог, что этот сезон станет самым изнурительным и богатым на события в истории Ла Лиги.

Это был сезон нововведений: 

1. 22 команды в Примере (так было только ещё 1 раз - в сезоне 1996/97, после чего состав Примеры сократили до 20 команд).

2. Закреплённые за игроками номера (в следствие чего на футболках появились имена).

3. Три замены в матче (вместо двух + вынужденная замена вратаря).

4. За победу теперь начислялось не 2, а 3 очка.

5. 5, а не 4 иностранца в заявке на сезон (в середине сезона прогремело дело Босмана, изменившее футбол навсегда, но новые правила вступили в силу только со следующего сезона).

Все предсезонные обзоры Ла Лиги, анализы команд и их составов ошиблись с прогнозами. Все они обещали очередную дуэль между «Мадридом» и «Барселоной», двумя гигантами, которые разделили между собой 11 последних трофеев в Испании, а «Депортиво» должен был стать их твёрдой альтернативой. Галисийская команда во время предсезонки продемонстрировала великолепный футбол, забила большое количество голов и одержала убедительные победы, и некоторых даже убедила поставить на них, как на фаворита.

От «Атлетико» и «Валенсии» ждали разочарования, привычного для них в последние годы. Античу заранее выражали соболезнования, что он попал на эшафот Хесуса Хиля. В гений Арагонеса на тренерской скамье «Валенсии» не верили (в итоге второе место).

Весь интерес был прикован к дуэли Вальдано и Кройффа, двух тренеров стабильных, успешных, с отменным футбольным вкусом, испытывающих уважение к мячу. Команда Виктора Фернандеса, «Сарагоса», блистательно завоевавшая Кубок Обладателей Кубков, казалось, вышедшая замуж за успех, должна была предложить нечто большее, чем футбол. От нее ждали прошлогодней магии. Главное же пари было - сможет ли «Депортиво» выйти на первое место, и уволят ли Антича до Рождества.

Ни одно из ожиданий не сбылось. Камачо и Антича, двух стайеров, двух тренеров, которые ближе к железу, чем к шёлку, сопровождал успех. Чемпионат был пропитан эстетикой пота. Хуан Антонио Пицци - стал Пичичи с 31 голами. Человек, который ни до, ни после никогда не забивал больше 18 мячей за сезон (и те в чемпионате Аргентины). Человек, который двумя годами ранее попробовал себя в «Валенсии» и провалился (4 гола за сезон). Человек, который после проведёт 2 сезона в «Барселоне» и провалится (11 мячей за два сезона).

Чемпионы прошлого пали. Вальдано и Кройфф вкусили запретный плод неудач и были изгнаны из рая. Антич выплавил исторический дубль для «Атлетико» и купался на Нептуно***. 14 тренерских отставок за один сезон. Ла Лигу в сезоне 1995-96 не признала бы даже родная мать.

На фото: раздевалка «Атлетико». Бутсы и кава во время празднования. Кава - это испанское шампанское. Картинка на стене, по-видимому, изображает обычное состояние игроков «Атлетико» (но только не в том сезоне).

Лабораторная работа Антича

Когда Просинечки вдруг отказал «Атлетико» и перешёл в «Барселону», Радомир Антич, тогда новый тренер «кольчонерос», и бровью не повёл. Вокруг тренера кружились разного рода «знатоки», предлагающие ему приобрести того или иного игрока, чтобы усилить его новую команду. Но свою звезду Антич нашёл в скромном клубе скромного чемпионата – в греческом «Панионисе», где играл никому незнакомый сербский полузащитник Милинко Пантич, 29 лет отроду. «Пантич именно тот, кто усилит команду. В умении пользоваться преимуществом стандартных положений я вижу большую пользу и его характеристики, как ни у кого другого, нам подходят».  

Антича упрекал и высмеивал даже ленивый. Тренер возражал без тени сомнений: «Я рискую своей репутацией рекомендуя его». Время расставило всё по своим местам, ведь это был решительно странный чемпионат – Пантич вошёл в символическую сборную сезона, как лучший разыгрывающий. Почти половину своих мячей «Атлетико» так или иначе забил после стандартных положений и роль Пантича в большинстве случаев была решающей.

Статистика гласит: 49 % мячей (37 из 75) чемпион забил после стандартов (угловые, штрафные, пенальти). Успех кольчонерос в большей степени – лабораторная работа Антича, его разработка.

Пенальти – 11 голов (14,5 %). 7 из них забил болгарин Пенев, и Пантич – 4. Зарабатывали эти пенальти Кико (3), Пенев (3), Симеоне (1) и четыре по вине соперника (игра рукой).

Угловые – 11 голов (14, 5 %).В 7 случаях Пантич подавал угловой. 4 раза прямо на голову нападающему, трижды замыкал в ворота третий игрок.

Навес со штрафного с фланга - 6 голов (8 %). Три с левого фланга и три с правого. По крайней мере, учитываются те голы, которые были забиты первым касанием после подачи.

Прямые удары со штрафного - 5 мячей (7 %). Все с фирменной отметкой Пантича. Серб напрямую забил 4 («Реал Мадрид», «Эспаньол», «Атлетик», «Валенсия») и позволил Паневу протолкнуть в ворота четвертого («Эспаньол»), после удара в штангу.

Навесы со штрафного по центру - 4 гола (5 %). Пас Пантича и удар головой Кико (2). Также подобные голы забивали Тони и Симеоне.

На фото: Йохан и его сын Жорди Кройфф. Вальдано целует тренера "Эспаньола" и своего некогда капитана Хосе Антонио Камачо.

Хронология. 10 месяцев безумия

- 17 августа. – LFP принимает решение поддержать стремления «Сельты» и «Севильи» остаться в Примере (ранее списанные оттуда за долги), расширяет чемпионат до 22 команд и принимает свой самый длинный календарь в истории.

- 20 ноября. – Рамон Мендоса уходит в отставку с поста президента «Реал Мадрида». Клуб на грани банкротства, среди руководства сплошные конфликты, команду лихорадит.

- 21 января. – Через 6 месяцев после великолепной победы в чемпионате, тренер «Реал Мадрида», Хорхе Вальдано, покидает свой пост. При этом собирает журналистов и о своей отставке сообщает сам Вальдано, а не Лоренцо Санс.  

- 8 марта. – Самое скандальное событие Ла Лиги. Хиль нападает на Фидальго.

- 10 марта. – Самая большая премия в истории спортивных лотерей (случилось это после тура, в котором «Тенерифе» обыграл «Мадрид» со счётом 3:0 (два гола Пицци)). 1 408 000 000 песет отправляются в Вальекас.

- 10 апреля. – «Атлетико» побеждает в Кубке «Барселону». Полтора месяца спустя он выигрывает чемпионат.

- 18 мая. – Нуньес отправляет Йохана Кройффа в отставку. Голландец прощается с клубом после 8 лет, 4 побед в чемпионате и первого для «Барселоны» Кубка Европейских Чемпионов.

- 19 мая. – Мичел прощается с «Бернабеу» после 14 лет в клубе, забив два гола, со слезами на глазах, целуя газон и под бурные овации.

На фото: Ни слонов, ни верблюдов. Фараонская кавалькада Хесуса Хиля на Пуэрта дель Соль. Накануне вечером Хиль пообещал 3 слона и 3 верблюда, о чем даже договорился с местным цирком. Но президента смутила высокая цена на "аренду" и его убедили в потенциальной опасности этой "дикой" затеи для болельщиков. В итоге процессию возглавлял "Властный", жеребец Хиля, о котором он мог говорить часами. А говорил он следующее: "В этом году "Властный" влез на 47 кобыл, и не на любые, он предпочитает отборных"...

7 миллиардов спустя

«Не знаю в Океании ли я, или в Севастополе… Я на небесах!» - уже и не знал, что говорить на пороге Альмудены**** Хесус Хиль. Итак. 9 лет, 7 млрд. песет, 21 тренер, 85 футболистов спустя, его, Хиля, команда стала чемпионом Испании. Этот клуб не могли привести к чемпионству нанятые им тренеры, ни Менотти, ни Уфарте, ни Брионес, ни Магуреги, ни Аткинсон, ни Эддисон, ни Клементе, ни Пейро, ни Овехеро, ни Ивич, ни Луис Арагонес, ни Пасториса, ни Эредиа, ни Перейра, ни Крус, ни Ромеро, ни Д'Алессандро, ни Агилар, ни Матурана, ни Базиле, но наконец смог Антич.  

Хиль за это время распустил кантеру (все помнят о случае Рауля); обещал тренировочные базы, которые так никогда и не были построены; несколько раз увольнял врачей клуба и массажистов; сначала нещадно критиковал арбитров, а потом защищал их; запомнился своими сексистскими, гомофобными и расистскими высказываниями. Он дрался в прямом и переносном смысле с Федерацией, со СМИ, с политиками и руководствами других клубов… После он был изгнан с поста мэра Марбельи, заключён в тюрьму, и в 2004-м умер. Но мечта всей его жизни сбылась.

«С такими болельщиками, Атлети будет жить вечно!», - говорил он Гальярдону. Антич подпевал: «В целой Европе не найдётся команды сильнее нашего «Атлетико». «Campeones! Campeones!» - орала толпа.

* - Хесус Хиль подрался с президентом «Компостелы» Канедой и её генеральным директором Фидальго. По словам Хиля из-за высмеивания Канедой и Фидальго жителей Марбельи, мэром которой он на тот момент был. За сим последовало шумное препирательство, на защиту Хиля бросились его телохранители. Хиль же орал: «Этот сукин сын, этот вор, оскорбил людей Марбельи!».

** - Промосьон - в Испании называются стыковые матчи за право сохранить за собой прописку/подняться дивизионом выше. В те годы 2 команды вылетали из Примеры напрямую (21-22 место) и две команды (19-20) играли в стыковых матчах с 3-4 командами Сегунды.

*** - Нептуно. Место паломничества болельщиков «Атлетико». Это фонтан в центре Мадрида на площади Кановас дель Кастильо, на которой празднуют свои победы болельщики «Атлетико» (в то время как болельщики «Мадрида» празднуют на соседней площади Сибелес).

**** - Альмудена. Кафедральный Собор в центре Мадрида, в которой по традиции приходят команды на следующий день после победы в чемпионате.