5 мин.

Лига 1: как вернуть зрителей на трибуны?

Выводы беспокоят. После 9 туров посещаемость Лиги 1 упала на 4,9% в сравнении с отчетами предыдущего сезона. Новые или реконструированные стадионы для Евро-2016 не имеют никакого эффекта на футбольных болельщиков. Объяснения варьируются: экономический кризис, чрезвычайное положение из-за террористических атак, доминирование ПСЖ, отсутствие результатов у  “Марселя”...Короче, французы покидают стадионы. Как их заставить заполнить трибуны? Мы задали этот вопрос разным специалистам, которые предложили 5 моментов для рефлексии.

франция посещаемость

 

 Поменять время начала матчей 

Мнения практически единодушны в этом вопросе. Время начала матчей не устраивает. “Планировать ключевые матчи на 21:00 воскресенья - это сложно для посещаемости, - сожалеет министр спорта Тьерри Брайяр, - Причина? Сложно идти на стадион с детьми. Многие предпочитают провести время с семьей так же воскресеньем после полудня, другие -  вечером субботы.“  

“Но надо конечно создавать какую-то регулярность в составлении расписания матчей, чтобы сделать публику более верной”, - считает Жан-Паскаль Гайян, спортивный экономист. - Сейчас никто ничего не понимает с этими 6 временными интервалами (матчи во Франции традиционно большую часть сезона начинаются: в пятницу в 20:45, в субботу в 17:00 и 20:00, в воскресенье - в 15:00, 17:00 и 20:45). Это позволило в свое время увеличить стоимость прав на трансляции, вместе с тем качество трансляций всегда росло. Но это пошло в ущерб посещаемости. Сегодня телевидение стало полноценным конкурентом стадионам”.

 Более разнообразная развлекательная программа 

“Когда спортивного зрелища недостаточно, то этот недостаток стоит нивелировать, - подчеркивает Макси Газзини, бывший президент “Стад Франсэ”, - Надо удовлетворять желание зрителей приходить на стадион, чтобы становиться частью праздника. Из похода на матч стоит делать событие с концертами, фейерверками, анимационными программами. Конечно, это стоит денег  - порой иногда в нашем случае до 200 000 евро. Но если то, что вы дарите болельщику, нравится ему, то он становится верным вам”.

Немецкая модель, когда стадионы выглядят практически как коммерческие центры или киномультиплексы - это тот пример, которому надо следовать. Атмосфера на трибунах - это также “элемент привлечения”, - считает Жан-Паскаль Гайян, который находит, что “атмосфера на стадионах становится все более полицейской и обездушенной, особенно это касается новых арен”, 

Вернуть интригу

Звезды круглого мяча не сошли на берег Лиги 1 этой зимой. И самые маленькие команды будут как обычно пытаться изо всех сил удержать свои лучшие кадры. “В этом контексте клубы смогут лучше ценить их коллективы, а не только звезд, - считает адвокат Дидиье Пульмэр, - Это немного напоминает эффект Ибрагимовича, после отъезда которого образовалась пустота. Пример НБА крайне хорош: есть настоящая работа на создание коллектива, на команду”. Для Жана-Паскаля Гайяна это проблема заключается в также в том, что “Лига 1 из 18 клубов с системой 4 команд на вылет позволила бы увеличить зрелищность, конечно, если бы это сопровождалось введением бонусов за высокую результативность. Надо было бы также убрать Кубок Лиги в таком абсурдном формате. Это позволило бы избежать лишних встреч. То, что происходит редко - создает желание”

Улучшение инфраструктуры

Благодаря Евро Ницца, Марсель или Бордо получили новые стадионы. Но некоторые арены, чья эстетика и комфорт могут быть недостаточными, ждут как всегда хорошего пинка. “Для этого мы можем рассчитывать на предложение о законе от сенатора Доминики Байи, которое будет обсуждаться в Сенате 26 октября. Она предлагает в частности обеспечить клубы возможностями брать кредиты по очень низким ставкам, чтобы дать им возможность улучшить стадионы”. Вопрос транспортной доступности также создает проблему.

“Ницца” обсуждает вместе с префектурой эту тему, но трамвай свяжет центр города и стадион не раньше, чем в 2020 году. В Монпелье клуб просто организовал рейсы автобусов, чтобы найти болельщиков по всему департаменту.  

Опустить цены

По сравнению с Премьер-Лигой Лига 1 остается продуктом внутреннего потребления, достаточно дешевым. На некоторые стадионы можно попасть за 15 евро (1000 рублей). Но политика ценообразования становится все более агрессивной, считает Макс Газзини - бывший президент “Стад Франсэ”,  известный тем, что сумел многократно заполнить “Стад дё Франс”.  “Это первый рычаг, чтобы привлечь людей, - признается он”. Когда мы играли первые несколько раз на “Парк де Пренс, в 2005 году, я предпочитал видеть половину стадиона по цене от 5 до 10 евро, чем поставить цену выше, но увидеть пустые трибуны. Есть меньше поступлений от продаже билетов в первое время. Но зрители получают привычку ходить на стадион и в конце концов становятся болельщиками”

 Официально падение посещаемости по сравнению с прошлым сезоном - 4,9%. Но реальность намного хуже. Ведь клубы сообщают в Лигу данные о количестве проданных мест, включая все абонементы. “Когда место оплачено, то эти данные попадают в отчеты, которые отправляются в лигу”, - объясняет Филип Пейберне - административный и финансовый директор “Монпелье”. Но обладатели абонементов приходят далеко не на каждый матч. В Ницце надеются, что этот показатель около 10-12% (общее количество проданных абонементов - 12 000) за матч. На “Парке Олимпика Лион” на дерби против “Сент-Этьена” было объявлено о присутствии 57 050 зрителей, когда присутствовало около 53 000 болельщиков. “Парк де Пренс” без сомнений стадион, которого этот феномен коснулся в первую очередь. ПСЖ сообщает о посещаемости 42 484 зрителя на матч против “Дижона” в середине сентября. В реальности на трибунах было около 29 000! В среднем 7 000 - 8 000 обладателей абонементов не приходили на матчи в начале сезона. И эта цифра гораздо выше той, что мы могли бы найти в отчетах прошлого сезона. Какая же цель? Люди покупают абонементы, чтобы гарантировать себе места на ключевые игры и перепродают билеты на проходные игры. Но новые стадионы, оснащены турникетами, благодаря которым можно узнать реальное количество болельщиков. “Совершенно очевидно, что на некоторых встречах озвученная цифра не соответствует реальности, - признается управляющий “Бордо”, - Но ни у одного из клубов нет интереса что-то сказать против”.

Источник