12 мин.

А вот и интрига!

 

Гран-при Великобритании по определению должен был стать поворотным в чемпионате мира. Отмена 90% эффективности выдувных диффузоров не могла не сказаться на темпе болидов топ-команд. Ведь только новые коллективы вкупе с «Уильямс» и «Заубер» не применяли «горячий выхлоп» при отпускании педали акселератора. «Мерседес» и особенно «Рено» были прямо спроектированы вокруг этой идеи. Как и абсолютные лидеры – «Ред Булл».

Но всё это великолепие изменения расстановки сил в связи с новым техническим регламентом оказалось несколько завуалированным, ибо классический «Сильверстоун» привнёс просто фантастическое число неизвестных сам.

Казалось бы, команды возвращались к стандартным со старта чемпионата мягким и жёстким покрышкам после трио уличных Гран-при с эксклюзивными компаундами. Но тут Англия продемонстрировала себя во всей красе и в стиле всего формульного уик-энда в гонке выдала переменные погодные условия, которые означали отмену правила применения комплектов разной жёсткости. Ладно, свободные заезды, выключившие команды из оптимизации новинок в пятницу. Ладно, переменные дожди, венчавшие первый и третий сегменты квалификации… Но после абсолютно сухого воскресенья для гонок поддержки непосредственно перед открытием пит-лейна Королевских гонок пошёл дождь!

Добавьте к этому в прошлом году обновившуюся трассу, получившую вдобавок комплекс «Крыло», уберёгший автодром от исключения из календаря, а также полностью новые боксы с перенесённой стартовой прямой накануне этой гонки.

Скажу честно, было несколько не по себе, когда привычный первый поворот «Копс» теперь видится в конце круга, равно как и сверхскоростная связка «Беккетс». А уж новый заезд на пит-лейн, в зоне первого жёсткого торможения на старом варианте конфигурации в «Вейл», теперь же представляющий финальную связку – заставляет чувствовать себя не в своей тарелке.

Но это всё прелюдия, фон. Сама же гонка состоялась, и стартовала на сырой трассе в боевом режиме, впервые не за пейс-каром, рискну предположить с Гран-при Венгрии 2006 года.

Тогда случилась первая победа Баттона. Молодого пилота, но уже практически списанного за отсутствием триумфов и серьёзных сражений.

Теперь Дженс уже чемпион. В британской команде. На британской земле. Более того, у себя на родине, где ещё ни разу не удавалось подниматься на подиум, англичанин отмечал 200-й Гран-при! Учитывая, что все три победы, одержанные за «МакЛарен» были в переменчивых погодных условиях, всё могло сложиться именно сейчас.

Но, как это традиционно бывает, формульный гоночный юбилей оказался траурным. «МакЛарен» больше всех из топов потерял из-за ограничений в выхлопе. Дженсон минимизировал потери лучшим результатом среди британцев на стартовом поле. Блестяще отыграл ещё позицию, пройдя на первом торможении Массу и оказавшись на пороге подиума, но большего сделать не удалось… И даже если пропуск бразильца обратно на следующем круге удалось отыграть сразу после первой волны красивейшей атакой на «Хэнгер стрейт», когда весь «Стоу» Дженс прошёл бок о бок по внешнему радиусу и дожал-таки Фелипе на жёсточайшем торможении перед «Вейл», реализовав внутреннюю траекторию, то всё дальнейшее было напрасным… В острой позиционной борьбе с Марком Уэббером, на кону которой мог оказаться подиум, судьбу гонки Баттону заказал механик, не закрутивший переднее правое колесо и «человек с леденцом», выпустивший в таком состоянии болид британца на трассу... Дженсон всё понял, едва отпустив болид с лимитатора. Гонка была закончена вместе с финальной сменой резины. А вторая позиция в чемпионате «подарена» в угоду сразу трёх соперников. Удлинённая конфигурация «Сильверстоуна», взвинтившая длину круга почти до Спа семи километров не давала шансов остаться в борьбе после круга на трёх колёсах.

Резюмировал провал «МакЛарена» Льюис, который после неудачнейшего стечения обстоятельств в квалификации, связанных с дождём, вынужден был стартовать последним в топ-тен. Но англичанин прорвался, на первых же кругах прошив весь пелетон, включая напарника, находившегося на пять позиций выше. Упёрся в Массу, оказал жесточайший прессинг и прошёл-таки сломленного три года назад конкурента в борьбе за титул за счёт на круг более раннего дебютного пит-стопа. Догнал и в «Копс» прошёл вторую «Феррари», Алонсо! Стал главным преследователем «Ред Булла», но… Перед второй остановкой уже не мог удерживаться в темпе заведомо более быстрой «Феррари» и дал испанцу дорогу, не в силах сопротивляться DRS.

 

Но синхронная заминка «Ред Буллов»  на второй волне позволила Хэмильтону продолжить восхождение в рейтинге уже до второй строчки. Однако чистая скорость, которая непрестанно падала после середины дистанции, сначала, после второй волны, заставила отказаться от борьбы за победу, затем, после третьей, финальной серии пит-стопов, от второго места… Ну, и, приказ Энди Летхема о том, что топлива до финиша не хватит, поставил Льюиса в ситуацию Росберга на Гран-при Китая и даже подиуму можно было сказать «прощай». Шедший все прямые накатом Хэм стал лёгкой добычей для поулмена и прошлогоднего победителя Уэббера за семь кругов до финиша, когда очередные 20 километров в час гандикапа DRS, не оставляли шансов британцу на «Веллингтон стрейт». Более того, Льюис остался практически без тормозов, ибо из-за экономии топлива нагрузка на них минимизировалась, и без того лишь четыре серьёзных торможения на круге стали совсем не жёсткими, позволив полностью остыть дискам и суппортам.

Единственное, что успел сделать чемпион и победитель Гран-при Великобритании 2008, так это не дать победно оформить очередной фотофиниш своему главному сопернику по триумфальному сезону, финишировавшему здесь тогда, кстати, абсолютно последним. На финальном круге Масса настиг катившийся на неполных оборотах «МакЛарен» и в последней связке пошёл в решающую атаку. На его беду уокингцы попросили Хэмильтона ехать во весь опор весь этот круг, и Льюис был вовсе не столь беззащитен как в ситуации с Уэббером.

Фелипе прошёл британца в «Вейл» по внешнему радиусу, но получил удар от Льюиса на апексе, едва не стоивший «Феррари» разворота; продолжил удерживать траекторию и, по внутреннему радиусу входя в «Клаб», отвоевал, казалось четвёртое место. Но Хэм не сдался и, воспользовавшись широким выходом с заносом Массы из финального поворота, поравнялся и на 24 тысячных, на отсечке, вышел вперёд! Фелипе использовал всю ширину трассы и даже более, уйдя всеми четырьмя колёсами на асфальтированную зону безопасности, но был вынужден признать поражение. Это не «Фудзи» и Роберт Кубица, это «Сильверстоун» и Льюис Хэмильтон.

Однако красивый финиш чемпиона, спасшего порог подиума, представляет лишь локальный успех. Глобально ситуацию остаётся резюмировать не иначе как полный крах британцев на родной земле.

Изменение правил, ступавшее в силу на «Сильверстоуне» явно должно было дать другой результат для английских болельщиков. Почти двести тысяч зрителей в пятницу и субботу, ставшими рекордными не только для Британии, но и для Ф1 вообще, а также венчавшая гонку цифра 122 давали понять, кого здесь считают главными фаворитами…

Не сложилось. Дуэт из «МакЛарена» теперь делит лишь четвёртую строчку позади «Ред Буллов» и Алонсо. Именно это трио сегодня приехало на подиум. Неудивительно, исходя из квалификации, скажете вы? Удивительно, исходя из событий гонки, отвечу я.

Да, с учётом вышесказанных перипетий британцев, самоустранившихся к финалу Гран-при, результат закономерен. Но насколько же захватывающе шла борьба и насколько непредсказуемо то «Ред Булл», то «Феррари» получали преимущество, а «МакЛарен», отставая технически, компенсировал темп мастерством своих чемпионских пилотов, в родных стенах пилотировавших выше возможностей машин.

Итог сверхинтригующей гонки оказался эмоционален. Если для английского чемпиона гоночный юбилей стал несчастьем, то для итальянской команды невероятно удачным.

Ровно 60 лет назад здесь, в Сильверстоуне, первую победу «Скудерии» одержал аргентинский здоровяк Хосе-Фройлан Гонзалес. Накануне гонки Алонсо пилотировал исторический болид, почтив память своей команды. И это принесло ему успех!

Фернандо Алонсо отлично умеет побеждать «на шару», воспользовавшись невезеньем лидера. Вспомните «Нюрбургринг»′05, последний круг и Кими, Сузуку′06 и Михаэля. Эту серию легко можно продолжить. Скажу лишь, что в последний раз подобное случилось в Корее год назад, как раз благодаря взрыву мотора у лидирующего Феттеля за 10 кругов до финиша, когда и состоялась последняя до этого момента победа двукратного чемпиона.

Сложилась сразу цепочка факторов, сыгравшая на Фернандо и одновременно помешавшая «Ред Булл». Запрет применения львиной части выхлопных газов меньше всего отразился на «Феррари», и именно в условиях, когда двукратный чемпион лишь сотую уступил дуэту «Красных Быков» по чистой скорости в квале, у австрийцев возникли проблемы…

Первая половина дистанции целиком осталась за «Ред Буллом». В стане лидеров произошла лишь рокировка на старте, где Себ легко и непринуждённо вернул должок напарнику за прошлый британский Гран-при. Пока трасса оставалась мокрой ничто не предвещало очередной Феттель-мании, ибо действующий чемпион просто уезжал, что на миксте, что уже переобувшись в «софт», от преследователей. Однако втором пит-стопе у доминатора сломался задний домкрат, а у его австралийского напарника произошла малюсенькая заминка при старте с пит-лейна.

Всё это на фоне ударного вхождения в гоночный темп Алонсо, который, таким образом, на второй волне пит-стопов разом с четвёртого места прыгнул в лидеры, а пилоты «Ред Булл» из виднеющегося на горизонте дубля получили в пассив неуступчивого Льюиса Хэмильтона, всё более отделявшего их от лидера.

Феттелю лишь тактически удалось, «недосидев», пройти всё более терявшего темп британца, чем он заранее лишил себя последних шансов на триумф. Победа над Хэмильтоном была пиррова, ибо слишком ранний финальный пит привёл к тому, что под финиш резина Себастьяна совсем износилась и немец на последнем круге попал под огонь атак своего напарника, которого не остановил приказ из боксов сохранять свою позицию.

В итоге ничего не изменилось. Феттель ниже второй позиции в нынешнем сезоне опускаться не умеет. С учётом 32 тысячных субботнего разочарования, «серебро» повторяет квалификационный результат, в то время как Марк, как и в Барселоне, на лидерство с поула не претендовал.

Алонсо же не только вписал себя в историю команды «Феррари», но и знаменательно написал её сам, сравнявшись с великолепным Джеки Стюартом по количеству побед и с великим Айртоном Сенной по числу лучших кругов гонки. Как видите, успехи двукратного уже соответствуют трёхкратным. Дело осталось за малым. Только суровая реальность не позволяет объективно взглянуть на испанские мечты, ибо круги в Великобритании были первыми в позиции лидера в нынешнем сезоне для Фернандо.

В отличие от Алонсо, который с 13-го места в прошлой гонке в Англии, поднялся до первого сейчас, Виталий Петров похвастать подобным прогрессом не может. С 2009-м россиянин выиграл лишь одно место и скромно финишировал 12-м, оказавшись беспомощным в борьбе с более медленным Сутилем, жалуясь на то, что «Рено» не хватало разницы в скорости с «Форс Индией» на прямой. С учётом того, что максимальная скорость Петрова оказалась в пелетоне самой большой и ровно на 9 км/час превышала аналогичную Адриана, позиция пилота весьма странна.

Ещё более неудачно завершилась гонка для двух чемпионских новичков, показавших в квалификации свои лучшие результаты в карьере. В обоих случаях, как минимум, на половину виноваты команды дебютантов.

«Уильямс» изначально настроил болид на сухую трассу, в результате чего Пастор планомерно опустился с седьмой позиции на 14-ю… Правда, уступив ещё и напарнику, который стартовал на восемь позиций ниже. Однако подобный итог вполне оправдан для чемпиона GP2, ведь Баррикелло не только опытнейший гонщик Формулы 1, но и победитель Гран-при Великобритании, поулмен и двукратный обладатель лучших кругов Сильверстоуна.

Чемпион же DTM вплоть до середины дистанции мог надеяться на большие очки. Пусть и не на шестое место, которое завоевал в квале, едва не став лучшим британцем, подвинув «МакЛарен» Баттона одной попыткой, но на седьмое точно. Увы, прокол колеса напарника стал причиной дезорганизации в команде и когда Пол заехал на свой плановый второй пит-стоп, механики стояли с покрышками для Адриана… Удивительно, что на первой волне остановок «Форс Индии» удалось избежать паники, когда Кобаяши, уходя от столкновения с Мальдонадо, снёс шланги для пневмопистолетов прямо перед пит-стопом шотландца.

Потому очковую зону замкнули другие. Седьмым стал Перес, всю гонку провися на заднем антикрыле Росберга, но так и не получив возможность реализовать прессинг в обгон. Восьмым Хайдфельд, в очередной раз продемонстрировав чудеса прорывов, на этот раз с 16-й позиции, на зависть Петрову. Десятым – Альгерсуари, рекордно для себя третью гонку подряд проводящий в очках, притом что все эти Гран-при он оставался в первом сегменте квалификации. Ну, и девятым, повторив свой прошлогодний результат, блестяще финишировал Шумахер.

Почему я так выделяю именно Михаэля? Потому что именно семикратный был самым быстрым представителем не топ-команд, и именно немец имел все шансы даже на четвёртое место. Однако неуместное столкновение с Кобаяши, когда Михаэль недооценил влияние DRS на торможении после прямой «Веллингтон», сломал переднее антикрыло и в довесок получил 10-секундный стоп-энд-гоу, лишило немца серьёзных шансов на успех. Потому даже серия лучших кругов при переходе на слики не стали утешением для чемпиона. Похоже, Найджел Менселл, присутствующий на гонке третьим судьёй, забыл о введённом в 2002-м правиле «проезд через пит-лейн», применимом в случае первого нарушения правил, и также был наказан Камуи, которого механики «Заубер» выпустили прямо «под колёса» Мальдонадо.

Однако это всё детали. И Кобаяши далее сойдя из-за утечки масла, равно как и «Заубер», на серьёзные награды пока не претендует.

В то время как чемпионат переходит в свою кульминационную стадию, Гран-при Германии, в третий раз проходящий на ждавшем свою очередь в прошлом году Нюрбурге, станет экваториальным. И именно на домашнем этапе лидера первенства и действующего чемпиона можно будет подводить предварительные итоги.

Сможет ли «Феррари» с так хорошо заработавшими новинками переломить ход чемпионата в борьбе с «Ред Булл» и окажет ли им в этом содействие «МакЛарен», так сдавший за последний месяц в Гран-при, узнаем менее чем через две недели.