8 мин.

«Локо» выносил «Спартак» контрпрессингом и подбором, но выдохся во втором тайме. Кажется, Гиздоль не рассчитал силы

А Руй сделал логичные перестановки, повлиявшие на результат. 

Руй Витория не планировал изменений в стартовом составе «Спартака» по сравнению с матчем против «Лестера». В воротах снова появился Александр Селихов, а в атакующей тройке – Михаил Игнатов. Наиль Умяров, Зелимхан Бакаев и Йордан Ларссон остались в запасе. Но «Спартаку» все-таки пришлось подстраиваться под обстоятельства – на разминке перед «Локо» травмировался Самуэль Жиго.

Витория решил не повторять матч с «Зенитом» (оборонительная тройка Рассказов – Кофрие – Джикия с Кофрие в роли страхующего) и впервые с 26 августа доверил место в старте Илье Кутепову. «Мы выбрали тот же стартовый состав, что и против «Лестера», потому что он лучше всего подходил к «Локомотиву». Плюс у нас было мало времени для подготовки к этой игре, готовясь к «Лестеру», мы готовились и «Локо», – объяснил Витория после матча.  

У «Локомотива», наоборот, изменения были очень предсказуемы. Алексис Бека-Бека и Мачей Рыбус (играли и против «Нижнего Новгорода», и против «Галатасарая») пропускали матч со «Спартаком» из-за дисквалификации, Тино Анджорин из-за травмы, видимо, больше не сыграет за «Локо», а Федор Смолов набрал форму после ложноположительного теста на коронавирус. 

В итоге левый фланг обороны занял Максим Ненахов, а в центре поля рядом с Константином Марадишвили вышел Даниил Куликов, потерявший место в старте после прихода Маркуса Гиздоля.

Первый тайм: «Локо» начинает атаки через свободный левый фланг и прессингует сразу после потери мяча. «Спартак» проигрывает почти все подборы на своей половине

Старт матча точно остался за «Спартаком». Команда Руя Витории и больше владела мячом, и забирала подбор (например, дважды перед ударом Зобнина на 4-й минуте), и выходила из-под прессинга (атака с ударом Мозеса на 5-й минуте). За пять минут «Спартак» нанес 3 удара. 

Проблема – их острота. Литвинов вообще не попал по мячу, а удары Зобнина и Мозеса заблокировали защитники. Почему тогда выделяем этот отрезок? Больше «Спартак» не бил в первом тайме. 3 удара за 45 минут – все в стартовую пятиминутку. 

После 5-й минуты «Локо» забрал мяч себе, а «Спартак» откатился ближе к центральной линии. В первом тайме «Спартак» не совершил ни одного отбора на чужой половине в начале позиционных атак «Локо», а команда Гиздоля сама потеряла мяч лишь дважды.  

Первый – при коротком розыгрыше штрафного, когда «Спартак» все-таки оказал давление у чужой штрафной, а Жемалетдинов некачественно принял вынос Гильерме, второй – вообще уже в большинстве, когда Едвай подсунул мяч Куликову, которого со спины встретил Игнатов и вынудил отдать неточный пас в аут. 

В остальном «Локо» вообще не чувствовал давления при начале владения, даже в равных составах. Отчасти это было связано с оборонительной системой «Спартака» – на этот раз у Витории не было десятки и широкого расположения Игнатова и Промеса. Особенно узко играл Игнатов, который отвечал за Куликова. «Локомотив» чаще начинал атаки через левый край – там не было давления и на Едвая, который пасовал чаще всех, и на Ненахова, потому что Игнатов располагался в середине, а Мозес не встречал в прием.  

 

Скриншоты сделаны в InStat Scout. 

В итоге до удаления Литвинова Едвай и Ненахов чаще всех в обеих командах встречались с мячом. Правда, позиционное владение через левый край ничего не дало «Локомотиву» в части атаки (ни одного удара до гола Керка после начала через Едвая и Ненахова), но позволило спокойно контролировать мяч.

Вторая причина доминирования «Локомотива» в равных составах – давление сразу после потери мяча на чужой половине. Например, в этом эпизоде Марадишвили неточно отпасовал на Керка, мяч оказался у Зобнина. В момент приема у Зобнина был хороший адресат в лице Литвинова, разворот к боковой с передачей на Промеса тоже был возможен. 

 

Но Промеса тут же накрыл Живоглядов, а на Литвинова из глубины выдвинулся Куликов. Самого Зобнина поджимал Марадишвили, Айртона – Керк, поэтому Зобнин был вынужден отдавать назад на Селихова.

  

Даже когда «Локомотив» давал секунду-две для выхода из обороны, не успевая перейти в качественный контпрессинг, «Спартак» этим не пользовался. Ничего удивительного – под быстрый выход не подходит ни состав «Спартака» в целом, ни нынешнее состояние команды. 

Под таким давлением «Спартак» часто играл через длинные передачи – 22,05% до удаления Литвинова (для сравнения: у «Локо» – всего 9,00%). На Селихова защитники катили два раза – дважды после этого Александр неудачно выбивал мяч к центру поля (один раз Соболев проиграл единоборство Живоглядову, второй – Баринов просто забрал подбор).  

Статистика подборов на половине «Спартака» до удаления Литвинова ужасает: 2 – у команды Витории, 14 – у «Локо». Тотальное доминирование и чуть ли не главная причина того, что команда Гиздоля полностью контролировала игру.  

Гол в ворота «Спартака» тоже пришел после того, как «Локо» поджал соперника после потери на его половине. Ненахов приблизился к Мозесу со спины, остальные игроки «Спартака», кроме Соболева, были разобраны. Конечно, пас Мозеса на Соболева мог пройти, но технически он был не самым простым – и Куликов его перехватил. 

 

Ну а дальше – классика «Спартака» в этом сезоне. Никто не давит на игрока, готовящегося к передаче, Джикия неправильно выбирает позицию, латераль упускает открывание оппонента. Здесь не хватило только ошибки вратаря.

Второй тайм: «Спартак» переходит на четырех защитников и встречает выше, чем в начале матча. Гиздоль считает, что «Локо» не хватило сил

Главное изменения от Витории по ходу матча – выход Наиля Умярова вместо Игнатова и переход на четырех защитников сразу после перерыва, но тренер «Спартака» пытался влиять на игру еще в первом тайме.  Сразу после гола Керка «Спартак» изменил расположение при позиционной обороне – Игнатов ушел шире и играл по Ненахову, Мозес сел в оборонительную пятерку (классика Руя). 

 

Так «Спартак» рисковал получать гораздо большее количество передач между линиями (например, на Жемалетдинова), но Руй пошел на риск – такой план действительно гораздо смелее стартового. Правда, он продлился всего 13 минут и никак не конвертировался в количество овладеваний на чужой половине (а вообще за этот отрезок «Спартак» ни разу не коснулся мяча в штрафной Гильерме).

После удаления Литвинова Игнатов сел в опорную зону к Зобнину, а в перерыве был заменен на Умярова. Второе решение – переход на четырех защитников благодаря более высокой позиции Мозеса и уходу Кофрие направо.  

«Во втором тайме игра изменилась, потому что мы действовали не по игрокам соперника, а защищались в зонах. Мы сделали так, что соперник ничего не создал после перерыва. Ключевой момент – то, что изменилась тактика. Мы играли по зонам, но более динамично», – сказал Витория после матча.

«Локо» точно создал один явный момент во втором тайме (Смолов) и кажется, что «Спартак» начал больше оборонять пространство еще до перерыва (возможно, даже до удаления Литвинова), но во втором тайме более агрессивная игра команды Витории без мяча наложилась на физическое состояние соперника.

«Перед игрой у меня были опасения, потому что последние недели дались нам очень тяжело, у нас много травмированных. Когда команда играет в большинстве, нужно как минимум бегать столько же, сколько соперник. Этого нам не удалось, не хватило сил», – сказал Гиздоль после матча. Гол «Спартака» – индивидуальное мастерство Умярова, но гораздо важнее, что после перерыва «Локо» уже не оказывал давления без мяча на чужой половине, а сам не справлялся с более высоким, чем в первом тайме, расположением игроков «Спартака». 

Аргумент Гиздоля про усталость понятен – на еврокубковой неделе при стиле, который прививают «Локо», необходима скамейка, а в матче со «Спартаком» ее практически не было. С другой стороны, «Локо» не подстроился под обстоятельства – Гиздоль говорит про опасения перед игрой, но в первом тайме его команда все равно постоянно шла в давление после потерь.

***

«Спартак» показал характер и не рассыпался после провального первого тайма, в котором еще и получил удаление, но снова не показал качественной игры. Позиционная атака по-прежнему совсем не отстроена, а текущей формы Промеса, Мозеса (а также Ларссона и отчасти Бакаева) не хватает, чтобы постоянно качественно убегать в быстрые отрывы. 

«Локомотив» во втором тайме – жертва перехода на систему Ральфа Рангника, при Николиче команда наверняка засушила бы игру. 

Это говорит не о том, что путь Николича был правильным (как и путь Рангника), а о том, что «Локомотив» упустил победу, не учтя потери, тяжелый график и состояние игроков.   

Телеграм-канал/твиттер Дорского

«Манера судейства не лучшая». Было ли удаление Литвинова?

Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов