10 мин.

Из тюрьмы в бундеслигу. История Сулеймана Коча

Ранним утром 18 апреля 2011 года берлинская полиция провела молниеносную акцию, арестовав больше десятка человек по подозрению в серии разбойных ограблений кафе, казино и залов игровых автоматов. К тому моменту уже несколько месяцев в Берлине орудовала шайка, члены которой стремительно врывались в помещения, приставляли пистолеты и холодное оружие к животам охранников, персонала и посетителей, грабили кассу, вскрывали автоматы, забирали деньги и мгновенно исчезали.

Бульварная пресса трубила о «Мачете-Банде» - в качестве основного средства устрашения бандиты использовали длинные ножи-мачете. У полиции появились зацепки, когда на одном из ограблений в поле камеры наружного наблюдения попали лица нескольких преступников, неосмотрительно орудовавших без масок. Раскручивая дело, следователи обнаружили, что банда состоит из молодых людей турецкого происхождения.

Одним из арестованных оказался Сулейман Коч, футболист клуба третьей лиги «Бабельсберг» из одноимённого района Потсдама.

Спустя три года Коч, отсидевший срок в тюрьме, играл в бундеслиге за "Падерборн".

Невероятный жизненный путь: из заключения в бундеслигу.

 

коч

Сулейман Коч. Фото: 11 Freunde

***

Сулейман Коч родился в Западном Берлине, в районе Моабит. Исторически не самый благополучный городской район, главной «достопримечательностью» которого была и остаётся большая уголовная тюрьма, считавшаяся до середины ХХ века одной из самых жестоких в Европе. В годы Второй Мировой войны в этой тюрьме содержались и военнопленные, среди которых был выдающийся татарский и советский поэт Муса Джалиль, написавший в застенках свой знаменитый сборник стихов «Моабитские тетради».

В эпоху существования берлинской стены Моабит превратился в своеобразное этническое гетто, где селились преимущественно турки и другие выходцы с Востока. В послевоенный период из Западного Берлина шёл постоянный отток населения в другие Федеральные земли ФРГ. Для того чтобы привлечь в город рабочую силу, были введены повышенные квоты для гастарбайтеров. В результате постепенно сложились целые кварталы, населённые мигрантами. Подавляющее их большинство примыкало как раз к Стене в исторических берлинских районах Веддинг, Кройцберг, Нойкёлльн. Одним из подобных районов был и Моабит.

 

Берлин-Моабит

Берлин-Моабит. Там, где сейчас проходит граница с районом Митте, в 1961-1989 годах стояла Берлинская стена. Фото: http://de.wikipedia.org/wiki/Berlin-Moabit

Сулейман рос в непростом районе с непростыми друзьями, многие из которых с юных лет хулиганили, курили и баловались наркотиками. От неприятностей какое-то время выручала любовь к спорту – Коч, хоть каждый день и общался со своими дружками, но с детства гонял мяч, затем его взяли в секцию клуба «Теннис-Боруссия». Сулейман периодически влипал в истории, однако занятия футболом отвлекали от больших неприятностей.

Когда «Зюло», как его звали друзья, было 17 лет, отец, Язар Коч, выгнал из дома младшего брата, 16-летнего Седата. Тот с юных лет воровал, дрался, попадал в полицию. Родители боролись с этим, как могли, но когда Седат начал регулярно таскать из дома деньги и ценные вещи, то терпению отца пришёл конец. Позднее на судебном процессе по делу «Мачете-Банды» глубоко подавленный Язар Коч признался, что «бил детей, воспитывал их ремнём, пытался, как мог, удержать их от преступного образа жизни».

В 18-летнем возрасте Сулейман смог пробиться в клуб региональной лиги «Тюркийемспор Берлин», команду, составленную преимущественно из этнических турок, имеющую неплохую репутацию – несколько выходцев из «Тюркийемспора» смогли пробиться в профессиональный футбол в Германии и Турции. Коч быстро стал основным игроком, его работоспособность, трудолюбие, универсальность высоко ценились. В локальных берлинских футбольных изданиях появилось несколько заметок о молодом полузащитнике. Летом 2010 года Коч перешёл в «Бабельсберг», клуб третьей лиги.

Таким образом, в возрасте 21 года Сулейман Коч осуществил детскую мечту – стал футболистом-профессионалом, заключив контракт, согласно которому его ежемесячная зарплата составляла 2000 евро плюс премии за выигранные матчи и итоговый сезонный результат.

Коч переехал в Потсдам, где снял небольшую квартиру недалеко от клубного стадиона, которую частично оплачивал клуб. Часть зарплаты каждый месяц отдавал родителям. Через 4 месяца купил подержанную «Тойоту», водительские права у него уже были. Именно это сочетание, «права+машина», и привело его на скамью подсудимых. А спусковым крючком стала черта характера – неумение и неспособность сказать «нет». В том числе старым «друзьям».

 

коч-бабельсберг

Сулейман Коч - футболист "Бабельсберга"

Переехав из Моабита в Потсдам, расстояние между которыми всего-то 30 километров, Коч теоретически должен был окончательно преодолеть путь между полукриминальной юностью и жизнью футболиста-профессионала. Однако сделать это ему не удалось. К Сулейману регулярно наведывались в гости давние «друзья», постоянно ошивался у него дома брат Седат. Компашка Седата вовсю курила гашиш, баловалась кокаином и другой наркотой, воровала.

Постепенно «запросы» друзей Сулеймана Коча росли, и дело пришло к ограблениям. Банде были нужны машина и водитель. Сулейман не мог отказать Седату и дружкам, когда те стали фактически жить у него в Потсдаме. Затем не смог он отказать им в своей подержанной «Тойоте». А потом и в самом себе. Сулейман Коч стал водителем «Мачете-Банды».

При этом он вполне прилично играл за «Бабельсберг»: к моменту ареста в 26 матчах забил 2 гола, был одним из лучших ассистентов команды, ярко действовал на фланге полузащиты. Им заинтересовались несколько клубов второй бундеслиги, а к родителям приехали люди из турецкой футбольной федерации на предмет того, не желает ли сын играть за молодёжную сборную Турции. Сулейман Коч приобрёл в клубе репутацию трудяги, много тренировался, постоянно работал над собой, никогда в жизни не пробовал алкоголь и наркотики, не курил. Но даже футбол не спас от беды. Отказать дружкам Коч не смог.

Он, его брат Седат и ещё несколько выходцев из Моабита были арестованы за участие в семи разбойных ограблениях. Некоторые из арестантов были отпущены. Среди них оказался ещё один футболист, Гвидо Кочер, который хоть и был дружен со многими членами банды, но в налётах участия не принимал, однажды оказавшись на месте преступления «из чистого любопытства», как заявил на следствии. Кочер продолжил футбольную карьеру, играл во второй бундеслиге за «Эрцгебирге», выступал в Турции.

На скамью подсудимых в итоге сели шестеро, все получили реальные сроки. Приговор Сулейману Кочу был вынесен в декабре 2011 года – 3 года и 9 месяцев тюрьмы. На момент суда лишь Сулейману уже исполнился 21 год, потому его поместили в моабитскую тюрьму, в то время как его подельники, включая младшего брата, оказались в тюрьме для криминальной молодёжи.

В интервью журналу «11 Freunde» Коч так рассказывал о своём пребывании в тюрьме: «Я попал в камеру к жёстким парням с давним криминальным прошлым. Постепенно раздал им и ребятам из других камер, у которых вообще ничего не было, все свои вещи. Родители прислали в тюрьму шесть спортивных костюмов, все раздал. Общаться с сокамерниками было трудно, отношения не сложились. Я молчаливый. Тюремное начальство перевело в одиночку. 7 квадратных метров. Тяжелее всего было без спорта. Не хватало движения. Раз в неделю разрешали сходить в тренажёрный зал, где я крутил старый, ржавый велотренажёр. Три раза за время пребывания в тюрьме я играл в футбол на крошечном искусственном поле».

 

коч-тюрьма-моабит

Моабитская уголовная тюрьма

Сулейман Коч просидел в моабитской тюрьме, в каких-то двух километрах от родного дома, в общей сложности 11 месяцев. В марте 2012 года его, как «заключённого с хорошим поведением и с социально благополучным прогнозом»,  выпустили под поручительство и залог, внесённый отцом, который ради спасения старшего сына залез в большие долги. Поначалу Сулейман был обязан каждый день приходить в тюрьму, с осени 2012-го ему разрешили отмечаться в полицейском участке. Он поселился у родителей и начал тренироваться, как сумасшедший. В мае 2012-го Коч попросил тренеров и руководство «Бабельсберга» дать ему второй шанс. Отдать должное боссам потсдамского клуба – они пошли навстречу футболисту. На сезон 12/13 был заключён контракт, который мог быть разорван в любой момент.

И Сулейман Коч пошёл вверх по футбольной лестнице. Несмотря на вылет «Бабельсберга» из третьей лиги по итогам сезона 12/13, полузащитник очень хорошо себя проявил. К Кочу возник осторожный интерес со стороны ряда клубов второй и третьей лиги, но о переходе думать было рано, так как Сулейман продолжал быть заключённым. Каждый день начинался с пробежки и похода в полицейский участок. Завершался занятиями в тренажёрном зале и вторым за сутки посещением участка. Коч продолжил играть за потсдамцев в региональной лиге, где заметно выделялся. В декабре 2013 года футболист-зек был досрочно освобождён. Перед недавним обитателем моабитской тюрьмы открылись футбольные перспективы.

 

коч-гол

Очередной гол за "Бабельсберг" 

В январе 2014 года немецкие спортивные издания опубликовали статьи с похожими заголовками: «Бывший зек переходит в клуб второй бундеслиги!», «Из тюрьмы во вторую бундеслигу!», «Берлинский турок сменил камеру на футбольные поля второй бундеслиги!». Сулейман Коч стал футболистом «Падерборна», который интересовался полузащитником ещё до тюремной истории. Вестфальский клуб имел хорошую репутацию в части умения находить и раскрывать малоизвестных футболистов из низших лиг.

Коч заиграл в «Падерборне», да ещё как! Второй круг сезона 13/14 команда отыграла на одном дыхании и неожиданно для всех впервые в своей истории завоевала путёвку в бундеслигу. Коч идеально вписался в смелый, атакующий, скоростной футбол вестфальской команды. Выжигал свой фланг, отрабатывал в защите, обострял в нападении. Свою первую игру во второй лиге Коч провёл в Кёльне, «Падерборн» одержал неожиданную победу над грандом со счётом 1:0. В общей сложности во втором круге сезона 13/14 Сулейман Коч сыграл 11 матчей, забил 2 гола и сделал 2 голевые передачи.

 

Падерборн вышел в бундеслигу

Сулейман Коч (30) с товарищами отмечает выход "Падерборна" в бундеслигу 

Ещё более ярко Коч заиграл на старте сезона 14/15 в бундеслиге. «Падерборн» сенсационно отбирал очки у всех подряд, шёл в середине турнирной таблицы. Сулейман Коч со средним баллом 2,90 после 12 туров по оценкам журнала «Киккер» входил в десятку лучших полевых игроков бундеслиги! В числе полузащитников он был шестым, уступая лишь признанным звёздам – Роббену, Мюллеру, Хаби Алонсо, де Брёйне, Гётце. В игре с леверкузенским «Байером» Коч забил свой первый гол в бундеслиге.

24-летнего футболиста активно обхаживала турецкая федерация футбола. Словом, недавний заключённый невероятно высоко взлетел в своей футбольной карьере.

Однако сам Сулейман Коч был предельно сдержан. Прессы сторонился. Любой свободный день использовал для тренировок. Почти всю зарплату, самую маленькую в команде, отдавал отцу. Который спас сыну гораздо больше, чем просто свободу. Спас ему всю жизнь.

***

Дальнейшее развитие событий оказалось менее ярким. По итогам сезона 14/15 «Падерборн» вылетел обратно во вторую лигу. Ещё хуже сложился чемпионат 15/16 – вестфальский клуб его провалил, умудрился выбыть в третий дивизион.

В команде царил хаос, сменилось три тренера, нескольких игроков выгоняли, затем возвращали, других обвиняли в недостаточной самоотдаче, третьих отправляли в дубль. Едва ли не единственным футболистом, который играл при любом тренера, был Сулейман Коч.

Когда вылет в третью лигу стал реальностью, к Кочу обратились несколько клубов второй бундеслиги, желающие видеть его в своих рядах. Однако полузащитник не планирует уходить из «Падерборна», который поверил в него в трудной жизненной ситуации. Контракт футболиста с клубом действует до 2018 года, и Коч хочет помочь команде вернуться во вторую бундеслигу.

 

коч-тату

На правой руке Сулеймана Коча татуировка с именами родителей

***

Сулейман Коч

Родился 9 июня 1989 года в Западном Берлине. Полузащитник, гражданство - Германия/Турция.

Карьера:

Детские и юношеские команды «Теннис-Боруссия» (Берлин).

2007 – «Берлинер АК 07».

2008-2010 – «Тюркийемспор» (Берлин), региональная лига (D-4), 61 матч, 9 голов.

2010 - апрель 2011 – «Бабельсберг» (Потсдам), третья лига, 26 матчей, 2 гола.

2012 – декабрь 2013 – «Бабельсберг» (Потсдам), третья лига, с июля 2013 региональная лига (D-4), 43 матча, 10 голов.

Январь 2013 – настоящее время – «Падерборн», вторая бундеслига (40 матчей, 4 гола), первая бундеслига (29 матчей, 1 гол).

***

С апреля 2011 г. по март 2012 г. сидел в моабитской уголовной тюрьме за участие в разбойных нападениях.

В марте 2012 выпущен под залог и поручительство с обязательством каждые сутки ночевать в тюрьме.

С сентября 2012 года «свободный заключённый» с обязательством каждые сутки отмечаться в полицейском участке.

В декабре 2013 года освобождён досрочно.

P.S. При написании материала использована статья журнала «11 Freunde»

http://www.11freunde.de/artikel/die-unglaubliche-geschichte-des-fussballers-und-kriminellen-sueleyman-koc