12 мин.

Экс-аналитик «Рубина» и «Оренбурга» ушел в женский «Енисей». Его взгляд на работу и перспективы женского футбола

Игорь Мананников работал старшим тренером женского «Енисея», после чего получил приглашение в женскую молодежную сборную России. Игорь поделился с нами впечатлениями и особенностями работы в женской футбольной команде. Больше интересного о футболе можно найти на нашем Telegram-канале.

Примечание от авторов. Интервью брали в феврале 2022 года. Часть информации уже устарела, но все равно решили ее оставить. Сейчас Игорь Мананников продолжает работать тренером женской молодёжной сборной России (U-21) и является главным тренером старшего возраста (U-15) Академии ФК «Форте» (Таганрог).

Переход в женский футбол? Было много скепсиса от коллег, но мало что оказалось правдой.

– Как ты оказался в женском футболе?

– Меня пригласил бывший старший тренер женского «Енисея» Виктор Тренев, с которым мы дружим. Его перевели работать в мужскую команду, а я занял его предыдущую должность старшего тренера в женской команде.

– Что входило в твои обязанности как старшего тренера?

– У меня был большой круг обязанностей: проводил тренировки, работал над розыгрышами стандартных положений и брал на себя аналитическую часть подготовки, просматривая и свою команду, и команду соперника. Я составлял видеонарезки, выбирал интересные цифры как по команде, так и по отдельным игрокам, готовил план микроцикла. Функционал оказался большим, так как в женском футболе не такой большой штаб, как был у меня в других мужских командах. Многое делал самостоятельно. 

– Как ты взаимодействовал с главным тренером? – У нас сложились хорошие отношения с Ольгой Евгеньевной Капустиной, главным тренером «Енисея». У нее был выстроен определенный тренировочный процесс, но мои советы тоже были учтены и задействованы. Мы понемногу внедряли некоторые вещи из мужского футбола – начиная от упражнений и заканчивая тактикой. 

– Какие различия между обязанностями в мужской и женской команде?

– Отличия в объеме работы: функционал был больше, потому что штаб состоял из главного тренера, тренера вратарей и меня. Команды аналитики не было, и, соответственно, всё, что касается анализа, было на мне. Тренер вратарей не ограничивался своими подопечными и, по возможности, участвовал в наших обсуждениях по поводу команды в целом. 

– Были ли сомнения при переходе из мужского футбола в женский?

– Сложно избавиться от стереотипов, еще сложнее, если мало информации о женском футболе. Я стараюсь формировать своё мнение насчёт чего-либо не понаслышке, а взаимодействуя с этим сам. Предложение поступило от хорошего друга, и я решил попробовать. Посчитал, что получу хороший тренерский, аналитический, и управленческий опыт. Практически ничего из того, о чем предупреждали коллеги, не подтвердилось.

– Чем пугали: с какими стереотипами и предубеждениями ты столкнулся?

– Обоснованных аргументов я не слышал. Был лишь скепсис по поводу уровня женского футбола и профессиональной реализации в этой сфере. 

– Что нужно знать для работы в женском футболе? 

– Нужно понимать, что есть отличия между мужским и женским футболом, но, всё-таки, футбол остается футболом. Есть мелкие игровые и бытовые детали, с которыми нужно знакомиться и привыкать. В целом, женский футбол развивается быстро и самореализоваться в нём возможно. Футбол – высококонкурентная среда, а женский футбол ещё не так хорошо освоен.

– Что вы бы посоветовали тренерам, желающим перейти в женский футбол?

– Я бы посоветовал прочитать пару книг по психологии – поможет избежать части проблем. Ошибаться можно и тренерам, и игрокам, но нельзя повторять эти ошибки и делать их системными.

– Каковы отличия женского футбольного коллектива от мужского?

– В мужском коллективе больше грубоватых шуток и подколок – девушки более корректны в отношении друг к другу. Мне очень повезло попасть в этот коллектив – «Енисей» в этом плане идеален с точки зрения и игроков, и тренерского штаба. Опытные титулованные футболистки говорили мне, что находятся в команде во многом из-за коллектива и атмосферы. У девушек нет большого разрыва в заработных платах, поэтому акцент делается на людей в клубе. Женский коллектив был главной “страшилкой”, о которой меня предупреждали, но это не подтвердилось.

Работа над конкретными тактическими решениями дает больший результат, если их регулярно отрабатывать под каждого соперника.

– Как был устроен еженедельный процесс работы? Представим, что у нас обычный недельный цикл, матч прошел в воскресенье.

– В понедельник у команды выходной, а я в этот день занимаюсь анализом нашей игры – изучаю тактические моменты, собираю статистические данные от провайдера и что-то считаю сам.  

В основе анализа — видео. Статистику мы тоже учитываем, но без контекста пользы мало. Аккуратно подхожу к цифрам. Данные по сопернику беру у провайдеров, а по своей команды считаем самостоятельно. – Какие выводы делали на основе анализа своей команды?

– К примеру, желание принять мяч лицом к своим воротам и сохранить владение часто лишало нас возможности провести быструю атаку. Это позволяло соперникам занять позиции в обороне. На следующий день проводили теорию, затем была силовая подготовка. Собирались штабом, решали, какие упражнения будем применять в цикле, проводили анализ физических показателей.

– Как анализ соперника влиял на тренировочный процесс в микроцикле?

– Мы проводили тактические занятия и, если мы понимали, что много аспектов требуют отработки со стороны команды, увеличивали число занятий. Были дни с акцентом на силовую подготовку, но могли изменить как отдельные тренировки, так и весь цикл, чтобы уделить большее внимание тактике.

Работа над конкретными тактическими вещами в микроцикле может дать хороший практический результат – в игре эти элементы будут выполнены хорошо. Но, если их не закреплять, со временем проблемы вернутся. Поэтому по ходу сезона мы стали уходить от тренировок общих вещей к отработке конкретных моментов под соперника.

– Какие отличия женского футбола от мужского, которые влияют на тактику игры? 

– Ответ может быть очень длинным, но я постараюсь пройтись по главным тезисам. Главные отличия — скорость и координация. Из последнего, как следствие, вытекает исполнение технических элементов. Мужчины, в среднем, более скоростные и координированные, а у девушек высокая интенсивность в плане количества единоборств. У них мало аритмии, они буквально не дают друг другу вздохнуть, нет пауз и в значительно больше аутов по ходу матчей.

По физиологии: Девушкам сложнее закачивать мышцы для профилактики травм из-за сложности работы с большими весами. По тактике – футболистки исполнительны, и это может быть как плюсом, так и минусом. Плюс – следуют плану, минус – девушкам сложнее ориентироваться в ситуациях в игре, отличающихся от шаблонных.

По восприятию:

Кстати, у женщин лучше развито визуальное восприятие, поэтому очень важен видеоанализ. Показать им один раз – эффективнее чем сказать сто раз. Хотя для мужских команда это тоже верно.

По эмоциональности:

Также очень много зависит от эмоций, поэтому мне, как тренеру необходимо сохранять невозмутимость. У девушек сильно развита интуиция и они хорошо чувствуют внутреннее состояние тренера. Это был очень интересный человеческий и управленческий опыт.

По гормональному фону:

Естественно, есть разница в гормональном фоне. У мужчин намного больше гормона тестостерона, и это накладывает определенную специфику на силовую и скоростно-силовую подготовку.

– Часто обсуждаемая тема в наше время – значение психологической подготовки спортсменов. Насколько важное значение она имеет?

– Чем дольше я работаю, тем больше понимаю, что психология зачастую важнее тактики. Многое завязано на эмоциональном состоянии тренера и индивидуальных беседах. Что-то зависит от психотипа: кого-то нужно хвалить, кого-то подгонять. Это даже сложнее, чем тактика и аналитика.

Собираем футболисток с мира по нитке: через соцсети и даже объявления в жилых домах.

– Какое техническое оснащение для анализа в женском футболе? Съемка матчей, программы для анализа, что-то еще? 

– Многое улучшилось в последние годы, но для развития нужно время. Wyscout давал пробный доступ командам Молодежной лиги, но для покупки полноценных лицензий сейчас бюджета у команд нет.

– Какие на данный момент есть проблемы?

– Качество трансляций. Тактические записи, которые мы обычно использовали для теории, перестали на какое-то время сниматься из-за болезни оператора. Мы были вынуждены использовать телекартинку для наших занятий, в то время как обычно на красноярском манеже игры снимаются с большой высоты и виден весь тактический рисунок. Надеюсь, что клубы начнут брать пример с «Енисея»: снимать с большой высоты для обзора всего поля. 

– Для чего используете программы анализа (Wyscout, InStat, Tactic)? 

– В Wyscout есть метрики, которые больше соответствуют моему видению футбола по сравнению с метриками привычного InStat. После игры просматривал всю информацию по матчу, иногда полезные вещи можно найти там, где их не ждешь. Использовал в основном для работы со статистикой, о чем говорил в начале интервью. Использовали еще Tactic Pro, накладывали графику на видео. В идеальном варианте нужна наложенная графика на все видео – визуальная составляющая очень важна. Например, можно долго рассказывать, как двигается и постоянно находит свободное пространство Надежда Смирнова, но лучше один раз наглядно показать. В таком случае лишний раз напоминать о важности её опеки не придется.

– Пересекался ли ты в своей работе со скаутингом?

– В Суперлиге не так много команд, скаутинга в классическом понимании нет. Агенты только начинают появляться. Все происходит так: главный тренер звонит игроку и напрямую разговаривает с ним.

– Какова ситуация с легионерами? Будет ли их больше в женском футболе? (до февраля 2022 года) – Если говорить о скаутинге больших клубов, большая перспектива в приглашении легионеров. Для этого индустрия женского футбола в целом должна подняться. У клубов, которые сейчас будут заявляться в Суперлигу, заложены в план легионерские позиции с высокой зарплатой. Подписание качественных зарубежных игроков даст конкурентное преимущество, ибо на внутреннем рынке все знают друг друга очень хорошо знают. 

Комментарий, который был дан после февраля:

– Сейчас ситуация изменилась, упор – на команды ЮФЛ. Постепенно появится массовость и вырастет новое поколение игроков. Для этого необходимо время. Пока же молодых футболисток продолжать собирать с миру по нитке, в том числе развешивая объявления в соцсетях и даже жилых домах. Практика показывает, что заиграть в женском футболе возможно, даже если начать заниматься им в очень позднем возрасте.

Инфраструктура в женском футболе развита слабо. Не хватает кадров, многие боятся идти работать из-за стереотипов.

– Есть ли проблемы с инфраструктурой?

– Проблемы есть, но РФС помогает развитию женского футбола – выделяют гранты и оборудование. Всем командам Суперлиги (прим. Суперлига — чемпионат России по футболу среди женских команд) были выданы системы контроля за физическим состоянием игроков – Catapult. Проблема в том, что во многих командах нет тренера по физической подготовке, нет специалистов. Оборудование есть, а использовать его некому. Вопрос кадров актуален. 

– Проблема с кадрами – насколько она значительная?

– При разговоре со многими тренерами понял, что многих от работы в женских командах останавливает страх, набор стереотипов о женском футболе. Другой пункт – финансовая составляющая, но с ростом общего уровня развития женского футбола и это улучшится.

– Какова ситуация в Европе? Сталкивался ли ты со специалистами оттуда?

– Сталкивался. Общаюсь с иностранными тренерами, поддерживаю сеть контактов. Некоторые из них поделились тем, как у них устроен женский футбол. Много лет назад, когда работал над отчетами женского футбола в США, был поражен интересу и уровню развития тактики. В США женский футбол опередил по посещаемости мужской. В Европе тоже развита аналитическая работа, правда не так сильно. Что касается тренировочного процесса, в Европе уделяют большое внимание физической и тактической подготовке. В этих аспектах нам пока конкурировать с ними сложно.

Почему перешел работать главным тренером в команду U-15

– Где ты работаешь сейчас?

– На данный момент я продолжаю работать тренером молодежной женской сборной России, но из-за известных событий выезд в Европу нам закрыт. Надеемся на улучшение ситуации, ведь «молодёжка» была нацелена именно на международные матчи против сборных Европы.

– Какую деятельность ты ведешь, пока приостановлена работа в сборной?

– Пока работа в сборной временно встала на паузу, меня пригласили в Академию молодого и перспективного клуба «Форте» на роль главного тренера старшего возраста U-15.

За короткий срок был собран состав из местных ребят и тех, кто по различным причинам не преуспел в ведущих академиях Ростовской области. Нам удалось сплотить и обучить ребят своим принципам игры в футбол и схеме, воплощающей эти принципы. Когда возобновится работа в сборной, планирую совмещение – энергии у меня очень много.

– Как тебе на новой должности в роли главного тренера?

– Главный тренер – кардинально другая профессия и совсем иной опыт, но и здесь я не забываю об аналитике – провожу теории и по соперникам, и по нашим играм, прямо как в профессиональной команде. Во время разбора показываем, как в подобной ситуации действовали лучшие клубы мира. Созданная с нуля команда закончила первый круг чемпионата Ростова на втором месте, впереди Чемпионат России по 2007 году и на следующий год будем играть в ЮФЛ. Хотели заявиться и в этом, но сама Академия только появилась, и по факту была создана позже, чем закончился прием заявок на ЮФЛ. 

– Аналитика — в прошлом?

– Даже после окончательной переквалификации в тренера, аналитика навсегда останется останется со мной. Годы работы тренером-аналитиком дали мне большой опыт в накоплении базы знаний и навыков в оценке и понимании игры, тренировочного процесса и скаутинга. Аналитика является большим подспорьем уже сейчас, потому что каждый тренер в современном футболе – в какой-то мере аналитик. Когда буду главным тренером профессиональной команды, самой трудной задачей для меня будет выбрать аналитика в штаб, хотя сейчас появляется немало талантливых ребят. К примеру, благодаря таким курсам как ваши, многие осваивают эту профессию или совершенствуют имеющиеся навыки.

Авторы материала: Далер Мирсаидов и Лера Карт. Следите за нами в Telegram, Instagram, VK и Sports.ru buildup-school.ru