12 мин.

Хави Мартинес: бандит из Бильбао

В 2012 году теплой сентябрьской ночью, чуть позже 2 часов, пьяный мужчина перелез через забор тренировочного центра клуба «Атлетик» в Лесаме на востоке от Бильбао. Оказавшись на территории комплекса, он отправился прямо к раздевалке первой команды, чтобы ограбить шкафчик с ценными вещами. Но спотыкающегося нарушителя остановил и повалил на землю доблестный охранник. Двое мужчин продолжили драться под звездным небом, пока, к своему удивлению, охранник не узнал в воре недавно покинувшего клуб игрока.

Это был Хави Мартинес.

Да, это правда… был я.

Но почти вся остальная часть истории этой маленькой веселой авантюры, рассказанной испанскими газетами, была ложью. Сейчас я смеюсь, вспоминая об этом. Давайте я расскажу вам, что на самом деле тогда произошло. С самого начала этой истории. Моей истории. Я вырос в Айеги, в маленьком городе у подножья гор в Наварре, в северной части Испании. Сейчас там живет больше людей, но, когда я был маленьким, там было всего около 1000 человек. Я, как и все, начинал играть в футбол вместе с моими друзьями в спортивном центре недалеко от городской церкви.

Моя мама… она очень серьезно относилась к образованию. Так что я постоянно проделывал с ней маленький фокус. Она всегда хотела, чтобы я оставался дома и делал домашние задания или помогал по хозяйству, а я говорил: «Мам, мне нужно кое-что сделать в школе. Да-да. У меня есть очень важное дело в школе!».

Конечно, я убегал и часами играл в футбол с друзьями.

Когда мне было пять лет, мой отец отвел меня в «Берсео», команду из Логроньо, что в 30 минутах езды по юго-западному направлению. Мой брат Альваро, который старше меня на девять лет, начинал там заниматься футболом, и мой отец был доволен теи как он развивается. Он решил, что я тоже должен попробовать. До этого момента я играл только с моими друзьями. И вот я, пятилетний мальчик, который уже играет за команду.

Я помню, что сначала я делал только одно – брал мяч и бежал. Я не занимался техникой или тактикой. Все говорили, что я просто бегал, и что у меня длинные ноги – они на самом деле были длинными и худыми. Мой папа всегда говорил, что «из моей задницы торчат две палки».

В десять лет я был на просмотре в «Осасуне», в столице Наварры Памплоне, прямо в сердце провинции, где я родился. К счастью, меня взяли в команду, и я играл в этом клубе семь лет. Играть там было огромной привилегией, потому что в «Осасуне» одна из лучших академий Испании. В ней выросло много футболистов топ-уровня, таких, как Рауль Гарсия, Сесар Аспиликуэта, Начо Монреаль и Микель Мерино.

Когда мне исполнилось семнадцать, мной заинтересовался «Атлетик». Переезд в Бильбао был решающим шагом в моей карьере. Они хотели видеть меня в основной команде, хотя мне было всего 17. Они также были готовы заплатить за меня 6 млн евро отступных. Если сравнивать с тем, что происходит в футболе сейчас, то это, наверно, не так много. Но если учитывать, что тогда я был 17-летним парнем, который никогда не играл в высшем дивизионе, то это было существенным риском.

В моей семье все были большими фанатами «Атлетика». Альваро играл за них четыре года в подростковом возрасте, а мои родители каждые выходные ездили смотреть его матчи. Я помню, как я хотел быть похожим на него. Я хотел играть в тех матчах, на том уровне. Он был для меня примером для подражания, моей мотивацией и моим кумиром. У меня не было кумиров среди звезд футбола, хотя мне действительно нравились такие игроки, как Зинедин Зидан и Патрик Виейра. Нет, для меня это был мой брат.

Он, вне всяких сомнений, был самым влиятельным человеком в моей карьере. Я должен был покинуть свою семью и родной город, чтобы играть за «Атлетик», и единственным моим условием было то, что брат поедет со мной. Потому что мне нужна была поддержка вдали от дома, нужен был кто-то, кто мог бы быть для меня мамой, папой, братом и другом, всем понемногу. Тогда это была большая жертва для него, потому что он играл в Каталонии за «Фигерас» в третьем дивизионе. Он был готов бросить все и поехать со мной. Мой брат подписал контракт с клубом рядом с Бильбао, так что у него тоже была возможность играть в футбол. Я мог положиться на него в тяжелые времена. Сначала он даже готовил для меня. Я вообще ничего не умел – я даже не знал как пожарить яичницу. Честно говоря, без его помощи и поддержки у меня не было бы того, что у меня есть сейчас.

Сначала профессиональный футбол был очень непростой школой. Мой первый год в «Атлетике» был одним из худших периодов клуба. Мы играли действительно плохо. Все было плохо. «Атлетик», который за всю свою историю никогда не опускался во вторую лигу, был на грани вылета. Мы были в зоне вылета до последних двух туров и спаслись только в последнем матче. Мне, 17-летнему парню, было тяжело жить с таким страхом. Я никому из игроков не пожелал бы испытать этот стресс.

Альваро дал мне самый лучший совет: никогда не рассматривай футбол как бизнес. Он сказал: «Единственный способ справляться с постоянными переживаниями «Играл ли я сегодня хорошо?» и «Была ли сегодняшняя игра хорошей?» - это задавать себе другой вопрос «Понравилось ли мне, как я сегодня сыграл?». Если ты можешь задуматься на минуту и ответить «Да, мне сегодня понравилось», то 99% времени ты играл хорошо. А если тебе не понравилось или тебе было некомфортно, то ты сыграл плохо».

Звучит просто, но это правда: футболисты должны наслаждаться игрой. Или для чего ты всем этим занимаешься? Это то, что я делал, когда убегал из дома в пять лет, чтобы играть в футбол со своими друзьями в своем родном городе. Я стараюсь следовать этому принципу и сейчас. И я до сих пор не хочу делать работу по дому! (Только не говорите моей маме). Только сейчас я убегаю на Альянц Арену.

Если бы я давал совет 17-летнему себе, я бы сказал: заботься о тех, кого любишь, о тех, кто всегда будет рядом с тобой, и наслаждайся жизнью и футболом. Потому что время идет очень быстро. После шести лет в «Атлетике» появилась «Бавария».

На самом деле все было довольно сложно. Мной интересовались сразу несколько клубов, но мы дошли до двух финалов с «Атлетиком» под руководством Марсело Бьелсы – в Лиге Европы и кубке Испании, но, к сожалению, мы не выиграли ни один из них. Я сказал себе, что не могу уйти вот так, и я должен остаться и убедиться в том, что клуб выиграет трофей. Но в футболе все может быстро измениться. Сегодня ты на вершине мира, а завтра у тебя один-два плохих месяца, и вдруг ты уже в конце списка, и никто тебя не хочет. Я знал, что у меня есть уникальная возможность перейти в другой клуб после такого хорошего сезона, и я должен был этим воспользоваться. Это был правильный момент.

Когда «Атлетик» настоял на том, что должна быть включена опция выкупа за 40 млн евро, осталось только два заинтересованных клуба. Один из них был из Англии, а другой из Германии. Эти два предложения были практически одинаковыми, если речь идет о деньгах. Английская команда даже предложила мне больше. Но когда «Бавария» спросила, не хочу ли я переехать в этот город и играть за этот клуб, за эту команду… Черт, это было невероятно. Вне всяких сомнений, я хотел стать игроком «Баварии».

Из-за того, что трансфер был завершен только ближе к концу августа, у меня не было времени попрощаться с партнерами по команде и забрать свои вещи из тренировочного центра «Атлетика» до летнего перерыва. И именно тогда произошел этот странный инцидент в Лесаме, хотя все было совсем не так драматично, как это было представлено в прессе.

Я позвонил в клуб, чтобы договориться и прийти около полудня, но мне отказали. Они не разрешили приходить мне до начала тренировки, потому что думали, что это может создать плохую атмосферу. Это вполне справедливо, и я не имел ничего против. Но мои бутсы до сих пор были там, как и моя одежда с ноутбуком. Все оставалось в моем шкафчике.

Я был в городе в этот день, так что около 9:30, а не в 2 часа ночи, я пошел туда, чтобы забрать свои вещи. Я звонил охранникам 15 минут, чтобы они открыли дверь, но никто не пришел. Там был ремонт в то время, и я подумал, что поэтому звонок и не работает. Тогда я позвонил менеджеру команды, но он не взял трубку. После нескольких лет, проведенных в Лесаме, я знал, что рядом с раздевалкой есть другой вход, так что я пошел туда и попросил охранника Икера впустить меня.

«Икер, Икер, пожалуйста, открой», - кричал я.

Он вышел, открыл дверь и впустил меня. Я забрал свои вещи и ушел.

Вот и все. Ничего больше не случилось.

Представьте мою реакцию, когда на следующий день они сказали, что я пришел туда пьяный и дрался с охраной. Madre mia! Кто-то сочинил хорошую историю. Сейчас я могу только посмеяться. Но тогда я был шокирован.

Это суровый урок для меня. Ты проводишь годы своей жизни в клубе, отдаешь все, что у тебя есть. А в конечном итоге далеко не все показывают в лучшем свете. Но я всегда буду гордиться временем, проведенным в «Атлетике». Этот клуб был для меня семьей.

Вскоре после переезда в Баварию я узнал интересную вещь – «Бавария» и «Атлетик», несмотря на разницу в размерах, культуре и т.д., довольно похожи. Это два клуба, уделяющих особое внимание семейным ценностям. «Бавария» помогаете тебе во всем, со всеми проблемами, которые могут у тебя возникнуть. Я вспоминаю один из моих первых дней в Мюнхене: клуб отправил мне материалы с информацией о программе на неделю, все было на немецком.

Сначала я запаниковал: что ты наделал, Хави? Я совершенно не знал немецкого. Я не понимал, что там было сказано, и где я должен находиться. Но когда я позвонил кому-то из клуба, они сказали, вероятно, посмеиваясь, куда мне нужно идти. К счастью, в детстве я учил английский, просматривая американские фильмы с субтитрами, и в клубе все говорили по-английски.

В течение первых нескольких недель латиамериканские игроки «Баварии» помогли мне адаптироваться. Клаудио Писарро очень поддерживал меня, и еще там были бразильцы Рафинья, Данте, Луис Густаво. Без них мне было бы гораздо сложнее устроиться на новом месте.

Я знал все о Франке Рибери и Арьене Роббене до своего приезда, но был игрок, который удивил меня больше всех - Давид Алаба. Когда я приехал в 2012 году, он не был такой звездой, какой он является сейчас. Я лично не знал о нем. Я помню, как впервые тренировался вместе с ним, и он так впечатлил меня своим уровнем игры и силой. Он был единственным игроком, который меня на самом деле удивил. Я мог с уверенностью сказать, что он будет важной частью нашего успеха.

В моем первом же сезоне в Мюнхене мы подняли над головой великолепный кубок Лиги чемпионов. Сложно описать наслаждение от победы в финале этого турнира. Это причина, по которой я пришел сюда, и это вещь, которая все еще придает стимул всем нам. Сейчас, когда к нам вернулся Юпп Хайнкес, я чувствую себя хорошо, чувствую, что я важен команде, чувствую себя комфортно в полузащите, и я уверен, что могу помочь своей команде. Все ощущают себя просто великолепно. У нас есть нужный импульс. Но мы должны сохранять трезвость ума и продолжать работать, потому что все меняется очень быстро. Несколько недель назад мы потерпели тяжелое поражение – 0:3 в Париже. Если происходит что-то подобное, важно оставаться хладнокровным и верить в свои силы (и, возможно, не читать прессу несколько дней).

Мы все знаем, какой у нас уровень – ты не можешь его потерять. Ты просто усердно работаешь и больше сражаешься. Мы не сходили с ума. Мы сосредоточились на тренировках, освободили свою голову от лишних мыслей, вот и все. Я знал, что мы вернемся. Победа над «ПСЖ» 3:1 в Мюнхене была подтверждением нашей работы и силы духа, но сейчас соревнование продолжается, нужно быть хорошо подготовленным к апрелю и маю – ко времени, когда ты должен быть в хорошей форме, как и вся команда. Мы все хотим снова почувствовать, что такое держать в руках кубок Лиги чемпионов. Это неописуемо.

Как я уже сказал, жизнь идет быстро. Сложно поверить, что я в Мюнхене уже пять лет. Что мои внуки узнают обо мне, когда через 40-50 лет погуглят мое имя? Возможно, они прочитают сумасшедшие истории из прессы о своем дедушке, бандите из Бильбао. На самом деле это будет весело. Я хотел бы, чтобы они прочитали, что Хави Мартинес был тружеником, который всегда отдавал делу всего себя и встречал испытания с высоко поднятой головой. Но прежде всего он делал все возможное, чтобы быть хорошим футболистом, и чтобы его родители и брат гордились им.

Я надеюсь, что они, возможно, прочитают, как их дедушка два или даже три раза выигрывал Лигу чемпионов. Это было бы довольно неплохо для парня из городка у подножья гор в Наварре. Я не знаю, что ждет меня в будущем, но сейчас я прошу меня извинить. Я должен идти. У меня важное дело в школе.

Источник: The players tribune