6 мин.

Пора учиться зарабатывать. Итоги года в российском спортивном бизнесе

Роман Дворянкин рассказывает главное о спорте и деньгах во второй половине 2015-го.

Вторая половина уходящего года была богата на совершенно разные события – внезапное изменение лимита на легионеров, ребрендинг ФХР и запуск «Матч ТВ». Продолжение рассказа о самых значимых событиях в мире российского спортивного бизнеса. 

Июль

ваб

Главным событием середины лета становится внезапное изменение лимита на легионеров в РФПЛ. Споры не утихают и сейчас, но если говорить о бизнес-аспекте решения, то он для многих клубов оказался крайне негативным. Что бы ни говорили про взвинченные зарплаты российских игроков, они либо номинированы в рублях, либо могут быть конвертированы по нужному курсу, и опыт начала года это показал. С иностранцами все гораздо сложнее: заманить их в Россию можно только на валютные контракты. В итоге тот же «Зенит» укомплектовал команду исходя из определенных планов и задач, по ходу дела оказалось, что часть игроков больше не при деле, а это напрямую может повлиять на спортивный результат и доходы команды (призовые от участия в еврокубках, попадание туда на следующий сезон, бонусы за результат от спонсоров и т.п.). 15 лет назад английский «Лидс» набрал банковских кредитов на покупку игроков, но что-то пошло не так, и клуб стремительно прошел путь к банкротству. Наши середняки в текущей экономической ситуации и так не могли целиком полагаться на иностранных игроков, но по ним однозначно ударит инфляция зарплат российских футболистов.

Одной строкой на ту же тему. Не стоит забывать и про огромные репутационные издержки, которые сопровождали решение Минспорта. Как вы думаете, что скажет об РФПЛ Саломон Рондон, которого сначала подписывали как игрока основы, а потом были вынуждены продать в «Вест Бромвич» из-за внезапно изменившихся правил? Про главного тренера «Зенита» и говорить нечего. А ведь всего лишь надо было объявить о решении изменить лимит с сезона-2016/17.

Август

я

Чемпионат мира по водным видам спорта в Казани становится самым масштабным спортивным событием лета в стране, но я бы в первую очередь отметил подписание спонсорского соглашения между «Яндексом» и турецким «Фенербахче». Российский поисковик, для которого Турция является одним из ключевых рынков, смог разместить свой логотип на футболках клуба в рамках чемпионата и кубка Турции. По сути, впервые отечественная компания потребительского сегмента использует спортивное спонсорство за пределами России как способ продвижения своих товаров или услуг. К середине осени доля «Яндекса» на поисковом рынке Турции выросла на 40%.

пу

Одной строкой. Владимир Путин демонстрирует приверженность отечественному бренду спортивной одежды Forward, в то время как Дмитрий Медведев щеголяет в зале в лайфстайловых Nike Air Max.

Сентябрь

В сентябре РФПЛ обзаводится старым новым титульным спонсором. Стоит заметить, что «Росгосстрах» становится спонсором именно чемпионата России (и молодежного первенства), а не самой лиги, как, например, в Англии, где банк Barclays интегрировал свое название и логотип в айдентику АПЛ. У нас же по какой-то причине используется и логотип РФПЛ, и логотип «Росгосстрах – чемпионата России» под эгидой РФПЛ. Стоит отдать должное Виталию Мутко, который в течение считанных месяцев с момента возвращения в кресло президента РФС сумел кардинально изменить ситуацию с финансированием. К сожалению, новый этап в жизни российского футбола не совпал с привлечением новых кадров и опытных управленцев, и уверенности в том, что денежные потоки, обрушившиеся на РФС и РФПЛ в последнее время, приведут к созданию стабильно работающей структуры, так и нет.

Одной строкой. Андрей Аршавин продолжает судиться со Сбербанком из-за якобы липового поручительства по кредиту одного из своих бизнес-партнеров. Цена вопроса – 110 миллионов рублей. Суд арестовал имущество футболиста «Кубани».

Октябрь

ф

В конце октября в ГУМе Федерация хоккея России презентовала новый логотип, новые формы сборных, а также концепцию «Красной машины» новой сборки. О визуальной составляющей профессионально рассказал один из лучших спортивных дизайнеров страны Михаил Антипин, а я бы хотел остановиться на том, как новое руководство федерации стало подходить к подобным вещам. Сама презентация прошла на отличном уровне, были приглашены мощные спикеры во главе с Виталием Мутко, все были максимально открыты для комментариев и интервью в кулуарах. Одной презентацией дело не обошлось, и перед Кубком Первого канала Владислав Третьяк с Романом Ротенбергом представили новинки всей стране в эфире «Вечернего Урганта».

Одной строкой. «Газпром» все-таки продлевает спонсорское соглашение с УЕФА. Первые игры группового раунда Лиги чемпионов прошли с логотипами газовой компании на рекламных бортах, однако – невиданное дело в турнирах такого уровня – размещались они без подписанного договора. Рыночные законы оказались сильнее политики.

Ноябрь

ма

Первого ноября начал вещание «Матч ТВ». Канал был запущен в рекордные для такого масштабного проекта сроки, и первые недели вещания сопровождались целым рядом технических накладок. Спортивная тусовка разделилась на тех, кого позвали работать на «Матч ТВ», и тех, кто остался за бортом списка лучших профильных специалистов. Последние, как правило, и были самыми громкими критиками. Рейтинги канала пока не впечатляют, многие решения по составлению эфирной сетки остаются крайне спорными, но я уверен, что полтора месяца – не тот срок, по которому стоит давать оценку. Тине Канделаки, при всей ее одиозности, удалось собрать очень сильную команду, которой где-то не хватает знаний, но точно хватает энтузиазма, ресурсов и желания сделать спорт популярным. Думаю, ребятам нужно пожелать удачи и дать еще как минимум полгода на раскачку.

Одной строкой. Одна из главных интриг месяца, актуальная до сих пор: купит ли «Газпром-медиа» ИД «Спорт-Экспресс»? Слухи пошли еще до презентации «Матч ТВ» и укрепились по ее итогам: на одном из слайдов упоминались планы о появлении бумажного издания в структуре холдинга.

Декабрь

ж

В середине декабря проходит российский этап хоккейного Евротура – Кубок Первого канала. Федерация хоккея России после октябрьской презентации новой формы и логотипа в рекордные сроки производит линейку мерчандайзинга и бьет рекорды продаж. Результаты прошлых лет перебиты чуть ли не в 10 раз. На игры сборной распродаются почти все билеты, предматчевое шоу задает невероятно высокую планку для КХЛ, которой в январе предстоит проводить в «ВТБ Ледовом дворце» очередной Матч звезд. К сожалению, спортивные результаты пока не дотягивают до маркетинговых успехов.

Одной строкой. Пивное лобби предпринимает новые усилия к возврату пива на стадионы, тему поднимают даже на президентском совете по физкультуре и спорту. В итоге Владимир Путин дал поручение изучить вопрос.

***

В завершение я бы хотел отметить, что по сравнению с прошлым годом ситуация в области спортивного бизнеса стала более определенной. С одной стороны, все поняли, что катастрофы не будет и быстрых глобальных изменений ждать не стоит. С другой – былых денег уже нет, надо учиться зарабатывать. ФХР не от хорошей жизни уделяет особое внимание мерчандайзингу в рамках Кубка Первого канала, а продюсеры передачи «Культ тура» все менее старательно запикивают Шнура – всем надо зарабатывать и окупать вложения. Надеюсь, в наступающем году спортивное сообщество продолжит двигаться в этом направлении.

Итоги года в российском спортивном бизнесе. Часть 1

Фото: РИА Новости/Алексей Даничев; globallookpress.com/imago/Seskim Photo; РИА Новости/Екатерина Штукина, Алексей Филиппов, Максим Блинов; REUTERS/Maxim Shemetov