8 мин.

Мишина и Галлямов побили 3 рекорда на Евро, но чуть не уступили Тарасовой и Морозову: у них 2 ошибки – и тоже рекорд

Символично, что в один день на чемпионате Европы по фигурному катанию случились два проката, к которым невозможно придраться – Камилы Валиевой и Анастасии Мишиной / Александра Галлямова.

И для ученицы Тутберидзе, и для пары Москвиной весь нынешний сезон – трамплин к Олимпиаде. Их объединяет не только впечатляющая стабильность, но и неуязвимость: чистые прокаты – следствие не упрощенного контента, а, наоборот, сложности программ в сочетании с железными нервами.

Есть символизм и в том, что мировой рекорд Вэнцзинь Суй и Цун Ханя по сумме программ покорился Мишиной и Галлямову за 3 недели до Олимпиады.

Та же Валиева давно бьет только собственные рекорды, а вот для Насти и Саши их виртуальное превосходство над главными соперниками – важный показатель: можно обыгрывать китайцев в их лучшей форме. Кондиции Суй и Ханя на ЧМ-2019, где и поставлен их рекорд, были явно лучше, чем два года спустя.

Как и Валиева, Мишина и Галлямов оставляют себе резерв для следующего достижения – хотя с каждым разом он все меньше.

В произвольной Настя и Саша практически не получили надбавки за каскад, в короткой – неожиданно потеряли уровни на подкрутке и дорожке шагов. Ровно те же нетипичные ошибки случились и в короткой на ЧМ-2021 – но тогда оценка Мишиной и Галлямова была на 6,5 балла ниже (отчасти это вызвано более дешевым тодесом, обязательным в короткой программе прошлого сезона).  

Еще одна субъективная победа Насти и Саши – не в баллах, а в восприятии их прокатов. Идея совместить «Метель» и «Время, вперед», поначалу казавшаяся как минимум сомнительной, как максимум – фатальной в борьбе с постановками китайцев, с каждым турниром выглядит убедительнее.

«Это посвящение молодежи мира, которая сидит в тиктоке». Наши фигуристы-чемпионы настаивают на спорном номере с музыкой из программы «Время»

Тактика с чемпионской концовкой, использованная Тамарой Москвиной в прошлом сезоне, работает: чем больше стартов выигрывают Мишина и Галлямов, тем логичнее и мощнее кажется финал нынешней произвольной.

И даже здесь можно увидеть сходство с Валиевой: ее «Болеро», поначалу тоже вызывавшее вопросы претенциозностью, не все приняли с первого же проката.

Бойкова / Козловский упустили серебро – и, похоже, командный турнир на Олимпиаде. Но у них не было шансов даже с идеальными прокатами

Если для американских и японских фигуристов континентальный чемпионат в этом году – скорее формальность, поскольку составы олимпийских сборных уже определены, то для российских – последний экзамен перед командным турниром.

Бронза Бойковой и Козловского никак не угрожает перспективам поехать на Игры – их прокаты в Таллине, на чемпионате России и во всем цикле не дают ни единого повода передать путевки Дарье Павлюченко и Денису Ходыкину. Но эта бронза – веский повод для федерации лишить победителей прошлого Евро командного турнира.

Весьма вероятно, что к кандидатурам Тарасовой / Морозова федерация склонялась и раньше:

• у них есть опыт (причем, в отличие от личного турнира, положительный) борьбы за командные медали на Играх-2018;

• более высокий, чем у Саши и Димы, средний балл в текущем сезоне;

•,и в конце концов, тренерская команда размером с оба штаба Москвиной и Доброскокова вместе взятые.

Чемпионат России испортил расклады: Бойкова и Козловский по качеству прокатов оказались намного ближе к золоту, чем к бронзе; в то время как Тарасова и Морозов продемонстрировали, что прыжки – не единственное, за что стоит переживать во время их выступлений. Но 9 баллов разрыва на Евро за 3 недели до Олимпиады вряд ли оставляют для Саши и Димы хоть какие-то шансы попасть в команду, если считать, что одно место зарезервировано за железными Мишиной и Галлямовым.

И дело не столько в испорченном Бойковой прыжке. Идеальный тройной в короткой никак не изменил бы ситуацию: лучший сальхов в карьере Саши и Димы получил 6,28 балла – на 5 больше, чем сорванный на Евро в Таллине.

Потерянный уровень на тодесе унес где-то 0,5 балла, героическое спасение Козловским третьего тулупа в каскаде стоило еще несколько десятых в надбавках – все это сократило бы отставание  от Тарасовой и Морозова, но не изменило расстановку на подиуме.

Отыграть разницу от неидеальных Жени и Володи паре Москвиной помог бы разве что триксель Валиевой, получивший близкую к максимуму оценку за сольный прыжок в первой половине женской короткой. С чистыми прокатами Тарасовой и Морозова Бойкова и Козловский не смогли бы конкурировать, видимо, даже выучив четверной лутц как у Нэтана Чена.

Показательный момент – оценки российского арбитра Ольги Кожемякиной в короткой программе. Тарасова и Морозов набрали в ее протоколе на 1,67 балла больше, чем в итоговой таблице – абсолютно нормальное расхождение, укладывающееся в допустимую погрешность. Куда больше вопросов вызывает то, что пары Москвиной (единственные из топ-7 после короткой) получили от Ольги предпоследние оценки во всей бригаде.

Аналогичным образом Кожемякина поступила и на японском этапе Гран-при этого сезона: если Тарасовой и Морозову в обеих программах она ставила баллы лояльнее, чем другие судьи, то Мишиной и Галлямову – слегка придерживала оценки. При этом на предыдущих турнирах, включая ЧМ-2021 и Евро-2020, такой тенденции со стороны Ольги не было.

Исчезла она и в произвольной программе, хотя жесткие 148,57 для Жени и Володи, конечно, обманчивы: Кожемякина случайно поставила им -5 за подкрутку. На итоговый результат это практически не повлияло, но уменьшило оценку пары в личном протоколе самой Ольги сразу на 6 баллов.  

Возможно, это не тренд, а совпадение. Но расстановка в мужском одиночном от другого российского арбитра идет в унисон с мнением федерации: номинально третий номер сборной Мозалев (с учетом болеющего Коляды – и вовсе четвертый) на пьедестале своего судьи получает малую бронзу, а чемпион страны Кондратюк – золото, хотя судьям не из пророссийского блока явно импонировал Андрей.

Судейские фокусы на фигурном Евро: Мозалев выиграл, но наш арбитр поддушила его оценками

Тарасова и Морозов поставили мировой рекорд по сумме двух программ. При этом ни один из прокатов не был безошибочным

Еще удивительнее то, что с двумя неидеальными прокатами Тарасова и Морозов обновили мировой рекорд по сумме программ. Если ошибка на сольном прыжке в произвольной была очевидной, то протокол короткой визуально выглядит чистым, хотя баллы за выброс удивили даже Меган Дюамель.

«Если что-то идет не так на приземлении, обычно, это вызвано тем, что проблемы возникли уже в воздухе – трудно оправдаться тем, что в остальном выброс должен был быть на +4 / +5. Полагаю, что в выбросе было приземление на 2 ноги и касание льда рукой – значит, должно быть 2 сбавки».

Теоретически возможность получить положительные оценки за выброс без падения действительно сохраняется: снижения за приземление на две ноги или касание рукой можно нивелировать надбавками за хорошие высоту и пролет, высокую скорость и контроль на приземлении, безусильное исполнение, сложный, неожиданный или креативный заход, а также отличную позицию в воздухе и вписанность в музыку.

Соблюдение каждого критерия дает по одному плюсу в GOE – правда, часть из них (например, контроль приземления и безусильность) явно не сочетаются с проблемным выездом.

Тарасова и Морозов получили за спорный элемент от 0 до +3 – большинство судей поставили +2. При этом обычно выбросы Жени и Володи оцениваются на +3/+4, а нередко собирают и максимальные надбавки сразу от нескольких арбитров. Например, выброс в короткой на Cranberry Cup в начале сезона принес Тарасовой и Морозову 7,5 балла, на Евро-2022 – на 1,5 меньше.

Наконец, подобное оценивание отчасти вписывается в сложившуюся практику: Волосожар и Траньков за похожее приземление в произвольной Олимпиады-2014 не получили ни одной отрицательной оценки; сама Дюамель также собирала положительные надбавки за тяжелые выезды с выбросов – правда, четверных.

Впечатляет скорее то, что для мирового рекорда Тарасовой и Морозову не понадобилось не только безупречной чистоты всех элементов, но и сложности. Базовая стоимость программ Жени и Володи дешевле как той, которую заявляют победители и бронзовые призеры этого Евро, так и той, на которую идут оставшиеся дома Павлюченко / Ходыкин.

Впрочем, для самих Тарасовой и Морозова 10-минутный мировой рекорд – скорее приятный бонус. Куда важнее то, что после откровенно неудачного выступления на чемпионате России с нецензурным перформансом Максима Транькова за бортиком, Женя и Володя наконец откатались близко к своему текущему максимуму.

И, кажется, после проката наконец-то оттаяли.

Мишина и Галлямов – союз мечты: удачно выпали из прежних пар, совпали внешне и так техничны, что конкуренты вынуждены рисковать

Чемпионат Европы по фигурному катанию

Таллин, Эстония

Итоговое положение

1. Анастасия Мишина – Александр Галлямов (Россия) – 239,82

2. Евгения Тарасова – Владимир Морозов (Россия) – 236,43

3. Александра Бойкова – Дмитрий Козловский (Россия) – 227,23

4. Карина Сафина – Лука Берулава (Грузия) – 184,05

5. Ребекка Гиларди – Филиппо Амброзини (Италия) – 178,90

Олимпийский сезон – время подписаться на телеграм-канал автора

Фото: РИА Новости /Александр Вильф; REUTERS/Ints Kalnins