Женское катание на Евро впечатлило разве что близких самих фигуристок – Козловский прав
Дмитрий Козловский в экспертной студии Оkko накануне женской произвольной эмоционально раскритиковал фигурный Евро.

«В первую очередь спорт – это бизнес. Он должен быть бизнесом. И 38 спортсменок – это не тот продукт, который можно качественно продать.
Если бы эти 38 спортсменок были бы с четверными прыжками, с тройными акселями, с идеальными прокатами – возможно, это можно было бы продать. Но в текущих условиях чемпионат Европы в женском катании – это по факту турнир, который в первую очередь интересен самим спортсменам, которые хотят получить какую-то награду.
Он интересен их родителям и ближнему кругу. В большинстве своем, на 95%. В остальном – это не та вещь, за которую люди будут готовы платить деньги».
В комментариях под новостью огонь неожиданно перекинулся на самого Козловского. Оказалось, что он:
а) лицемер, потому что сам побеждал на Евро и гордился этим;
б) подхалим, так как малое золото одногруппника Ники Эгадзе в короткой программе привело его в искренний восторг;
в) ура-патриот, который ждет четверные прыжки от иностранных фигуристок, не замечая кризис сложности в программах россиянок.
Произвольная на Евро доказала: Дмитрий прав. И даже став чемпионом Европы (кстати, в более конкурентные времена), он не обязан подтверждать титул ежегодным просмотром каждой разминки этого турнира.
Женское катание на нынешнем Евро – крайне специфичный продукт с очень узкой целевой аудиторией. Речь не про отсутствие ультра-си – это, как модно говорить, роскошный максимум. Но даже с базовым минимумом – двумя чистыми и технически состоятельными прокатами – справилась лишь одна участница из 38.
● Ровно одна фигуристка на подиуме набрала больше 200 баллов. Дежавю с прошлым Евро: тогда планку тоже преодолела только Нина Петрыкина;
● Луна Хендрикс – третья по произвольной с базой 54,26. Это меньше, чем у всех 18 участниц чемпионата России;

● каскад с двумя докрученными тройными прыжками в произвольной собрали только три фигуристки;
● Йогайле Аглинските откатала произвольную с 9 штрафными баллами. ISU голосует за разнообразие стран, но я не вполне уверена, что это выступление повысило привлекательность фигурного катания в Литве (в отличие, кстати, от Саулюса Амбрулевичюса в ритм-танце).
Зрители смотрят спорт по разным причинам. Одних привлекает техническая сложность, других – мощная интрига. В фигурном катании дополнительном аргументом может стать еще красота программ.
На этом Евро, к сожалению, не было ничего. Если, конечно, не усмотреть специфичную интригу в том, как одна за другой участницы старательно избавлялись от шедшей в руки медали, как от горячей картошки, пока не нашлась единственная, которой титул был нужен.
Достойные постановки никуда не делись – та же произвольная Лары Наки Гутманн под саундтрек к «Челюстям» цепляет небанальной идеей и точной расстановкой прыжков в музыкальные акценты. Но даже лучшая программа блекнет, когда разваливается прокат.

В деградации женского Евро есть необъяснимый парадокс. Казалось бы, уже 4 года туда не приезжают три сильные конкурентки из России – можно брать любую медаль. Так, собственно, и происходит у мужчин, в танцах и даже в парах – хотя и у последних турнир не слишком задался.
Комментатор Оkko Алена Косторная в трансляции обронила фразу «легкие времена рождают слабых людей». Спорное утверждение, но женскому Евро оно действительно подходит: за медаль на этом турнире по-настоящему поборолась только Петрыкина.
Возможно, ее закалил трудный сезон: после прошлогодней победы она долго мучилась из-за травмы и неправильного диагноза. Первая половина года просто вылетела – в ее золото в Шеффилде заранее было трудно поверить.
А может быть, дело в том, что она действительно любит то, что делает – так, по крайней мере, Нина объяснила свой второй титул в интервью сразу после произвольной. И в 4 минуты ее проката действительно вспомнилось, что фигурное катание – это не только прыжковая лотерея.

Кто-то посчитает подход Козловского слишком циничным: не все готовы воспринимать спорт как бизнес, а отнесение его к индустрии развлечений и вовсе зачастую расценивается как унижение. В конце концов, где прокаты под Рахманинова, а где – продвижение в тиктоке и рекламные контракты с фастфудом.
Нюанс в том, что большинство спортсменов наверняка выберут популярность вместо нишевости. Забитые стадионы, а не трибуны с редкими энтузиастами и близкими родственниками. Нормальные призовые и медийность, а не гонорары, которых с трудом хватает на новые коньки и костюмы для сезона.
Признание проблемы – половина ее решения. И ISU, кажется, пора это сделать.
Больше текстов о фигурном катании – в телеграм-канале автора
Фото: ISU, скриншот трансляции Okko










Петрыкина у нас потерялась бы в новисах.