14 мин.

Новое Коллективное соглашение и смерть рынка свободных агентов НБА

Теперь будет намного тяжелее строить команду через переманивание чужих игроков.

Оригинал – Альберт Нахмад, Heat Hoops

НБА и профсоюз игроков ратифицировали новый Коллективный договор. В НБА наступает обязательный безлокаутный мир как минимум на шесть лет.

На главном уровне CBA не изменилось немногое. Разделение доходов лиги остается тем же – игрокам практически гарантирован 51% «Дохода от баскетбольной деятельности», как и сейчас. И потолок зарплат, и налог на роскошь будут рассчитываться по прежним формулам.

Вместо того чтобы биться за какие-то глобальные изменения, НБА была явно сконцентрирована на другом – как отговорить суперзвезд от перехода в другие команды. С 2010 года несколько самых громких имен НБА покинули свои клубы как свободные агенты, включая ЛеБрона Джеймса и Криса Боша (2010), Дуайта Ховарда (2013) и Кевина Дюрэнта (2016). А Кармело Энтони (2011), Крис Пол (2011) и Кевин Лав (2014) настояли на обмене, угрожая уйти самостоятельно следующим летом и оставить клуб ни с чем.

Чтобы искоренить такой исход звезд, лига придумала новые правила, которые дают избранной группе игроков огромную денежную мотивацию остаться в прежней команде – и игроки (то есть профсоюз, ведомый теми, кто получит выгоду из этого) радостно согласились на такие условия и даже настаивали на их включении в договор.

Правила Назначенного Ветерана

В новом Соглашении появится понятие «Назначенного Ветерана» (Designated Veteran Player, DVP), которое позволит некоторым игрокам претендовать на самый большой максимальный контракт, начинающийся с 35% от потолка зарплат, даже если их стаж (менее 10 лет в лиге) пока не предполагает такого. Подобные максималки обязаны заключаться на 5 лет.

Насколько большим будет эффект от нового правила? Возьмем Стефена Карри. Следующим летом он выходит на рынок свободных агентов. По новым правилам «Уорриорз» смогут предложить ему контракт, который будет начинаться с рекордных для НБА 36 млн и в сумме за пять лет достигать 209 млн. Если он захочет подписаться с другой командой, он не сможет получить более 133 млн на 4 года со стартовой зарплатой в 31 млн. Это 76 миллионов разницы!

Просто невозможно представить, чтобы он пожертвовал так много денег – что означает, что ни у одной другой команды не будет реалистичного шанса побороться за него этим летом. А любой игрок, который подпишет подобный DVP-контракт, не сможет быть обменян в течение года. Так что не будет никаких хитрых схем.

Конечно, новые супермаксималки будут доставаться только нескольким особенным игрокам. Чтобы иметь право на такой контракт, у игрока должен быть стаж 7 или 8 лет (если речь о продлении контракта на супермакс заранее) или 8 или 9 лет (если речь о подписании игрока как свободного агента), а также одна из ключевых наград НБА. В их числе: попадание в любую сборную сезона в закончившемся сезоне или в обоих сезонах до этого; награда Лучшему защищающемуся в в закончившемся сезоне или в обоих сезонах до этого; приз MVP в одном из трех последних сезонов. Кроме того, игрок не должен был менять клубы как свободный агент. Допускается обмен в течение 4 первых лет в лиге. Игрок должен быть свободным агентом на момент подписания или (в случае продления) иметь 1-2 оставшихся года по старому контракту. И если это продление, с момента подписания старого контракта должно пройти минимум три года.

В общем, ограничений очень много. И совсем немногие попадают под эти критерии.

Каждый год лишь 15 игроков попадают в символическую сборную сезона, и, скорее всего, Лучший защищающийся и Самый ценный будут в их числе. Уберите из этой группы тех, у кого не 8 или 9 лет стажа в лиге. Теперь уберите тех, кто не становится летом свободным агентом. Наконец, уберите из оставшихся тех, кто менял команды как свободный агент или недавно был обменян. Остается не так много баскетболистов. Если бы правила действовали уже летом-2016, под них попадали бы только трое: Стефен Карри, Расселл Уэстбрук и Кевин Дюрэнт.

Но если так мало игроков покрываются этим правилом, можно сказать, что оно не будет иметь сильного влияния на рынок свободных агентов?.. Что ж, несмотря на все ограничения, оно все равно может затруднить построение команд на свободных агентах. Причины сложные и разнообразные.

Да, критерии определения «Назначенных ветеранов» очень жесткие. Но если вы команда, которая чистит место под потолком зарплат и хочет выиграть большой приз на рынке свободных агентов, вы часто подразумеваеете под этим призом как раз одного из квалифицирующихся игроков. И это может повлиять на вашу стратегию.

Итак, Стефена Карри больше нет на рынке. Если он был в вашей стратегии, стратегию пора менять.

Кроме того, новые правила влияют не только на игроков, соответствующим критериям. Они влияют на игроков, которые думают, что смогут им соответствовать. Гордон Хэйворд будет одним из самых ценных агентов этого лета, если отклонит свою опцию игрока на 16,7 млн. Даже если он попадет в символическую сборную-2016/17, он не удовлетворит критериям – у него будет всего 7 лет стажа. Ему нужно восемь, так что все 30 команд в теории могут за него побороться.

Но Хэйворд будет соответствовать критериям DVP через год – если останется в «Юте» и попадет в сборную сезона-17/18. Это может заставить его подписать с «Джаз» максимальный контракт на 2 года с опцией выхода на рынок в 2018. По такому контракту он получит 31 млн за следующий год и право на пятилетний супермакс на 219 млн от «Юты» в 2018. От другой команды он может получить лишь 139 на 4 – на 80 млн меньше!

Погодите. Что только что случилось? Игрок, который даже не квалифицируется под DVP-правила, уходит с рынка свободных агентов, потому что он может квалифицироваться через год.

Блэйк Гриффин – еще один привлекательный лот лета-2017, который может пролететь мимо статуса DVP из-за травмы колена – она может вычеркнуть его из претендентов на попадание в сборную сезона. Но он может попасть в нее через год, в 2018 (хотя с порванными менисками в обоих коленях, трещине в левой коленной чашечке и новыми проблемами с хрящом в правом колене, он не кажется хорошей целью для супермаксимального контракта).

Гордон Хэйворд и Блэйк Гриффин – могут уйти. С рынка. Как минимум на год. Возможно, дольше.

Затем – игроки, которые даже не выходят на рынок свободных агентов.

Попасть в сборную сезона очень тяжело. Если ты попадаешь в нее (и соответствуешь остальным критериям), у тебя появляется желание настоять на DVP-продлении до того, как перестанешь в нее попадать и потеряешь право на супермаксималку. Твои причины подписать большой контракт до веселья рынка ФА могут быть разными – риск травмы, ухудшение формы, неправильный выбор журналистов, определяющий сборные, переизбыток звезд на твоей позиции и т.д.; любая проблема может оставить тебя вне сборной в следующем году и отобрать у тебя статус DVP-игрока.

Пол Джордж и ДеМаркус Казинс – два игрока, которые выполнят все критерии для продления на супермаксималку, если попадут в сборную сезона в этом году. Их огромные пятилетние 219-миллионные продления вступят в силу в сезоне 2018/19, если даже в следующем году (2017/18) их уже не включат в сборную сезона. И это очень важно, особенно после истории с Энтони Дэвисом в прошлом году. Он, вероятно, самый ценный актив в НБА. И он потерял свою прибавку к максималке из-за травмы.

Клэй Томпсон или Дрэймонд Грин смогут претендовать на DVP-продление в 2018. Но не оба. Правило позволяет иметь в команде только двоих «Назначенных игроков» (одним будет Карри). Вероятно, на супермаксималку будет нацелен тот, кто попадет в сборную. Пускай для нашего примера это будет Клэй.

Клэй Томпсон, Пол Джордж и ДеМаркус Казинс – могут уйти. С рынка свободных агентов-2018.

А еще есть игроки, которые не выиграют в деньгах от правил «Назначенных ветеранов», но эти правила позволят им поставить свою подпись под многомиллионными соглашениями раньше, убирая все отложенные риски.

Расселл Уэстбрук может стать свободным агентом в 2018 году, когда у него накопится стаж в 10 лет. Он уже не будет попадать под критерии DVP, но ему и не нужно – он и так сможет подписать свой пятилетний контракт на 219 млн. Но Уэстбрук уже этим летом будет удовлетворять критериям продления по правилу DVP. Оно также вступит в силу только в 2018, но он сможет заключить этот контракт на год раньше. Для игрока, который выступает в такой агрессивной и энергозатратной манере, это может стать большим искушением.

Джеймс Харден может сделать то же самое, но через год после Уэстбрука. Он может выйти на рынок свободных агентов в 2019, он тоже будет 10-летним ветераном к тому моменту и сможет заключить контракт на 231 млн. А новые правила позволят ему гарантировать эти деньги уже летом-2018 (Харден может получить DVP-продление и этим летом, но тогда он теряет последний, самый выгодный год по новому контракту – вместо 231 млн на 5 лет он получит продление на 179/4).

Расселл Уэстбрук и Джеймс Харден – тоже могут уйти. С рынка ФА в 2018 и 2019 соответственно, если хотят убрать возможные риски.

У новых правил множество последствий – не только для игроков, которые квалифицируются или могут квалифицироваться, но и для тех, кто будет заранее структурировать свои контракты так, чтобы иметь в будущем возможность претендовать на DVP-соглашение.

Выбранные в первом раунде драфта игроки точно будут иметь в виду эти правила, когда будут заключать свои первые «взрослые» контракты. Кто-то может согласиться на полные пятилетние контракты, но с опцией игрока после 4 сезонов, что позволит в конце контракта претендовать на статус «Назначенного игрока». Другие подпишут контракт на 4 года с опцией после трех лет, чтобы иметь шанс выйти на рынок после семи лет в лиге и подписать обычную максималку, если они поймут, что не смогут выполнить все критерии. И никто не будет подписывать долгосрочные максималки без опций игрока. Также никто не будет подписывать максимальные контракты на три года.

Особенно интересно, как новые правила будут взаимодействовать с ныне действующим правилом «Назначенного продления контракта новичка». По этому правилу команда может давать двоим своим игрокам 5-летнее продление после контракта новичка. Игроки могут получить 30%-ную максималку (вместо 25% от потолка зарплат), если выполнят те же наградные критерии, что и при определении DVP-статуса (All-NBA, MVP, DPoY).

Лига ввела новые правила таким образом, чтобы они беспрепятственно интегрировались в существующие правила и обеспечивали настоящим звездам баскетбола возможность зарабатывать больше, но только если они играют за одну и ту же команду. Выбранный в первом раунде игрок может заключить четырехлетний контракт новичка. Затем он может перейти на пятилетнее «назначенное продление контракта новичка» (и даже получить повышенную максималку, если выполнит нужные критерии). Затем он может перейти на пятилетнее DVP-продление. В итоге он может провести 14 лет за свою команду, ни разу не побывав на рынке свободных агентов.

Но это не единственный подарок от лиги своим лучшим игрокам.

Правило Over-38

Раньше некоторые игроки не могли заключить 4- или 5-летнее соглашение, если рассчитывали, что оно будет максимальным. Правило «Over-36» автоматически перераспределяло зарплату в последние годы, нагружая первые сезоны некоторых соглашений. По сути, сумма под потолком убиралась из последних сезонов и размазывалась под потолком первых сезонов. Поскольку в первый год добавлялась «нагрузка» с последних сезонов, становилось невозможным заключить максимальный контракт. Игрок не имел права с этой нагрузкой превысить максимальную сумму зарплаты, так что базовую зарплату приходилось делать меньше.

У игроков, заключавших контракт в 32, 33 или 34, перераспределялась зарплата пятого сезона (у 33- и 34-летних также и четвертого, если они подписывались не по исключению Берда). У 35-летних – зарплата четвертого и пятого сезона. Теперь правило сдвинули на два года вперед, что идеально приспособлено под желания Криса Пола этим летом и ЛеБрона Джеймса и Кармело Энтони – следующим.

Крис Пол уже говорил, что рассчитывает заключить этим летом максимальный контракт. По старым правилам он мог претендовать на 4-летнее, 162-миллионное соглашение с «Клипперс», что не сильно отличалось от 155 на 4 от других клубов. А по новым правилам он может добавить еще один год к контракту с ЛАК. Это повысит его контракт до 209 млн на 5 лет, что на 48 млн больше, чем 32-летний Пол может получить от другой команды. И если только вы не верите, что 36-летний игрок может подписать 48-миллионный контракт (если вдруг такое было бы легально вообще, а это невозможно в реальности), то Крис никогда не сможет заработать в другом месте те же деньги, какие ему даст пятилетний контракт с «Клипперс».

У ЛеБрона Джеймса будет такая же история летом-2018. По старым правилам он мог бы получить 162 млн на 4 года, по новым – 219 на 5! Конечно, то что они могут получить сейчас пятилетние максималки, совсем не означает, что они их получат. Но они все еще среди лучших игроков НБА. И это может убрать их с рынка свободных агентов.

* * *

Ну хватит о реальном мире. Давайте на минутку представим гипотетическую ситуацию. Рассмотрим пример, как новые правила побудят игрока всю карьеру оставаться с задрафтовавшей его командой.

НБА повысила прогноз потолка зарплат на сезон 2020/21 до 120 млн, что означает годовой прирост в 5,2% от прогнозируемого сейчас потолка на 2017/18 (103 млн). Это кажется вполне разумным темпом роста. Предположим, что в дальнейшем рост потолка будет идти теми же темпами. Представим новичка по имени «Альберт».

Итак, Альберт – первый номер драфта-2017. Его первый новичковый контракт даст ему 37 млн на 4 года. Пускай Альберт превратится в звезду, постоянного участника Матчей всех звезд НБА. Он выполняет все критерии и подписывает «назначенное продление контракта новичка» с 30%-ной максималкой, которое вступает в силу в сезоне 2021/22. 5 лет, 219 млн. Ему выгодно принять это предложение, ведь другая команда даст ему лишь 135 млн на 4 года.

Затем Альберт вновь выполняет все критерии и подписывает «назначенное ветеранское продление» с максимальной зарплатой в 35% от потолка зарплат с сезона 2026/27. Пять лет, 326 млн. Другая команда предложить может лишь жалкие 207/4.

Итак, Альберт провел 14 лет в лиге, никогда не выходил на рынок свободных агентов. Стал звездой. Выиграл пару титулов. И заработал 583 миллиона долларов!

Но ему все еще 32 года. И если он подобен Крису Полу, он сможет претендовать еще на один последний пятилетний максимальный контракт благодаря правилу «Over-38». И если он получит его, то может стать первым, кто преодолеет мифическую отметку в 100 млн за сезон (в последний год соглашения). Его новый контракт – пять лет, 452 млн.

Альберт провел 19 лет в НБА. Ему 37 лет. И он заработал БОЛЬШЕ МИЛЛИАРДА!

Чтобы получить эти бешеные деньги, ему пришлось провести всю карьеру в той команде, которая его задрафтовала.

* * *

Вернемся в реальный мир.

Из-за новых правил Стефен Карри, Расселл Уэстбрук, Крис Пол, Клэй Томпсон, Джеймс Харден, ЛеБрон Джеймс, Гордон Хэйворд, Пол Джордж, Блэйк Гриффин и ДеМаркус Казинс могут решить остаться в своих прежних клубах. За ними последует следующее поколение. Кавай Ленард. Энтони Дэвис. Карл-Энтони Таунс. Они следующие.

Конечно, все эти игроки могут потребовать обмена в каких-то случаях. Но это уже не рынок свободных агентов. И угрозы уйти бесплатно будут не такими серьезными – и гораздо менее выгодными для игрока. Клубы не обязаны никого менять. Они всегда могут отказаться и заставить игрока решать, настолько ли он несчастлив, чтобы отказываться от всех этих дополнительных денег. И даже если клуб уступит, компенсация за игрока в обмене будет гораздо выше!

И это еще не все.

Другие изменения

Максимальные контракты вырастут (растут вместе с потолком). Контракты новичков повысят. Контракты по исключениям повысят. Минималки повысят. Суммы, удерживаемые за пустые места в платежке, тоже повысятся вместе с минималками. Суммы в платежке за неподписанных новичков из первого раунда драфта станут больше. Финансовая выгода держаться рядом с минимальной планкой зарплатной ведомости будет меньше. Все это сократит место под потолком зарплат у каждой команды НБА.

А игроки – причем не только лучшие в лиге – теперь получат возможность продлевать свои контракты раньше (через два года после заключения соглашения вместо трех) и на большие суммы (первый год нового контракта теперь может быть на 20% выше, чем последний год старого, вместо 7,5%). Так что не только у звезд появится искушение обходить рынок свободных агентов стороной.

* * *

Лига давно хотела вернуться к «старым добрым временам». Больше стабильности, меньше драмы. Чтобы звездные игроки оставались в своих командах всю карьеру. Ведь именно для этого когда-то придумали «мягкий» потолок.

Лиге казалось, что она поощряет все это в прошлом CBA – где суровые налоговые правила делали сохранение нескольких звезд очень дорогим. В теории, если клуб не может позволить себе объединять звезд, то это побуждает их остаться в старых командах.

В этот раз лига удвоила свои усилия в этом направлении: она не только оставила финансовые санкции для команд, старающихся украсть чужих звезд, но и придумала так, чтобы лучшие игроки стали более заинтересованы оставаться в прежних клубах. И, конечно, поскольку за столом переговоров были именно звезды, они с радостью согласились на это.

И что же произойдет дальше?

Игроки продолжат коллективно получать свои 51% выручки лиги. Но это фиксированная выплата. Игра с нулевой суммой. Звезды получат больше, значит, другие получат меньше. Каждое лето на рынке будет несколько хороших игроков, которым заплатят серьезные деньги. Игроки на минималках получат огромную прибавку (45%), но самих минимальных контрактов в лиге будет значительно больше.

И у перестраивающихся клубов будет гораздо меньше места под потолком – и гораздо меньше звезд, которых на это место можно будет подписать.

Еще больше знаний по CBA – в твиттере Альберта Нахмада.

Фото: Gettyimages.ru/Ezra Shaw; REUTERS/Raj Mehta-USA TODAY Sports, Jerome Miron-USA TODAY Sports; instagram.com/thenbpa