7 мин.

Кто такие CVC Capital Partners и что у них за дела с Ла Лигой? Начало

Любой, кто внимательно следит за Ла Лигой, в последние недели часто замечает «официальные сообщения» и сочетание букв CVC. Только вот это не относится к новым подписаниям или коду на обратной стороне кредитной карты Флорентино Переса, речь идёт о сделке, заключенной между Ла Лигой и инвестиционной компанией, которая подразумевает разработку плана долгосрочного развития испанского профессионального футбола. 

Но что это означает? Кто среди ключевых участников? Какие преимущества для клубов? Почему некоторые выступили резко против? 

Кто такие CVC Capital Partners? 

CVC Capital Partners – это управляющая компания, основанная в 1981 году и специализирующаяся на прямых инвестициях через специализированные фонды, которая вложила значительные средства в европейские и азиатские рынки.  Их головной офис расположен в Люксембурге, и в нем некоторое время назад приняли решение инвестировать в футбол, а до этого у фонда был успешный опыт вложений в другие виды спорта по всему миру.

В 1998 году они купили бренд Moto GP Dorna за 71,5 миллиона евро, а в 2006 году продали его с 700% прибылью за 525 миллионов евро. Они также инвестировали в Формулу-1, продав свою долю в Liberty Media в 2017 году, и, хотя подробности той сделки не были раскрыты, оценка предполагает, что CVC получили значительную прибыль, а The Guardian назвал их «крупнейшими победителями Формулы-1». 

Гоночные успехи подтолкнули фонды под управлением люксембургской компании к другим видам спорта, включая регби. В 2020 году приобрели 27% в Premiership Rugby, первом дивизионе английских клубов, а затем в 2021 году добавили 14% прав на Six Nations (крупнейший ежегодный турнир среди 6 сильнейших сборных) и 28% на турнир Pro14, в результате чего их общий объем инвестиций в спортивную индустрию увеличился примерно до 800 миллионов евро. Это особенно важно помнить поклонникам Ла Лиги, поскольку эти сделки были построены на основе той же модели и стратегии, которые использовались для заключения подготовки соглашения с Ла Лигой.

Covid-19 открыл для них двери в футбол. Они увидели, что спортивные организации, оставшись без фанатов, спонсоров и выплат от телекомпаний, отчаянно нуждаются в новых источниках дохода. Добившись положительных результатов в регби, они рассчитывали на футбол как на следующую область пристального внимания. Первые переговоры компания провела с представителями Серии А и Бундеслиги, но успехом они не увенчались.

Переговоры же с президентом Ла Лиги Хавьером Тебасом оказались более успешными, и соглашение в итоге подписали. 

Что за соглашение между Ла Лигой и CVC Partners?

Сделка состоит из четырех частей. 

1. Ла Лига учреждает новую компанию под названием «Ла Лига Импульсо» и передает ей весь свой бизнес. Это необходимо для того, чтобы другие компании могли соинвестировать.

2. CVC становится деловым партнером, инвестировав 2,7 миллиарда евро в обмен на 10% прав компании по 50-летнему соглашению. CVC также дополняет инвестиции навыками и опытом, используя предыдущие наработки в автоспорте и регби, чтобы помочь Ла Лиге расти и улучшать свои показатели деятельности.

3. Ла Лига делит 90% этих 2,7 миллиарда евро между клубами Ла Лиги Сантандер (далее – Примеры) и Ла Лиги СмартБанк (далее – Сегунды). Средства будут предоставлены клубам в виде беспроцентных займов, которые предполагается погасить в течение следующих 40 лет. Сумма, которую получает каждый клуб, определяется по формуле, аналогичной расчету распределения отчислений за телевизионные права. Эта формула эффективно награждает крупнейшие клубы, которые приносят больше всего денег Ла Лиге и уменьшает выплату в зависимости от сокращения размера клуба. Однако существуют строгие правила распоряжения этой суммой. 

Они описаны следующим образом:

70% полученной суммы клуб должен направить на «рост». Это означает вложения в инфраструктуру и инновации. Хотя точные области использования средств четко не определены, это правило подразумевает развитие стадионов, тренировочных площадок, цифровизацию и инвестиции в технологическое развитие.

15% можно направить на погашение долгов, вызванных пандемией. Клубы могут выплатить краткосрочные ссуды, которые они взяли, чтобы заполнить пробелы в своих бухгалтерских книгах.

15% можно потратить на состав. Эти деньги можно выплатить в качестве заработной платы, трансферных расходов или по усмотрению каждого из клубов.

Средства получат и клубы, которые поднимутся в Сегунду в следующие 10 лет, и те, кто участвовал в турнирах Примеры и Сегунды за прошедшие семь лет. Любой клуб, который будет впервые повышен в классе вплоть до 2031 года, получит 4 миллиона евро, в то время как клубы, игравшие в высших дивизионах в период с 2015 по 2021 год, по указанной формуле получат существенно больше. Для примера «Депортиво Ла-Корунья», который вылетел из Сегунды в Сегунду Б по итогам сезона 2019/20, получит по правилам сделки 30 миллионов евро.

50 миллионов евро предназначены для Федерации футбола Испании (RFEF), которая, как предполагается, вложит часть этой суммы в обновленный турнир Primera RFEF (Сегунда Б), третье по уровню соревнование испанского футбола.

4. CVC будет получать 10% от прибыли новой компании следующие 50 лет. В отличие от ряда заявлений, CVC не рассчитывает на возврат ссуды или погашение займов. Они рассчитывают окупить вложения за счет процента от общей прибыли Ла Лиги. Это означает, что, если Ла Лиге не удастся получить прибыль в течение следующих 50 лет, CVC не получит никакой прибыли от этой сделки.

Таким образом, сделка является долгосрочным проектом, который окажет немедленное влияние, с надеждой на рост всех участников в перспективе следующих 50 лет. Договор был ратифицирован клубами с 38 голосами «за» и четырьмя «против» в пятницу, 12 августа 2021 года. 

В чём ценность для партнеров CVC?

Один из факторов, оказавшихся на втором плане и забытый в рамках обсуждения этой сделки, состоит в том, что Ла Лига — это намного больше, чем просто футбольное соревнование. В последние годы организация вложила значительные средства в диверсификацию, расширив интересы в другие области бизнеса, в основном связанные с технологиями. Это помогло Лиге занять, согласно исследованию компании Kantar, 12-е место среди самых ценных испанских брендов.

Благодаря этому Ла Лига внедряет инновации в области дополненной реальности и технологий борьбы с пиратством, а также открывает направления потоковой передачи данных для TV, образования и бизнес-аналитики, предлагая решения, которые помогают и позволяют предприятиям превращать данные в ценные сведения об их производительности. Новые области принесли выгоду, которую Ла Лига использовала для собственных нужд, но кроме того, их удалось коммерциализировать в продуктах и услугах для компаний и физических лиц.

Самый крупный актив – «Аудиовизуальные права». Ла Лига распоряжается телевизионными правами всех клубов от их имени. Раньше клубы управляли правами индивидуально, но в определенный момент они объединились, чтобы передать всё Лиге, что позволило вести переговоры от имени всех клубов и заключать контракты на более выгодных условиях, исходя из которых можно более справедливо разделить поступления между клубами. Это сработало и в 2018 году был заключен самый крупный контракт на телевизионные права в истории испанского футбола на сумму более 3,4 миллиарда евро.

Поэтому-то CVC и уверены, что получат прибыль от сделки. В их первоначальном анализе говорится, что они рассчитывают окупить инвестиции в течение 10 лет, а в следующие 40 лет сделки рассчитывают уже на получение прибыли.

Более того, они могут серьёзно заняться футболом и, в случае успеха, попытаются применить ту же стратегию к другим соревнованиям, как они это делали с другими видами спорта. Диверсификация портфеля важна для их модели развития. 

БарсаМания рекомендует:

1. Кто такие CVC Capital Partners и что у них за дела с Ла Лигой? Окончание

2. Шаткое положение Ла Лиги

3. «Признаки жизни». Дайджест важных материалов за август 2021 года