7 мин.

Два совершенно разных по качеству тайма, как две части сезона. Разбор матча «Зенит» - «Енисей»

Первый тайм для «Зенита» выдался непродуктивным

«Сине-Бело-Голубые» с начала весны не играли в чисто линейные 4-4-2, но против «Енисея» этот тактический вариант, который был популярен осенью (тогда играли 4-2-3-1, но формально в атаке схема обычно была 4-4-2), вновь был использован. Структура была довольно строгой, что нетипично для весеннего «Зенита». Проследить это можно через сравнение карт касаний Дзюбы в этой игре и, к примеру, недавнего матча с ЦСКА. Именно Артём взят для сравнения, поскольку в его роли свобода перемещения напрямую зависит от тактики. Дриусси почти всегда двигался достаточно свободно весной, Азмун, наоборот, в основном занимал штрафную и подходы к ней, а вот Дзюба как раз оказывался где-то посередине.

Если против «Енисея» он тяготел к широким фланговым зонам, то против ЦСКА – к центру. Карты взяты за первый тайм каждого из матчей.

Очевидно, что из центра и полуфлангов есть больше вариантов развития атаки, чем из широких позиций на краях. Не секрет, что Дзюба весной стал плеймейкером «Зенита», сделав большой вклад в продвижение мяча почти в каждом матче. Однако против «Енисея» в первые 45 минут он был сильно ограничен в вариантах для развития атаки из-за специфики схемы.

Команда Аленичева в позиционной обороне расставлялась зачастую по схеме 4-2-3-1, располагаясь компактно, чтобы перекрыть центр и полуфланги. «Зенит» в начальной фазе построения атаки (прямо как осенью) имел структуру 2-2, в которой центральные полузащитники и опорники дублируют друг друга, что ещё больше усложняет продвижение мяча через данные зоны. Единственным вариантом для выхода из обороны стали передачи на Анюкова, которого «Енисей» оставлял без опекуна из-за необходимости в компактности. Александр, в свою очередь, должен был вертикально продвигать мяч по флангу через смещающегося туда Дзюбу и Мака.

Игроки «Енисея» располагаются компактно. Оздоев показывает Нету, чтобы тот пасовал Анюкову на фланг.

Александр получил мяч в одиночестве, продвинулся по флангу, после чего мог или отдавать в полуфланг Маку или навешивать под рывок Дзюбы и Азмуна в штрафную. Он выбрал подачу, но не смог её качественно исполнить.

Впрочем, даже такие атаки проходили у «Зенита» в основном в момент, когда «Енисей» откатывался в свой средний-низкий блок после потери мяча (делали это красноярцы очень долго). Альтернативных стабильно работающих вариантов продвижения мяча в первом тайме у команды Семака не было, что отразилось на общей продуктивности в атаке. Это отражается на графике созданных xG:

В первом тайме кроме пенальти у «Зенита» не было почти что других более-менее опасных моментов.

Впрочем, во второй половине встречи всё изменилось (это видно всё по тому же графику) с изменением структуры. Об этом и пойдёт речь во втором разделе текста.

Второе появление 3-4-1-2 в сезоне вновь оказалось ярким

Именно на эту схему «Сине-Бело-Голубые» перестроились с выходом на поле Смольникова. Сразу отмечу, что прямой связи с заменой тут нет – против ЦСКА правый фланг закрывал Шатов, а Мак играл в роли вингбэка в конце первой части чемпионата, поэтому в такой системе игры «Зенит» мог спокойно начинать матч.

В данной схеме «Зенит» атакует уже значительно более интересно, во многом благодаря большей свободы перемещения игроков группы атаки. Несколькими абзацами выше я сравнивал карту касаний Дзюбы в первом тайме против «Енисея» и ЦСКА. Теперь возьмём такую же карту, но уже со второго тайма:

Комментарии будут лишними – вы всё видите сами.

В 3-4-1-2 подопечные Семака уже спокойно загоняли «Енисей» в низкий блок, который достаточно легко вскрывали. Красноярцы продолжили играть компактно, но теперь от этой компактности не было никакого смысла. Опорники «Зенита» и Дриусси (номинально десятка) «прикрепляли» за собой игроков этих же позиций «Енисея», а вингерам надо было разрываться между выдвижением на ЦЗ, играющего ближе к флангу, перекрытием линии паса на крайнего защитника во фланг и форварда в полуфланг.

Структура атаки «Зенита». Тройка в центре «связана» Ерохиным, Оздоевым и Дриусси, Азмун держит на себе внимание двух ЦЗ. Хубулов должен разорваться между перекрытием линии передачи на Жиркова и Дзюбы (который у него прямо за спиной), а также держать в уме тот факт, что Ракицкий сможет двигаться во фланг с мячом без сопротивления. Арсен застревает в этой полупозиции, поэтому Ярослав спокойно находит передачей Дзюбу, а тот уже переправляет мяч на абсолютно свободного Жиркова.

Собственно, тотальная свобода вингбэков (особенно Жиркова) в финальной трети и привела к тому, что во втором тайме «Зенит» стал создавать моменты и проникать в штрафную через пас значительно чаще, чем в первом, и всё это стало возможным благодаря структуре. И делал это уже, не только ловя «Енисей» в переходе в свою оборонительную структуру, а даже тогда, когда красноярцы садились в своё построение при позиционной защите.

Удивительно, но такой, казалось бы, непримечательный матч стал довольно-таки символичным в отношении сезона в целом. Если в первом тайме «Зенит» испытывал трудности с доставкой мяча вперёд, полагался на индивидуальные действия игроков (вспоминаем первую часть сезона), то во втором заиграл в командный комбинационный футбол с намного более чёткой структурой и стабильным созданием моментов в атаке, к которому шёл всю весну. Согласитесь, довольно красиво получилось.

***

Казалось бы, на такой позитивной ноте можно заканчивать текст, но есть ещё один не самый приятный момент, который, тем не менее, нужно зафиксировать.

В обороне во втором тайме у «Зенита» всё было не так гладко

3-4-1-2, несмотря на свою продуктивность в атаке, имеет один минус: если вернуть мяч после контрпрессинга не удаётся, противостоять контратакам соперника становится тяжело.

Азмун оказывает давление на Ятченко, Оздоев выдвигается на Сарра, но левый защитник «Енисея» ухитряется отдать на свободного Рожкова.

Его пытается атаковать Дриусси, но Павел успевает отдать Гаджибекову. Фактически, уже на этом моменте контрпрессинг «Зенита» разбит.

Али отдаёт пас Хубулову…

…Арсен разворачивается и отрезает четырёх игроков «Зенита» передачей. «Енисей» выбегает 4-в-3, защитники «Зенита» вынуждены плассироваться, поэтому у Торбинского есть зона для продвижения.

Если посмотреть график созданных красноярцами xG, то можно увидеть, что хоть что-то в атаке у подопечных Аленичева начало получаться ближе к концу второго тайма, когда у «Зенита» уже не так хорошо держался мяч, да и силы на контрпрессинг были не у всех.

Есть и хорошая новость, впрочем: с Барриосом контрпрессинговать будет проще, поскольку он не так высоко поднимается при атаках и более цепко играет с соперниками. Тем не менее, 3-4-1-2 не слишком надёжна в обороне в принципе, поэтому, вероятнее всего, от этого модуля тренерский штаб в будущем отойдёт к чему-то другому, чтобы добиться большего баланса. Однако для вскрытия плотной обороны в низком блоке данная схема подходит отлично, поэтому большая заслуга тренеров в том, что команда её освоила.

***

На этом уже точно всё. Поздравляю всех болельщиков «Зенита» с чемпионством, с нетерпением ждём новый сезон!

P.S. Подписывайтесь на мой телеграм-канал, в котором вы можете найти больше аналитики по "Зениту".

Статистика и диаграммы – WhoScored, UnderStat