18 мин.

«Лидс» дал бой чемпиону, не пропустив с игры

Материал создан при поддержке Реджиста. Портал, где много футбольной аналитики, тактики, статистики.

Причиной голевой феерии, впрочем, стала отнюдь не интенсивность прессинга, свойственная командам, а скорее просто жажда борьбы и общая нацеленность на атаку. Помимо этого, мы могли увидеть достаточно большое количество индивидуальных и структурных ошибок, которые несколько портили общую картину встречи, но понятно, что они неизбежны в самом начале сезона.

Один из самых главных вопросов касаемо действий «Лидса» в этом матче, да и по сезону в целом – насколько команда сможет интегрировать в АПЛ во многом уникальные и наигранные элементы, эффективно использовавшиеся в Чемпионшипе. Можно было подумать, что одного матча будет недостаточно для того, чтобы делать какие-то далеко идущие выводы, но Бьелса наглядно продемонстрировал, что не собирается играть авантюрно ради авантюры, оттолкнувшись от соперника и применив на «Энфилде» лишь те заготовки, в которых команда действительно сильна. И этот подход, в целом, сработал: «Лидс» остановился в шаге от того, чтобы отобрать у чемпиона очки.

Работа схем и использование широких зон

Любимая формация Бьелсы – 3-3-1-3 со связывающим линии плеймейкером и активными крайними защитниками. Наверняка мы не раз увидим такую расстановку во встречах с командами нижней части таблицы, когда «павлинам» нужно будет вскрывать глубокую оборону соперника, с чем у команды, к слову, периодически могут возникать проблемы. С открытыми же командами типа «Ливерпуля», несмотря на его топовый и чемпионский статус, «Лидсу» по умолчанию играть несколько проще, пусть это и требует более осторожных, в целом, действий. И на такие случаи у Бьелсы припасена формация 4-1-4-1. Причём в отчётной встрече работала она совсем не так, как можно было бы предположить. Во многом потому, что необходимо было отталкиваться от сильных сторон соперника. Тем более, что построение атак у Клоппа и Бьелсы относительно похожи в некоторых элементах, то есть аргентинец прекрасно понимал, что нужно делать.

Прежде всего, важно отметить, что «Ливерпуль» при построении атак тоже далеко не во всём действовал в своей классической манере. В частности, не так часто можно было видеть Робертсона и Трента впереди на флангах и в роли инсайдов. Куда более значительную роль впереди играли как раз футболисты группы атаки. Причём структура, по всей видимости, в большей степени подразумевала подключения шотландца, потому что Мане действовал ближе к центру, давая таким образом пространство Робертсону и Вейналдуму.

Средние позиции игроков «Ливерпуля». Салах (11) выдвинут вперёд; Мане (10) сдвигается в центральную ось к Фирмино (9); перед Вейналдумом (5) и особенно Робертсоном (26) образуется свободное пространство

Также Мане мог, наоборот, утянуть за собой лишнего игрока к бровке, позволяя шотландцу подключиться в полуфланг.

Робертсон делает рывок в полуфланг на свободное пространство ближе к лицевой, куда выполняет передачу Мане

Отметим также, что второй забитый «Ливерпулем» мяч пришёл именно после того, как Робертсон принял длинную передачу на левом фланге атаки и, поборовшись с Эрнандесом, заработал угловой. Сам же шотландец и исполнил корнер, оформив голевой пас на ван Дейка.

А вот правый край полностью был под контролем Салаха. Именно египтянин был ключевой силой в атаке и делал результат. То есть, по большому счёту, частая активность Трента непосредственно в этой зоне особенно и не требовалась. Цифры говорят сами за себя: 43% атак «Ливерпуля» шли через правый фланг, а левый защитник «Лидса» Стюарт Даллас совершил больше всех в матче отборов (7 успешных попыток из 9). На втором месте правый крайний защитник «Лидса» Люк Эйлинг (6 из 8). Касаемо Эйлинга можно было бы сделать небольшое отступление и отметить, что его появления на левом краю полузащиты говорят о сохранении такого элемента игры в структуре «Лидса» как максимально используемая смена позиций. Бьелса не побоялся давать относительную ситуативную свободу своим игрокам, и нельзя сказать, что непосредственно из этого вытекали какие-то серьёзные проблемы, так что можно считать дебют этой части игры «Лидса» довольно успешным. Впрочем, в основном игроки гостей всё же старались придерживаться своей зоны ответственности. Вне зависимости от того, кто продвигал у «Ливерпуля» наступление на флангах, это вынуждало крайних защитников «Лидса» занимать довольно глубокие позиции.

Средние позиции «павлинов». Эйлинг (2) и Даллас (15) располагаются достаточно низко. В паре центральных хавбеков Клих (43) опускается к опорнику Филлипсу (23), а Эрнандес (19) действует чуть выше

Мы видим, что их среднее расположение в матче даже ниже, чем у опорника Филлипса, который, как правило, разгоняет атаки именно из глубины, иногда опускаясь и в линию защиты. Не совсем верно было бы полностью ориентироваться на роль Кэлвина в этом матче, так как со своей оборонительной работой он явно справился не на 100%, и мы этот момент ещё обязательно рассмотрим, но как ориентир годится и этот вариант. Также можно привести сравнение с расположением Трента и Робертсона – они действовали намного выше Эйлинга и Далласа, даже несмотря на то, что не играли решающих ролей именно в финальной трети. Для сравнения, на счету фулбэков «Лидса» 26 успешных оборонительных действий. А у Трента и Робертсона на двоих – страшно сказать – всего семь. При этом оба играли важную роль в организации атак и, в том числе, взаимодействовали, интересно импровизируя.

Александер-Арнольд делает нестандартный ход, заметив рывок Робертсона и отдавая шотландцу длинную передачу…

… получается слишком сильно, но открывался Робертсон и правда неплохо

Скудная же оборонительная статистика совершенно не говорит о том, что они плохо справлялись со своими прямыми обязанностями. Просто, условно говоря, частично эти обязанности были возложены на партнёров. Ведь если говорить о стилистических особенностях в игре соперника, то созидание «Лидса» в куда меньшей степени, нежели у самого «Ливерпуля», заточено под позиционное наступление. За работу на длинных передачах команды Бьелсы отвечали Гомес и ван Дейк (семь выигранных верховых единоборств на двоих), а тройка хавбеков «красных» Вейналдум - Хендерсон - Кейта, проделавшая достаточно приличный объём оборонительной работы, старалась не давать «павлинам» слишком развернуться на поле. Более того, Робертсону, к примеру, особенно и не требовалось лишний раз вступать в единоборства, ведь его полупозиция на поле заранее создавала определённую фору даже при контратаках соперника, что, вкупе с игровым интеллектом шотландца, позволяющим читать игру, давало возможность легко нивелировать даже потенциально острые контрвыпады «Лидса».

Игроки «Ливерпуля» ещё толком не успели вернуться в оборону, а Эйлинг уже получил мяч от голкипера и делает длинную передачу вдоль бровки на Элдера Кошту. Но Робертсон уже стартует с более низкой позиции, чем португалец…

…и успешно оказывается первым на мяче. Помимо Робертсона к этому моменту назад успели вернуться только Гомес и Трент

Что же касается непосредственно пропущенных «Ливерпулем» мячей, то, так же, как и в случае с «Лидсом», они скорее стали следствием индивидуальных и позиционных ошибок, нежели каких-то очевидных структурных недочётов.

Итак, если позицию крайних защитников «Ливерпуля» можно было трактовать как wing-back, то низкое расположение Эйлинга с Далласом говорит о том, что они в большей степени выполняли функции фулбэков, раскрывая тем самым игру вингеров «Лидса». А пара центральных хавбеков распределила между собой обязанности. Матеуш Клих, проделавший колоссальный объём работы на поле и ставший едва ли не лучшим в составе «Лидса», опускался к Филлипсу, в большей степени отвечая за разрушение, в то время как Пабло Эрнандес – за созидание, дирижируя при построении атак. Сложно однозначно оценить такой подход, ведь, с одной стороны, Клих играл очень важную роль в матче, но при этом на возможностях «Лидса» при выходе из обороны это сказалось не лучшим образом. Эрнандес, привыкший опускаться глубже и делать длинные передачи из оборонительной трети, не смог полностью раскрыть это умение, так как, условно говоря, ему не хватало для этого пространства. Кроме того, очень низкий процент успешных передач испанца (63,2%) также говорит о том, что полностью как дирижёр атак он себя не проявил. Что-то интересное начинало получаться только в тех случаях, когда, следуя заветам своего тренера, игроки «Лидса» начинали импровизировать в плане смены позиций. В частности, Клих не раз оставлял Эрнандеса подстраховывать свою зону, а сам шёл вперёд.

Эрнандес делает проникающую передачу на Клиха, открывающегося в линию атаки

Особенно важно в этих взаимодействиях хавбеков «Лидса» то, что заявленная формация 4-1-4-1, по большому счёту, была лишь основой, легко и часто трансформировавшейся в 4-2-3-1, и эта тактическая гибкость вкупе с успешной подстраховкой зон при перемещениях является очень интересным элементом в контексте игры «Лидса» и, надо полагать, очень важным для Бьелсы и его видения футбола.

Эрнандес и Клих тоже могли довольно эффективно меняться ролями. В таких случаях конструктором атак, наоборот, выступал поляк, а его партнер по центру поля активно подключался в полуфланги. Самому выдвигаться вперёд за счёт рывков вдоль этих зон у Пабло получалось очень хорошо и тем самым он дополнительно обеспечивал эффективность действий на полуфлангах, которые уже довольно давно стали едва ли не ключевым элементом в построении атак «Лидса». Очевидно, что этот способ Бьелса намерен продолжать активно использовать и в текущем сезоне.

Клих оттягивает на себя игроков «Ливерпуля», отдаёт во фланг Харрисону, который делает передачу в свободную зону на ход Эрнандесу

Аналогичное подключение испанца, пас на ход ему делает Клих

Пример фланговой атаки с перегрузом

Отметим, что 49% своих атак «Лидс» провёл именно через левый край. Получалось, очевидно, намного лучше, чем на противоположном фланге, где действовал уже упомянутый Робертсон, проведший отличный матч. В этой связи неудивительно, что на левый фланг наряду с Эйлингом нередко смещался и Элдер Кошта.

Прессинг и разрывы между линиями

Показатель PPDA «Лидса» в Чемпионшипе достигал рекордного для английских клубов значения в восемь передач. Ступенькой выше, конечно, применять такой агрессивный стиль крайне рискованно, и вряд ли в новом сезоне мы часто будем регулярно видеть по шесть-семь игроков «Лидса» на чужой половине поля. В матче с «Ливерпулем» Бьелса предложил совершенно иную структуру при игре без мяча, которая выглядела примерно вот так:

«Лидс» лишь отдалённо обозначает прессинг на чужой половине…

… и пробует вступить в отбор уже только в центре поля

Отметим, что и здесь нет условия непременно перекрывать всех потенциальных адресатов передачи, как обычно делает без мяча тот же «Ливерпуль». Напротив, «Лидс» делает ставку на более глубокое расположение, затрудняя сопернику варианты с доставкой мяча вперёд. Подопечные Бьелсы часто довольно агрессивно действовали в отборе на чужой половине в ситуациях типа аутов соперника, и в одном из случаев это привело к забитому мячу. Но это немного другая история, а выделить прессинг как отдельный элемент игры именно при билдапе и позиционных атаках соперника здесь довольно трудно.

Таким образом, можно констатировать, что команда сознательно отказалась от использования фирменного интенсивного прессинга, понимая, что в матче с такой командой, как «Ливерпуль», это ни к чему хорошему не приведёт. Агрессивно действовал «Лидс» на чужой половине при первых фазах атаки «красных» только ситуативно, в тех случаях, когда была возможность получить очевидное численное преимущество:

Бэмфорд сумел поддавить находившегося с мячом кипера «Ливерпуля», а в это время трое игроков «Лидса» поднялись, чтобы не дать возможность противнику выйти из обороны через короткий пас

С точки зрения прессинга «Лидс» вроде бы всё делал правильно, но при этом между линиями команды наблюдается ощутимый разрыв. И это далеко не единственный такой случай. Наблюдалось подобное и уже в довольно высокой стадии атаки «Ливерпуля».

Огромный кусок пространства на половине поля гостей и практически полное отсутствие второй линии обороны как таковой

Причём происходит это далеко не при самом быстром выпаде «красных». Мы видим, что в атаке уже шестеро игроков «Ливерпуля», в то время как насытить пространство «Лидс» не успевает. Возможно, к этому моменту гости уже подустали, но всё же по сути своей это явная структурная ошибка, и над компактностью необходимо работать. Но едва ли можно утверждать, что именно в контексте этого матча такие ошибки сыграли большую роль. Ведь, на секундочку, команда Бьелсы не пропустила ни одного мяча с игры. Все четыре «Ливерпуль» забил со стандартов, причём два пришли с пенальти. Да, стандарты – это тоже следствие ошибок, но в данном случае, в гораздо большей мере индивидуальных и позиционных, нежели результат каких-то очевидных тактических просчётов. Скорее, стоит отметить, что «Лидсу» нужно внимательнее действовать в опеке непосредственно при розыгрыше стандартных положений – этот элемент игры уже довольно давно является уязвимым в команде Бьелсы.

Что касается прессинга «красных», то хозяева могли включать агрессию и скорость на чужой половине, но тоже исключительно ситуативно, в том числе в зависимости от счёта на табло в данный момент. К слову, не исключено, что обе команды опасались чрезмерно использовать этот элемент игры как исключительно энергозатратный, учитывая то, что это был только первый матч сезона. Пожалуй, лучше всего характеризует степень прессинга «Ливерпуля» одна-единственная иллюстрация:

Тройка форвардов «Ливерпуля» и Хендерсон формируют ромб, не выдёргиваясь на соперника, но перекрывая по всей ширине поля варианты продвижения мяча

Здесь Хендерсон, во-первых, вместе с Салахом категорически исключает перевод на противоположный фланг и, кроме того, как наконечник этого ромба шотландец способен в случае передачи на среднюю дистанцию оттянуться на свою позицию к центру поля. Такое расположение больше напоминает не классический прессинг Клоппа, а тот вариант, который применяет в «МЮ» Сульшер: умеренный, с грамотным расположением и перекрытием вариантов продвижения мяча.

Что-то подобное происходит и в этой ситуации. «Ливерпуль» вшестером на половине поля соперника, но никто не включает скорость, все держат дистанцию

Внимательная игра при такого рода действиях без мяча может быть весьма эффективной, но при этом важно не слишком расслабляться.

Билдап и опорная зона «Лидса»

Разрыв между линиями не стал критичным для «Лидса», но у «Ливерпуля» именно этот элемент, усиленный отсутствием прессинга, привел ко второму пропущенному мячу.

Никто не мешает Филлипсу принять мяч, и он делает длинную передачу Харрисону, которая в итоге становится голевой

Впрочем, эта ситуация – скорее исключение. Всё-таки, «Ливерпуль» обладает игроками топ-уровня, которые прекрасно знают, как не давать сопернику выстраивать атаки. Вкупе с тем, что «Лидс» по умолчанию любит использовать в билдапе либо длинные передачи, либо фланги, именно эти элементы чаще всего и наблюдались при выходе из обороны в атаку. Больше остальных старались центральный защитник Паскаль Стрёйк (8 из 12 точных длинных передач) и, собственно, Кэлвин Филлипс (4 из 7). Навязать борьбу периодически удавалось, но тот факт, что Бэмфорд, которому адресовалась подавляющая часть этих передач, ни разу за весь матч не вступил в верховое единоборство, говорит о многом. «Лидс» продолжал гнуть свою линию, но, по большому счёту, длинные передачи не служили в качестве генератора атак, помогая лишь перевести дух и не рисковать потерей мяча в ситуациях, не способствующих выходу из обороны через короткий пас.

И обязательно скажем про ещё один момент касаемо Филлипса. Он был неплох в качестве организатора атак, но вот со своими прямыми обязанностями справлялся не всегда здорово. Об этом говорит как уже упомянутая слабая статистика, прежде всего, отборов мяча, так и неоправданное оголение своей прямой зоны ответственности в ключевые минуты матча:

Против Джонса на фланге уже действуют двое партнёров, но Филлипс зачем-то тоже сместился к бровке…

… в результате Фирмино остался один в опорной зоне и пробил по воротам

Ещё одна похожая ситуация в концовке встречи

Может возникнуть вопрос по поводу Клиха. А где же разрекламированный поляк, так здорово справлявшийся с черновой работой на своей половине? Дело в том, что Матеуша к этому времени на поле уже нет. На 81-й минуте Бьелса его меняет, и именно после этого на подступах к штрафной «Лидса» начинают перманентно появляться свободные зоны. Тем удивительнее выглядела замена поляка, учитывая то, что буквально за несколько минут до неё он буквально феерически действовал в обороне.

Клих отрабатывает в центре обороны, в прыжке заблокировав опасный удар Вейналдума

Однако нельзя исключать, что именно в этом эпизоде поляк получил повреждение, и было логичнее его поберечь. Куда более обидно то, что Родриго, вышедший вместо Бэмфорда разгонять контратаки и цепляться за длинные мячи, в результате «привёз» пенальти, не позволив «Лидсу» набрать хотя бы одно очко в этом героически проведённом матче.

Резюме

Итак, Бьелса эффективно и точечно использовал возможности своей оборонительной схемы 4-1-4-1, трансформируя её в 4-2-3-1 с различными вариациями, используя относительно активную ситуативную смену позиций, в том числе смещение вингеров на противоположный фланг и изменение ролей в тройке центральных хавбеков.

Команда отказалась от чрезмерно интенсивного прессинга, что не помогло во всех случаях сохранять компактность, но позволяло придерживаться глубокого расположения, достаточного для сдерживания позиционных атак соперника. Если бы не позиционные ошибки на стандартах, «Лидс» вполне мог увезти с «Энфилда» как минимум одно очко. Пожалуй, именно в этом элементе команде Бьелсы необходимо прибавлять, так же, как и в организации позиционных атак. Можно играть на равных с «Ливерпулем» и «Ман Сити», но в АПЛ у команд середины таблицы очень часто возникают проблемы именно с тем, чтобы справляться с упорными аутсайдерами. Да, у Бьелсы есть на такие случаи весьма эффективная суператакующая формация. Важно правильно её использовать на уровне АПЛ, не допуская провалов. Возможно, учитывая то, что, ещё раз подчеркнём, «Лидс» ни разу не пропустил на «Энфилде» с игры, «павлины» будут комфортно себя чувствовать и при игре "первым номером".

«Ливерпуль» солидно выглядел впереди, особенно эффективно используя крайних форвардов. Прежде всего, это, конечно, касается Салаха. Крайние защитники ещё не раскрыли себя в полной мере. Отчасти это может быть связано с тем, что Клопп хотел иметь дополнительный сдерживающий элемент по краям. «Ливерпуль» нередко делает упор на узком расположении в центре поля, вынуждая соперника строить игру через фланги. Здесь же ситуация была прямо противоположная – соперник не использовал «десятку» и вообще не располагал в центральной оси игроком с чудо-пасом, поэтому «красные» сыграли осторожнее именно в широких зонах. Получилось не всё, но важно, что с тактической гибкостью у команды всё в порядке.

При этом нельзя не отметить, что «Ливерпуль» допустил ряд довольно простых ошибок, которые можно списать на недостаточную функциональную готовность, но всё же включаться на полную надо как можно быстрее, ведь конкуренты не дремлют. На эту тему Клопп высказался весьма метко: «В этом сезоне мы будем не защищать титул, а атаковать его».