Чемпионат мира IRONMAN — 2018: трасса — описание и комментарии участников
Фото: Donald Miralle / si.com
В этом материале — особенности трассы Коны и комментарии профессиональных спортсменов, которые здесь соревновались.
Плавательный этап
Основная достопримечательность Коны, о которой много говорят — The Pier (Пирс). На нем расположена транзитная зона и это довольно большое место. Рядом с ним — небольшой пляж Dig Me Beach, откуда спортсмены входят в воду. Такое название пляж получил из-за того, что участники, перед тем как войти в воду, говорят болельщикам: «Dig Me». (В переводе на русский это что-то вроде «зацени меня», — Прим. Ред.).
После старта вы плывете по прямой до разворота у пары больших лодок. Маршрут проложен по часовой стрелке по принципу туда-обратно. Он несложный с точки зрения навигации, а теплая вода не предполагает использование гидрокостюма. Иногда бурление и волны затрудняют плавание спортсменам, которые не привыкли к таким условиям.
В 1990-х и начале 2000-х годов на первом этапе гонки обычно доминировали специалисты по плаванию, искавшие свой «момент славы». Сейчас лучшие триатлеты стараются поддерживать быстрый ровный темп и не особо рваться вперед. Это позволяет оставить позади медленных пловцов, но группа лидеров становится довольно многочисленной.
Спортсмены входят в воду с пляжа Dig Me Beach. Фото: si.com / Sean M. Haffey
Дилан МакНейс был первым в T1 в 2015 году: «Я хотел лидировать, но при этом не тратить больше энергии, чем обычно. Я плыл бок о бок с Яном Фродено примерно с половины дистанции и не знал, сколько человек было позади нас». Гарри Уилтшир, победитель этапа в 2016 году, говорит, что «цель выйти из воды первым появляется только перед последними 200 метрами и то, если это не навредит плану на гонку».
В 2015-м возглавляла заплыв Джоди Куннама. По ее словам, создать в плавании отрыв очень сложно: «Когда вы лидируете, вы слепы. Единственная информация, которую вы получаете, это бурление позади — его создают соперники. Вы чувствуете его ногами, но не можете сказать, насколько велика группа преследователей».
Энди Поттс оторвался от группы в 2011 году. Он отмечает, что приятно победить в плавании, но это не цель: «Хорошее плавание может стать основой для позитивной гонки, но плохое плавание означает лишь то, что у меня сразу появится компания на велоэтапе».
В прошлом году нескольким спортсменам удалось уплыть от основной группы: Джош Амбергер создал 80-секундный отрыв, а Люси Чарльз и Лорен Брэндон опередили конкуренток более чем на четыре минуты. Люси смогла превратить свое плавание в отличный итоговый результат: она осталась впереди большинства на велосипеде и финишировала на втором месте.
Велоэтап
Фото: si.com / Sean M. Haffey
Первая часть этапа — это небольшой круг по Коне, проезжая который сначала вы поднимаетесь по Queen Ka’ahumanu Highway (Queen K) до Palani Hill, откуда съезжаете к крутому левому повороту Hot Corner. Следующий отрезок — Kuakini Highway длиной 5 км, немного в гору, с обратным разворотом в конце участка. Медленные пловцы пытаются отыгрывать здесь потерянное время. Для Энди Поттса разворот на Kuakini Highway — первая возможность оценить отрывы: «Идеальный темп — быстрый, но не выходящий из-под контроля. У всех еще есть энергия, поэтому поначалу такой темп не потрясает. Темп, с которым едет группа неминуемо на вас повлияет — нужно оставаться в контакте с группой, если хотите иметь шанс на подиум».
Ехать быстро в большой группе — занятие не для новичков. «Когда группа накатывает перед пунктом питания, может быть трудно получить то, что тебе нужно, — продолжает Поттс. — Бутылки непреднамеренно падают, волонтеры ошеломлены скоростью и количеством парней, приближающихся к ним. Если вы один, вы получаете то, что вам нужно, и можете сказать спасибо».
Джоди Куннама делает аналогичное наблюдение: «Нет смысла ехать одному в 400 метрах впереди группы из десятка велосипедистов. Это глупо делать на первых 40 км, пока все не успокоятся».
Проехав Kuakini Highway туда и обратно вы вернетесь к повороту Hot Corner и Palani Hill, на который теперь надо заезжать. Это 400-метровый подъем с умеренным процентом уклона, по которому надо доехать до Queen K. Тут нет никого кроме вас, соперников и пунктов питания — просто большая длинная трасса. Вы едете по гладкой дороге используя большую звездочку и можете поддерживать хорошую скорость. Через 40 километров вниз по Queen K — курортное местечко Waikoloa. Обычно там появляется ветер, и можно понять, ветреный это день или нет.
В районе Kawaihae участок Queen K заканчивается, и до разворота в Hawi остается 30 километров. Лавовые поля сменяются другими пейзажами, становится больше травы. Здесь тоже возможны сильные порывы ветра. Этот участок похож на ступенчатый подъем, который профессионалы преодолевают на большой звездочке, если нет сильного ветра. Hawi — крошечный городок, это всего лишь несколько магазинов и кафе.
После разворота в Hawi, вы съезжаете вниз — часто это требует переключения передней звездочки на большую, тем более что в этом месте может быть много атак и появляются разрывы в группах. Себастьян Кинли отмечает, что «ветра в Коне играют важную роль, при боковом ветре имеет смысл приложить больше усилий для создания отрыва». Эти отрывы отыгрываются не так часто, особенно когда группа становится все меньше и меньше.
В то время как мужской этап немного похож на гонку на выбывание, в которой спортсмены стремятся держаться в группе как можно дольше, женщины больше нацелены на подготовку к хорошему бегу. Особенно это касается тех, кто едет не слишком близко к основной группе. «В 2017-м моя цель была — завершить велоэтап на позиции лучше, чем в 2015 году и 2016-м, — отмечает Сара Пьямпиано. — Но я не могу контролировать то, что делают другие. Мне необходимо оставаться сосредоточенной на себе и не подвергаться влиянию того, что происходит вокруг. Основное внимание должно быть сфокусировано на хорошей езде (положение на велосипеде, контроль над рельефом). Потеря фокуса на последних 90 км — это убийство всей гонки в Коне».
После разворота у Hawi вы съедите вниз до Kawaihae — это небольшой порт, где снова нужно ехать вверх по Queen K. Здесь ветер обычно стихает, и этот подъем достаточно крутой, чтобы «разорвать» спортсмена. Дальше уже путь домой, но остается еще 50 километров до финиша этапа и еще один подъем на Scenic Lookout: длинный и плавный. Здесь вы и начинаете очень уставать.
Это последняя часть, на которой в гонке профессионалов много времени отыгрывается или теряется. Кинли говорит: «Когда в течение последнего часа вы в состоянии удерживать заданную скорость или мощность уменьшается только на 5%, это похоже на атаку — не потому, что вы едете быстрее, а потому, что все остальные замедляются». Это также участок, который Даниэла Риф едет лучше всех. Джоди отмечает, что «Даниэла — лучшая в пелотоне, когда она использует все свои способности. Большинству людей слишком тяжело в Коне, но она не раскисает».
Съезд с Queen K — это спуск, тут можно придти в себя на последних двух километрах перед входом в транзитную зону.
Беговой этап
Беговой этап. Фото: Nils Nilsen / si.com
Бег начинается с небольшго круга вокруг города (примерно одна миля), после которого начинается участок по Ali'i Drive. Эта часть этапа ровная примерно милю, а затем цепочка холмов. Участок немного сглаживается под конец, и примерно на пятой миле разворот в обратную сторону. В этом году разворот будет на пляже Пахоэхо, чуть раньше, чем в предыдущие годы.
Первые десять миль на Ali'i Drive всегда супербыстры, и любые оставшиеся после велоэтапа группы здесь распадаются. «Иногда в начале этапа важно занять позицию, или отделиться от кого-то, с кем вы не хотите соревноваться в беге на финише, — говорит ведущий американский бегун Мэтт Хэнсон, победитель двух последних IRONMAN Texas с результатом в марафоне 2:42 и 2:35. — Я работаю над тем, чтобы сохранять консервативный темп до разворота, при этом контролируя влияние энергетики от болельщиков. Разворот на Ali'i Drive — это первое место, где можно понять, как идут дела по информации об отрезках. Отсюда надо уже выходить на целевой темп».
Энди Поттс предпочитает сдерживать себя в первой части бега: «Причина, по которой все начинают быстро — это счастье слезть с велосипеда, а в Коне такая энергетика, что трудно контролировать свою скорость. Кроме того, здесь есть тень и прохладный океанский бриз». Сара Пьямпиано описывает настрой на марафон так: «Я всегда начинаю бег, фокусируясь на контроле температуры тела, поиске темпа и правильной техники бега. По ходу этапа есть несколько точек, где можно оценить ситуацию в гонке. Например, разворот после первых пяти миль, но это просто информация».
В таких жестких условиях, как в Коне, трудно бежать с правильным темпом даже столь опытным спортсменам, как Джоди Куннама: «Климат — основной фактор. Я всегда консервативна в начале марафона — в Коне жара атакует вас, когда она захочет».
После разворота на Ali'i Drive вы возвращаетесь обратно в город, и начинается тяжелый забег на холм Palani Hill. Он примерно от 400 до 500 метров длиной и с уклоном около 6%. После плавания, велосипеда и десяти миль бега это очень жестко. Многие спортсмены переходят здесь на шаг, пытаясь понизить температуру тела, это коварная часть этапа.
Забежав на холм, вы получаете небольшое вознаграждение в виде мягкого спуска, после которого вы возвращаетесь на Queen K. Здесь нет зрителей, каждую милю — пункты питания. И это шоссе — ужасный участок. Джон Ньюсом называет его «блестящим испытанием вашей умственной стойкости». «Настоящая гонка начинается в лавовых полях», — говорит Сара Пьямпиано, а Энди Поттс отмечает, что «как только мы взбираемся на Palani Hill и выбегаем на Queen K, наступает реальность, и все замедляются. Океанский бриз сменяется горячим сухим воздухом». На этом участке цель Мэтта Хансона состоит в том, чтобы «вернуться в форму и остыть как можно больше после Palani Hill. Быть умным на беге по гряде холмов на пути к Energy Lab — это следующий большой кусок».
Лайонел Сандерс пытается охладиться на пункте питания. Фото: Tom Pennington / Getty Images for IRONMAN
На этом участке вы бежите то вверх, то вниз. Больше вниз, чем вверх, и примерно через 9 км прибегаете к Energy Lab (Лаборатория естественной энергии штата Гавайи). В этом году есть еще одно изменение — вы сначала пробегаете мимо Energy Lab, возможно, на полмили, затем делаете два левых поворота, и бежите назад до Energy Lab.
В этом месте есть участок около полутора километров, в основном вниз с потерей высоты 35-40 метров, где вы, вероятно, будете чувствовать себя хорошо. Но когда вы повернете в обратную сторону, то в спину задует горячий ветер. При этом бежать придется в подъем, пусть и с маленьким процентом уклона, но это тот момент, когда для вас решается всё.
После возвращения на Queen K, остается 10 км до финиша и достаточно времени, чтобы выиграть или проиграть. На этом участке часто происходят значительные изменения, если у спортсменов еще осталось хоть сколько-то энергии. Сара Пьямпано: «Пока я не вбегу в Energy Lab, я развлекаю себя гоночными ментальными установками. Это помогло в 2015-м и 2016-м занять хорошее место по итогам гонки». У Энди Поттса аналогичный подход: «Я обнаружил, что концентрация на второй половине этапа очень полезна. Когда вы обгоняете кого-то здесь, вы редко видите их снова, что очень мотивирует и удерживает вас в гонке».
Последней важной частью гонки становится Mark and Dave Hill, где Марк Аллен убежал от Дейва Скотта в 1989 году. Это как раз перед тем, как вы покидаете Queen K, поворачивая направо на Palani Hill и уже можете видеть финиш, но остется еще миля. Вы делаете небольшой круг вокруг города. Как только вы повернете на Ali'i, толпа увеличивается, остается 400 м и можно взвентить темп перед финишем.
Рекорды трассы
Патрик Ланге — в 2017-м году выиграл чемпионат мира с рекордом трассы. Фото: Frank Hau Sportfotografie
Мужчины:
Общее время — 08:01:40, Патрик Ланге, 2017
Плавание — 00:46:41, Ларс Йоргенсен, 1998
Велоэтап — 04:12:54, Камерон Вюрф, 2017
Беговой этап — 02:39:45, Патрик Ланге, 2016
Женщины:
Общее время — 08:46:46, Даниэла Риф, 2016
Плавание — 00:48:43, Джоди Джексон, 1999
Велоэтап — 04:44:19, Карин Туериг, 2011
Беговой этап — 02:50:26, Миринда Кэрфри, 2014
Рейтинг трассы
От редакции: Торстен считает рейтинг для каждого атлета — его средний результат на всех стартах, дающий больший вес последним результатам (этот год идёт с коэф. 1, прошлый — 0.85, позапрошлый — 0.85*0.85=0.72 и т.д.). Учитывает он и так называемую «поправку соревнования», складывающуюся из разницы результата каждого участника и его ожидаемого результата.
Еще один рейтинг / поправка — это рейтинг трассы, который считается как средний рейтинг соревнований на этой трассе за все годы наблюдений. Таким образом сглаживаются некоторые отклонения, например, погодные. Если грубо, речь идет о среднем отклонении результата спортсменов на этой трассе. Положительное значение — трасса «быстрая», отрицательное — «медленная».
Рейтинг трассы IRONMAN World Championship:
Общий рейтинг — -2:57
Плавательный этап — -3:30
Велоэтап — 2:36
Беговой этап — -2:05
Это одна из самых медленных трасс в календаре. Как видно из данных в таблице, условия в Коне очень отличаются от года к году, разница может быть от десяти до двенадцати минут между более быстрыми годами, такими как 2011 или 2013 и медленными, как 2009 или 2015.
Интересно, что поправки для плавательного этапа за последние два года были на три минуты быстрее, чем в предыдущие периоды. Это связано с переустановкой плавательных буев, которые, по-видимому, немного свдинулись за прошедшие годы. Теперь протяженность этапа равна 2,4 мили.