6 мин.

Старые газеты-2

Возвращаясь к истокам тенниса, переходим от внешних элементов игры к ее содержанию. О том, как подача, форхенд и бэкхенд выполнялись в 1918 году – в блоге «С миру по Нитке».

Техника выполнения основных теннисных ударов из августовского номера журнала Outing Magazine от 1918 года. Автор – Альберт Бритт. Было бы интересно, если бы играющие люди поделились своим мнением, насколько радикальные изменения произошли с тех пор.

«Азбука тенниса начинается с удара по мячу. Им же она и заканчивается. Но удар по мячу зависит от очень многих факторов – положения ног, тела, хватки ракетки, движения руки. И даже то, как ведет себя ракетка после удара, очень важно.

Очень трудно показать все это при помощи фотографий, сделанных в движении. Все происходит так быстро, что даже камера оказывается обманутой. Поэтому мы заручились помощью Джорджа Агуттье, профессионального игрока из West Side Tennis Club в Форест Хиллс, Нью-Йорк, чтобы получить фотографии, которые вы увидите ниже. Для этих фотографий он специально позировал так, чтобы показать все детали каждой позиции. Это основные позиции, на которых строятся практически все удары. Если вы сможете точно их повторить, то все, что вам будет нужно, чтобы стать Маклафлином – это глаз, руки, мозг и выдержка Калифорнийской кометы. (Морис Маклафлин – первый теннисный чемпион из западных штатов, двукратный победитель US Open в одиночке и трехкратный в паре, первый американец-финалист «Уимблдона», член Зала теннисной славы в Ньюпорте).

1. Правильная хватка для форхенда. Держите ракетку за кончик ручки, причем пальцами, а не ладонью.

2. При бэкхенда поместите большой палец по диагонали с обратной стороны ручки, а остальные пальцы разместите так, чтобы костяшка указательного была напротив кончика большого. Ракетка должна балансировать между большим пальцем и остальными, следует избегать хватки ладонью. Во время удара ракетка должна быть параллельна сетке.

3. В ожидании подачи стойте лицом к сетке, достаточно широко расставив ноги и держа ракетку наготове к бэкхенду. Обычно он является слабым местом, и именно под левую руку обычно направлены атаки соперника.

4. В начале замаха при форхенде ноги должны быть параллельны боковым линиям. Ракетку нужно держать высоко, что дает игроку возможность бить по мячу сверху. Это также дает возможность держать ракетку и кисть под определенным углом, не меняя его – это делает замах мягким. Отведите ракетку назад, не прижимая руку к телу, движением, описывающим полукруг вверх.

5. Позиция ракетки, руки и тела в середине замаха форхенда. Обратите внимание, что тело начинает выдвигаться вперед, опираясь на левую ногу.

6. В конце форхенда махните ракеткой как можно дальше в направлении движения мяча, понемногу поворачивая ракетку так, чтобы в конце удара она была параллельна земле.

7. При бэкхенде ракетку вначале надо держать так же, как и при форхенде. Ноги параллельны боковым линиям, правая нога впереди. Плечи развернуты так, чтобы правое находилось за центром замаха во время удара.

8. В середине замаха руку надо хорошенько отвести назад. Важно повернуть плечи так, чтобы получилось полное движение корпусом. Удар должен произойти ровно посередине замаха, на высоте правого плеча, которое в это время смотрит на боковую линию.

9. В конце удара нужно перенести вес на стоящую впереди левую ногу, таким образом, вложив максимальное усилие в удар.

10. В стойке перед подачей левая нога должна быть чуть впереди. Ракетку следует держать хваткой для форхенда и указывать она должна на линию, в которую вы хотите послать мяч.

11. Отведите руку вниз, назад и вверх за голову, чтобы она описала круг, дабы выполнить необходимый удар сверху по мячу.

12. В момент удара ракетка должна быть хорошенько поднята над головой. Держите баланс на левой ноге. На фотографии ракетка расположена чуть ниже, чем требуется. Нельзя спускать глаз с мяча до последней секунды перед ударом».

А через четыре года 7-кратным победителем US Open Уильямом Эй Ларнедом была запатентована первая стальная ракетка. В качестве ее преимуществ называлась легкость, которая особенно помогала при подаче и бэкхенде, а также износостойкость – в статье в журнале Vanity Fair от 1922 года написано, что вместо стандартных для того времени 10-12 деревянных ракеток в год первоклассный игрок может использовать одну стальную. Еще одним достоинством называется то, что ее можно сколько угодно перетягивать, не повреждая саму ракетку, а также то, что производители дают гарантию на год, а для деревянных ракеток этот период намного короче. Вот оно, это стальное чудо.

Впрочем, такие ракетки не получили распространения, и вплоть аж до 1967, когда появилась стальная ракетка от Willson, дерево не имело конкурентов. Этой самой стальной ракеткой T2000 играл Джимми Коннорс. А потом появились ракетки из композитных материалов. И началась совсем другая история.