Redonline: 10 минут с Джуди Маррей
Ежегодно в течение двух недель британское общество поглощено делами одной спортивной семьи – Марреев. С учетом того, что Энди, 2-я ракетка мира, будет пытаться выиграть свой 2-й уимблдонский титул в этом году, а его брат Джейми (который занимает высокое положение в парной табели о рангах) также будет стремиться к победе, мы встретились с их матерью Джуди, чтобы поговорить об успехах её сыновей, примерах для подражания в женском теннисе и особом статусе травяного мейджора.
- Должно быть, это невероятное ощущение - наблюдать, как твой сын добивается таких успехов в спорте: какие были чувства, когда Энди выиграл Уимблдон в 2013 году?
- Его победа случилась через год после того, как он проиграл в финале Федереру, что было страшным ударом для него: он действительно был подавлен после того поражения, и совершенно не представлял, будет ли у него ещё шанс в жизни так близко подобраться к трофею. Победа на Уимблдоне – самый большой успех в теннисе, это то, к чему стремятся все игроки, поэтому, конечно, когда он вышел в финал в 2013 году, я надеялась, что он всё-таки сможет выиграть, помня о том, что он испытал годом ранее.
Когда настал этот момент, я пережила, скорее, абсолютное облегчение, чем радость. Не то, чтобы я не была счастлива – была – но самой первой и преобладающей эмоцией было облегчение. Отчасти из-за того, что случилось 12 месяцев назад, отчасти потому, что все эти годы я была рядом и видела, как беззаветно он трудится, чтобы выиграть этот титул. И после всего, что произошло, я просто говорила себе: «Слава Богу, что он смог это сделать!».
- Что же такого особенного в Уимблдоне?
- Все турниры Большого шлема особенные. Я уже слишком давно нахожусь в этой среде, чтобы не понимать, как сложно выиграть хотя бы один. Игроку нужно победить в 7 матчах за 13 дней – а это очень тяжело и физически, и эмоционально. Но Уимблдон – это великий турнир, и это наш, британский, «шлем». Все так им гордятся. Традиции делают его исключительным, сейчас уже так мало травяных кортов в мире, но Уимблдону удалось сохранить свою уникальность и неповторимость в глазах как игроков, так и болельщиков.
- Этим летом также предстоит Олимпиада в Рио: насколько она будет отличаться от турниров Большого шлема для игроков?
- Олимпийские игры дают невероятную возможность теннисистам, которые привыкли играть только за себя, представлять свою страну и стать часть одной большой спортивной семьи, поэтому это очень захватывающе. Также у них есть шанс пообщаться с атлетами из других видов спорта, я никогда не встречала спортсмена, которому бы это не нравилось. Когда Джейми и Энди играли за сборную в Пекине и Лондоне, то, что привлекало их больше всего – это быть частью британской команды.
- Если взглянуть на женский теннис, как вы думаете, что необходимо предпринять, чтобы те британские таланты, которые, как мы видим, пробиваются, достигли тех же вершин, что Энди и Джейми?
- В женском теннисе нам нужны примеры для подражания, потому что нам необходимо призвать в спорт как можно больше девочек, и чем больше теннисисток высого ранга у нас будет, тем более привлекательным и вдохновляющим станет этот вид спорта для девушек. Средства есть, вопрос в том, как они используются. Мне бы очень хотелось увидеть от LTA долгосрочную стратегию развития именно женского тенниса, потому что она должна кардинально отличается от мужской. После того, как я проработала в этой сфере 4-5 лет, я осознала, насколько тяжелее женщине добиться результата. Даже при наличии в нашем виде спорта двух самых узнаваемых спортсменок мира – Серены Уильямс и Марии Шараповой – нам необходимо обеспечить постоянный приток девочек в школы, наличие женщин среди тренеров и тех, кто принимает решения в управляющих институтах. Потому что мы знаем, чего именно женщины хотят и что чувствуют. Большинство административных и исполнительных комитетов состоят из мужчин – это одно из условий, которое должно измениться, чтобы мы могли целенаправленно уделить внимание женскому теннису и выделить ресурсы на его развитие.
Джуди Маррей и Герцогиня Кэмбриджская
Джуди Маррей и женская сборная Великобритании по теннису
- По поводу примеров для подражания: Йоханна Конта постоянно прибавляет в последнее время…
- У Конты был выдающийся год. 12 месяцев назад ей нужна была wild card, чтобы попасть на Уимблдон, а теперь она – 16-я сеянная, это весьма значительный прорыв. Она прибавила в игре, поменяла команду, добавила к ней спортивного психолога, с ней сейчас путешествует её бойфренд, что позволяет ей переключаться от игры временами, она стала намного более уравновешенной. Она также повзрослела, стала более зрелой. Раньше она зачастую очень нервничала, что стоило ей побед в огромном количестве матчей за последние несколько лет. Ей удалось преодолеть это, и, добравшись до полуфинала Australian Open, она доказала, что ей по силам оказаться в числе топ-игроков. От неё определённо стоит ожидать большего.
- Что можно сделать, чтобы привлечь маленьких девочек к занятиям теннисом?
- Думаю, всё начинается с семьи. Такой вид спорта как теннис, который требует координации и концентрации, довольно сложен для ребёнка. Поэтому, конечно, первые к кому они придут за помощью – это родители, близкие им взрослые. Чем больше люди знают о теннисе – тем лучше, но даже если у вас нет каких-то специальных знаний, вы можете помочь своим детям в развитии координации, просто активно играя с ними – бегая, прыгая, кидаясь подушками или мячиками. На моем сайте Tennis On The Road выложены видео, которые показывают, как нужно учить детей тем навыкам, которые требуются для игры в теннис, это можно делать рядом с домом – и совершенно бесплатно.
Ссылка на оригинал интервью. Фотографии - Zimbio, Getty.