О, Уимблдон - ты мой мир!
С Уимблдона я планировал в свое время начать писать в этом блоге, пожалуй, им теперь закончу.
Уимблдон… Каждый раз, слыша это слово, я невольно улыбаюсь, как в детстве улыбался при слове «подарок», либо в предвкушении нового подарка, либо вспоминая уже о подаренном кем-то. Периодически я заглядываю в свою видео коллекцию, чтоб посмотреть тот или иной матч прошлого. Для меня эти матчи никогда не устареют, они продолжают волновать и доставлять истинное наслаждение игрой, с которой я познакомился в далеком 1985 году.
Первая телевизионная трансляция с Уимблдона прошла в 1937 году. Она продолжалась 25 минут и велась двумя камерами. На следующий год уже были задействованы три камеры, а с 1946 года велись уже регулярные трансляции. Советское телевидение начало транслировать Уимблдон в 1984 году.
Будучи еще совсем ребенком, я впервые увидел рыженького парня, летающего по зеленому газону за белым маленьким мячиком. И не зная никаких правил игры, я на три часа прилип к экрану телевизора. Это был 1985 год… Посмотрев на «рыжика» с кубком над головой, даже не запомнив его фамилии, я благополучно забыл об этой игре на целый год.
1986 год. Случайно наткнувшись в телепрограмме на знакомое слово «Уимблдон», с нахлынувшими воспоминаниями я бросился к телевизору. «Я вновь увижу «рыжика», – внутри что-то стучало, а на лице уже сияла улыбка. Но на экране женщины. Мое расстройство продолжалось всего 10 минут. Но именно эти минуты перевернули все мое сознание. На экране была та, чью фамилию еще год назад было запрещено произносить на советском телевидении. Следя за ходом этого женского финала, я влюбился в теннис, я влюбился в чемпионку, в теннисную королеву, чье имя гремело на весь мир уже не один год. На следующий день уже не просто рыжик, а Борис Беккер окончательно поставил мне диагноз: Уимблдон - любовь до гроба.
Так что такое Уимблдон? Почему победа на нем считается вершиной карьеры любого теннисиста? Что это за черта, пройдя которую, чемпион попадает в царство теннисных небожителей? Что это за место, куда мечтает попасть каждый теннисный болельщик?
Уимблдонский теннисный турнир берет свое начало с 1877 года, когда Всеанглийским Клубом крокета и лаунд-тенниса на площадках поблизости WorpleRoad были проведены первые соревнования. А все началось с обыкновенной машинки для стрижки газонов, которую в 1872 году подарил клубу тогдашний его секретарь Джон Уолш. Когда машинка сломалась, было решено провести соревнование теннисистов, чтоб собрать средства на ее починку. 22 теннисиста в присутствии 200 зрителей разыграли первый турнир. С тех пор обыкновенное дачное соревнование превратилось нынче во вселенское зрелище, оставаясь при этом все тем же уютным, консервативным, с неизменными традициями английским турниром. Но турниром с мировым именем.
Мы знаем об Уимблдоне абсолютно всё - начиная с даты, когда шестеро джентльменов основали Всеанглийский клуб крокета (это случилось 23 июня 1868 года в доме №346 по улице Стрэнд, Лондон), к которому в названии через десять лет присоединился и «лаун-теннис», и кончая тем, откуда эту самую клубнику каждый год привозят (почему-то непременно из графства Кент).
Вот она в руках счастливого болельщика бумажная чашечка с кентской клубникой, засыпанной сахаром и политой сливками, а перед глазами трава Уимблдона, ещё не затоптанная, свежая и ярко-зелёная, какой ей и положено быть в конце июня, подстриженная немыслимо ровными полосами. Этакий изумрудный ковер. Клубника как клубника, ягода к ягоде, точно ее не выращивали на грядках, а штамповали на заводе. И всё остальное здесь подстать клубнике. Всё здесь отлажено до мелочей, чтобы болельщики могли получить удовольствие вволю. Никто не остановит этот безупречный механизм Уимблдона, разве что дождь, да и то ненадолго, а с прошлого года и он не сможет больше мешать наслаждаться теннисом в любую погоду.
Ничего не скажешь, хорош дачный турнир посёлка Уимблдон. Несколько сот игроков, 128 мужчин и столько же женщин только в одиночных соревнованиях, а ещё и парные соревнования, турниры для юниоров, ветеранов, 3357 человек персонала, почти полмиллиона зрителей, больше сорока миллионов долларов прибыли. И всё это - за две недели, без единой коммерческой рекламы и без какого бы то ни было участия государства. Официальное название - не Чемпионат мира, и даже не Открытое первенство Соединённого Королевства, а скромно - Wimbledon Championships, то есть Уимблдонские соревнования, как и подобает затее небольшого кружка друзей. Неужели, за всем этим стоит только свойство английского характера относиться с величайшей серьёзностью ко всему, что скрашивает тяготы повседневной жизни?
1988 год. Теннис занял в моей юной жизни одно из главных мест. Я забросил футбольный мяч, давно пылится на балконе велосипед, позабыты лыжи, коньки и клюшка. Я каждый день жду программу «Время», чтобы в спортивных новостях увидеть Анну Дмитриеву. Если она на экране, значит будут новости о теннисе. Для меня еще не существуют другие турниры БШ. Я люблю только Уимблдон, и мне нет дела до других турниров. Я знаю, что новая теннисная королева уже выиграла два турнира БШ, но все надежды, что на Уимблдоне будет восстановлен порядок и Мартина Навратилова одержит свою победу. Штеффи Граф и здесь оказалась сильнейшей, и моим болельщицким надеждам пришлось ждать еще несколько лет. Мартина, конечно, уже начинала уступать в скорости молодым, но ее игра продолжала завораживать.
В 1990 году Мартина словно преобразилась и в итоге выиграла свой 9-й титул. А у мужчин третий год подряд мужской финал разыгрывают Борис Беккер и Стефан Эдберг.
1992 год. Это был самый скучный и нелогичный женский финал. После поражения в полуфинале Монике Селеш, Мартина стала винить во всем соперницу, что та своими криками просто не давала ей играть. Консервативные англичане тут же запретили Монике издавать какие-либо возгласы в финальном матче. Финал прошел при полной тишине и при полном нежелании Моники сражаться. Сейчас это кажется смешным, но тогда англичане своим решением лишили всех болельщиков зрелищного сражения лучших теннисисток планеты. В 1993 году Пит Сампрас одержит первую победу, а в следующем году Мартина Навратилова сыграет свой последний матч. Уимблдон начнет писать свою новую главу. Теперь для меня теннисные соревнования проходят с января по ноябрь. Изменилась страна, изменились возможности, я установил себе «тарелку», и теннис прочно занял основное место на моем телевизионном экране. Но Уимблдон навсегда остался тем святым местом, куда каждый год я возвращаюсь вместе со всеми теннисистами, чтоб насладиться «классикой» тенниса и порадоваться победам новых, а может и старых чемпионов. Уимблдон даже в определении чемпионов остается консервативным. Для победы здесь, как правило, нужно выиграть у чемпиона. На моей памяти только Горану Иванишевичу, Ллейтону Хьюитту и Мартине Хингис не пришлось этого делать. У мужчин тогда был период смены королей, а у женщин королева и вовсе не приехала на турнир. Но это уже другая история и новый повзрослевший взгляд на Уимблдон.
Лучше бы она это не делала, 45 минут в записи в 12 часов ночи.....