8 мин.

Александра Панова: «Пыталась сфотографировать сестру с Надалем. Не вышло»

Российская теннисистка Александра Панова, выступающая на St. Petersburg Ladies Trophy, дала эксклюзивное интервью GameSetMatch. В беседе принимала активное участие её сестра и по совместительству бывший тренер - Ольга. Мы вспомнили двойной матчбол в матче с Шараповой на Australian Open, поговорили о травмах, спортивных наставниках, Олимпиаде и семейных ценностях.

Слева направо: Ольга Панова, Александра Панова, Ксения Денисова, Даниэль Виленчук / Фото: Евгений Васильев

Слева направо: Ольга Панова, Александра Панова, Ксения Денисова, Даниэль Виленчук / Фото: Евгений Васильев

- Александра, как Вы думаете, чего Вам не хватает, чтобы вернуться в топ-100?

Александра: Стабильности. В первую очередь, в игре. Хотелось бы чаще играть на больших турнирах и демонстрировать на них качественную игру.

- У Вас в прошлом году во втором круге Australian Open был потрясающий матч с Марией Шараповой, два матчбола…

 

Мария Шарапова пожимает руку Александре Пановой после матча второго круга Australian Open-2015 / Фото: Getty Images

Мария Шарапова пожимает руку Александре Пановой после матча второго круга Australian Open-2015 / Фото: Getty Images

Александра: Да… А потом сразу на следующем турнире я травмировала кисть. И это очень сильно выбило меня, потому что появились изменения в технике. Ты пытаешься компенсировать удар. Я продолжала играть, не успев залечить травму. Ведь все говорят: «Вот, ты так здорово сыграла!». И хочется ещё и ещё продолжать. Подготовилась к следующему турниру - снова небольшая травма в Индиан-Уэллсе. И как-то это за собой потянуло неуверенность. В Майами обострение - неделю не играла. А потом уже думаешь – четыре месяца ведь после того хорошего матча прошло… После этого было много вылетов в первых кругах. Я начала работать с новым тренером, вновь появились какие-то результаты в одиночке. Хотя были мысли, если одиночка не пойдёт, играть исключительно в паре.

- А можете что-то рассказать про свой тренерский состав? Вы с сестрой работаете?

Александра: Мы с сестрой не тренируемся, начиная с декабря, она тренирует Иру Хромачёву. У меня тренер из Голландии. Он не на всех турнирах со мной присутствует, но, в общем-то, начиная с Ролан Гаррос он работает со мной постоянно.

- Существует такая практика, когда теннисистов в разных странах тренируют разные тренеры. Светлана Кузнецова, например, которую в Испании спарингует Карлос Мартинес, а в Москве консультирует Анастасия Мыскина. Можете пояснить, как это работает? Постоянно приходится привыкать к разным тренерам?

Александра: Ну, наверное, Вы знаете, это такой штамп, что мы должны привыкать к тренерам. По идее, игрок должен сам знать, что делать, потому что он на корте всегда один. Хорошо, если есть возможность выйти тренеру на корт, но в общем-то теннисист должен сам корректировать свои ошибки. Так многие американки делают – они ездят постоянно с разными людьми.

Ольга: Нужен постоянный тренировочный процесс. Зачастую, многие тренеры по семейным обстоятельствам не могут постоянно ездить, тогда нужен какой-то человек, который тебе, грубо говоря, кинет корзинку с мячами, подскажет что-то. Но в принципе, игрок на таком уровне уже должен сам знать, что ему делать и как. Единственное что, взгляд со стороны, конечно, помогает этот процесс сделать более эффективным. Поэтому я думаю, что когда игроки работают с одним тренером, а потом приезжает на турнир другой тренер – естественно, он не корректирует ничего грубого в технике, а просто поддерживает и помогает в тренировочном процессе и быту. Поэтому можно иногда чередовать тренеров, если они, конечно, не лезут сразу же в технику, тактику и так далее.

- Александра, на корте Вы часто смотрите на сестру, на тренера? Ждёте какой-то поддержки?

Александра: По привычке ещё да, но это плохая привычка, и меня от неё отучают. Смотреть надо только на корт, и только в себе ты можешь найти ответ.

- Вы играли пару с Маргаритой Гаспарян. Почему не продолжаете с ней играть в дуэте? Возможно, к Олимпиаде можно было бы какие-то очки наиграть.

Александра: Изначально мы тоже так думали и договаривались. Но Маргарита сейчас так здорово выступает в одиночке, что, я думаю, она сосредоточится на этом.

EG3T0239

Александра Панова / Фото: Евгений Васильев

- На фоне разговоров, возникших после матча Россия-Голландия в Кубке Федерации, о правиле ITF, согласно которому теннисистки обязаны сыграть за сборную определённый норматив, если хотят попасть на Олимпиаду, расскажите, как Вы относитесь к этой ситуации?

Александра: Вы знаете, там такое правило… Да, основному составу, которые идут первыми по рейтингу, нужно быть заигранными в трёх матчах. Шараповой надо быть три раза, а Касаткина и Гаспарян, которые сидели в запасе, имеют возможность попасть на Олимпиаду и без непосредственного участия в матчах. Это такое правило, которое можно обойти. В паре так же. Если парные игроки не были привлечены к матчам сборной в Кубке Федерации, но они были готовы и набирают нужный рейтинг, то они поедут на Игры.

- Вы – 38-я ракетка мира в паре. Не думали попробовать отобраться на Олимпиаду?

Александра: Конечно, очень бы хотела. Но я думаю, что будут собирать парную комбинацию из одиночников. Там есть люди более заигранные.

- Что вообще скажете о вчерашнем поражении России в КФ? 

Александра: Обидно, конечно, болели за наших. Неожиданно, но, с другой стороны, все знали, что голландкам было терять нечего. Наши девочки, возможно, не справились с давлением. Матчи Кубка Федерации – это другой вид спорта. Неважно, кто сколько выиграл турниров "Большого шлема", на корте это не имеет никакого значения.

Ольга: Этот матч показывает, насколько в теннисе большая психологическая нагрузка даже на самых опытных, заслуженных спортсменах. Насколько тяжело бывает собраться с силами и показать то, на что ты способен.

- Вы в первый раз приехали в Питер?

Александра: Нет, я была здесь много раз. Город феноменальный, мы в восторге.

Ольга: Каждый раз в восторге (смеётся).

Александра: Раньше было меньше времени, приезжали только играть, а сейчас постараемся увидеть побольше, погулять, зайти внутрь, прочитать, узнать, услышать. С возрастом приходит (смеётся). А так, приезжаешь, и уже на вокзале кажется, что ты в другой стране.

- Места какие-то любимые у вас здесь уже есть?

Александра: Пока любимого места нет, но что здорово, ты просто вышел, пошёл направо – красиво, пошёл налево – красиво (смеётся).

Ольга: Всё очень впечатляет, всё очень разное, красивые соборы.

Александра: Вечером пытаемся гулять – был вечерний матч. До матча, утром. И если в других городах ты вышел и пошёл на прогулку, то это какой-то торговый центр, а здесь - исторический центр. Я надеюсь, что иностранцы и другие девочки тоже посмотрят город и оценят.

Ольга: Например, даже в Москве около Олимпийского мне раньше не очень нравилось. Сам район. Сейчас сделали мечеть красивую, но всё равно район какой-то хмурый, что ли. Мне кажется, здесь иностранцам должно понравиться больше.

Александра: В прошлом году мы были здесь на турнире ITF, тоже остались, сходили в Эрмитаж. В этом году надо и другие достопримечательности посетить.

- Про Вас мало что можно где-то прочитать или узнать. Можете рассказать о своей семье?

Александра: Мама, папа, я и сестра – вся спортивная семья (смеётся). Папа – заслуженный тренер СССР по гандболу. Мама тоже играла в гандбол. Она подумала, что контактный вид спорта для девочек достаточно травмоопасен, поэтому она думала, что в теннисе всё красиво и легко. Оказалось, не так легко, но всё-таки красиво.

Ольга: В общем, у нас спортивная семья. Всю жизнь родители в спорте были, отец работал за границей, в Югославии. Мы там и начали заниматься теннисом чисто случайно. В школу пришёл тренер, начал давать уроки. «Вы пойдёте?» - «Ну пойдём!»

Потом вернулись в Россию, и вроде надо было продолжать. Так как мы из Краснодара, то там я начала заниматься. А потом уже, когда поняли, что надо выходить на какой-то серьёзный уровень, переехали в Москву.

Александра: Потом стали помощь искать дальше, я тренировалась за границей, во Франции.

Ольга: Сашу изначально тренировал папа. Она собиралась заниматься теннисом несколько раз, точнее родители собирались, чтобы она занималась. Каждый раз как-то неудачно. Потом взялся папа, и лет до 15-ти он её и тренировал, пока уже её не передали другим специалистам. В принципе, вся база – это папина работа была, самая качественная (смеётся). И ОФП он нам тоже давал с самого детства. То, что мы сейчас делаем, многие упражнения остались те же.

- Ольга, Вы же тоже играли?

Ольга: Я играла до 20 лет, стояла в топ-270 в одиночке, в топ-180 в паре. После чего я уехала учиться в колледж, в Техас. Когда вернулась, стала работать тренером. Какое-то время с детьми, потом с Аней Кушховой, с сестрой, когда она осталась без тренера, и вот теперь с Ирой Хромачёвой.

- У Вас очень солнечный Инстаграм.

Ольга: Саша меня постоянно ругает.

Александра: Я тебя не ругаю! У меня вот руки совсем не для фотографий.

Ольга: Да, как-то попросила её сфотографировать меня с Надалем. 5 кривых, размытых снимков из 5!

Александра: Я не попала ни разу (смеётся).

Ольга: У неё руки тряслись.

- Кстати, в мужском туре у вас есть какие-то фавориты, или просто кто-то, за кем приятно смотреть?

Александра: Мне приятно на Роджера Федерера смотреть, нравится, как Надаль борется на корте.

Ольга: Вообще, честно говоря, на мужчин приятно смотреть (смеются).

Александра: Есть, конечно, интересные «кадры», шоумены – Долгополов, Кирьос, Монфис. Они не только играют в теннис, но и делают шоу из этого. Даже если я за них не болею, это приятные, интересные матчи. У женщин такого нет, все выходят на корт, стиснув зубы.