Кто придумал тай-брейк
Блог SW18 рассказывает историю «внезапной смерти» и легендарного табло, показывавшего не только счет, но и призовые.
В 1970 году на некоторых матчах Открытого чемпионата США над креслом судьи на вышке впервые стали поднимать красный флаг. Это происходило при счете по геймам 6:6, когда начинало действовать «правило внезапной смерти» – так называемый «тайбрейкер».
«Даже жутковато от того, что делают тайбрейкеры, – сказал Артур Эш во время соревнований. – Зрители моментально затихают, стоит только появиться красным флагам».
Директор турнира Билл Талберт, которому понравилась мысль о гарантированном окончании сета, ввел «внезапную смерть» вопреки желанию игроков-мужчин (женщин в те времена никто не спрашивал). Теннисисты не хотели уступать свое сокровище – счет «ровно».
«Во время тайбрейкера было ощущение, что меня сейчас кондрашка хватит», – говорил Панчо Гонсалес.
«Потрясающий способ угробить нервы», – вторил ему Клифф Дрисдейл.
«В жизни ничего подобного не испытывал», – сказал озадаченный Кен Роузуолл, проиграв матч со счета 4:4 на тайбрейкере.
В итоге игроки подали Талберту петицию с требованием отменить «внезапную смерть», пока она раньше времени не свела их в могилу. К счастью, последнее слово осталось за Талбертом, который полагал, что тайбрейкер поможет привлечь в теннис больше зрителей.
«Игроки не покупают билеты», – отрезал он.
Но почему красный флаг? И разработал новую систему?
На флагах были нанесены большие буквы S и D (Sudden Death – Внезапная Смерть). А между ними шрифтом поменьше располагался логотип: буквы V и A. Джимми Ван Ален – так звали автора идеи.
Большевик из Ньюпорта
Цвет флагов был глубоко символичен, потому что тайбрейкер произвел настоящую революцию в теннисе. Ван Алена называли «большевиком из Ньюпорта». В самой этой фразе уже содержался парадокс, поскольку Ньюпорт был местом весьма зажиточным. Джимми вырос в роскошном особняке со всеми атрибутами богатства и «старых денег»: прислугой на кухне, шкафчиком с оружием в прихожей и «Роллс-Ройсом» на входе. Но именно это его высокое положение дало этому, по словам Бада Коллинза, «красочному персонажу в замшевых туфлях цвета бургунди» возможность изменить игру изнутри.
Юность ван Ален провел, играя в теннис и танцуя на верандах загородного клуба Casino Newport, а повзрослев, стал директором ежегодного летнего турнира, сейчас известного как US Open.
В 1954 году финалистами выставочного турнира в Ньюпорте стали Хэм Ричардсон и Стрейт Кларк, однако гораздо более ожидаемым был парный финал с участие Лью Хоада и Кена Роузуолла, который должен был начаться сразу после одиночного. Ричардсон и Кларк затеяли дуэль подач, закончившуюся победой Ричардсона со счетом 6:3, 9:7, 12:14, 6:8, 10:8. В результате ван Алену пришлось поставить матч Хоада с Розуоллом на небольшой внешний корт, где зрительские места были в основном стоячими.
«И тут меня осенило, – говорил ван Ален. – Должен быть другой, более интересный способ контролировать длину матчей без этих проклятых «ровно»-сетов. Такие матчи – как китайская пытка холодной водой и для игроков, и для судей, и для зрителей. Пока есть «ровно», матчи могут продолжаться бесконечно, а их необходимо планировать так же, как и в других видах спорта».
Игроки vs. VASS
И ван Ален начал работать над VASSS – Van Alen Streamlined Scoring system – «Улучшенной системой подсчета ван Алена». VASS стал затяжным экспериментом, целью которого было ускорить игру и сделать ее более динамичной. Даже расшифровка самого акронима изменилась: на замену «streamlined» («улучшенная») пришло «simplified» («упрощенная»).
Игроки и старая гвардия не разделяли энтузиазма ван Алена. Для них «ровно» было частью игры, проверяющей уровень мастерства и сдерживающей слепую удачу. Достаточно было держать свою подачу – и ты был в игре. Сама мысль об исключении счета «ровно» делала ван Алена в их глазах предателем тенниса и всего общественного класса.
После 11 лет бесплодных усилий ван Ален пошел на неслыханный для любительского тенниса шаг – позвал на помощь профессионалов. Весной-1965 он организовал в Ньюпорте турнир с призовым фондом 10 000 долларов, куда пригласил десять игроков-профессионалов, среди которых были Род Лэйвер, Панчо Гонсалес, Клифф Дрисдейл, Панчо Сегура. И все для того, чтобы испытать на практике свою систему. Спустя всего пару недель и пару миль оттуда Боб Дилан потряс устои молодежной культуры 60-х, использовав электроинструменты на фолк-фестивале в Ньюпорте. Джимми ван Ален, привнесший прожекторы и электрическое табло в Casino Newport, сделал с поклонниками тенниса то же самое.
«Дерби подопытных свинок», как окрестил это соревнование один из участников, мало чем напоминало привычное теннисное соревнование. «Матчи» игрались до 31 очка и по замыслу не должны были длиться более получаса. Первое в истории тенниса электротабло, управляемое извне, показывало не только счет, но и количество денег, заработанных каждым из участников матча: каждое выигранное очко стоило пять долларов. Таким образом, Ван Ален не только исключил «ровно», но и покончил с расхожим утверждением, что одни очки более ценны, чем другие.
«У каждого очка есть точная цена, – говорил ван Ален. – И все очки равноценны».
«Все было значительно более бездушно, чем даже современные табло, – писал Коллинз. – Как будто в мячи были закатаны пятидолларовые банкноты».
В итоге наибольшую сумму денег увез из Ньюпорта Род Лэйвер – 1774 доллара. Но настоящим победителем оказался ван Ален, который по ходу турнира придумал и отшлифовал единственное новшество VASSS, которое прижилось, – тайбрейкер. Сначала это был дополнительный гейм – он игрался, когда каждый теннисист выигрывал по 30 очков. Первый игрок, набравший после этого пять очков, побеждал. На следующий год затруднение вызвала ситуация, когда в одном из этих дополнительных геймов счет стал 4:4. Тогда ван Ален решил, что тот, кто выиграет следующее очко, победит и во всем матче. Так и появилась та самая «внезапная смерть», при которой у обоих игроков одновременно был матчбол. Ван Ален лично начал размахивать красными флажками, сигнализируя о наступлении «внезапной смерти».
Четыре года спустя опробовать VASS на своем чемпионате согласилась Ассоциация тенниса США. Ключевым фактором при принятии этого решения стало, конечно же, телевидение. Ну а что произошло на Открытом чемпионате США-1970, вы уже знаете.
Так Джимми ван Ален, необычный бунтарь, сумел добиться одного из немногих изменений правил в долгой истории тенниса. И все-таки даже дебют на турнире «Большого Шлема» далеко не всех убедил в верности курса «ньюпортского большевизма».
Род Лэйвер и современный тай-брейк
Род Лэйвер, считавший «внезапную смерть» чересчур внезапной, помог внедрить так называемый «филадельфийский тайбрейкер» (впервые использовался на турнире в Филадельфии). Современная схема с победителем, набравшим семь очков либо на два больше противника, показалась Лэйверу и другим тогдашним игрокам более приемлемой. Ван Ален презрительно окрестил его «мучительной смертью». Вплоть до самой своей смерти в 1991 году Джимми жаловался, что «ровно» снова контрабандой протащили в теннис.
И все-таки именно ван Алену мы обязаны избавлением тенниса от нескончаемого «ровно», этой «мучительной пытки холодной водой» и замены ее щекочущим нервы «тайбрейкером». Именно в честь него назван трофей современного турнира ATP в Ньюпорте – единственного травяного турнира, проходящего не в Европе.
На этой оптимистичной ноте мы и закончим экскурс в историю теннисного тай-брейка.
По материалам Tennis.com.
Родни Лэйвер посимпатичнее будет - http://www.tennis.com.au/wp-content/uploads/2010/11/Rod-Laver.jpg )
Стандартные теннисные "качели": "больше-ровно-меньше-ровно..."
Тайбрейк был создан для того, чтобы в какой-то момент прервать эту цепочку.
Да, Гонсалес, помнится, был скандальным)