Почему некоторые теннисные матчи длятся вечно
по материалам статьи Carl Bialik
Девятикратный победитель Открытого чемпионата Франции Рафаэль Надаль является одним из самых медленных игроков за последние 25 лет. Роджер Федерер играет быстрее, а Новак Джокович медленнее, чем в среднем все игроки, но в последнее время Новак стал быстрее, а Энди Маррей наоборот - замедлился.
Я здесь не говорю о скорости передвижения по корту или о скорости полета мяча, отскочившего от ракетки. Я говорю о том, сколько времени тратит теннисист на один розыгрыш. Как и в бейсболе, теннисный матч не привязан ко времени, но и в теннисе важно ценить время. Матч не закончится до тех пор, пока один игрок не выиграет два или три сета. И от кого, как ни от игроков зависит, сколько времени пройдет от начала матча до его конца.
Эта тема была особенно актуальна в этом году на Открытом чемпионате Франции, где из-за отсутствия крыши и прожекторов необходимо уместить максимально большее количество матчей между темнотой и дождем. Если бы Джокович и Маррей играли немного быстрее, они смогли бы закончить свой полуфинал в пятницу. Вместо того, чтобы останавливать его при счете 3-3 в четвертом сете в 8:30 вечера по местному времени из-за надвигающегося шторма. Этот факт заставил победителя матча играть три дня подряд, что могло негативно сказаться на его игре в финале.
Для иллюстрации вышесказанного рассмотрим два четырехсетовых матча, проходивших в понедельник в Париже. Быстрый Роджер Федерер одержал победу над Гаэлем Монфисом за два часа и 12 минут, затратив на каждый розыгрыш в среднем 36 секунд.(статистика этого матча) В матче, где Рафаэль Надаль нанес поражение Джеку Соку было разыграно на два очка меньше, но при этом затрачено на 41 минуту больше времени.(статистика матча) Таким образом Надаль на розыгрыш одного очка затратил 47 секунд. Все эти секунды быстро складываются в минуты. (примечение: матч Федерера занял намного меньше времени, чем матч Надаля, хотя в матче Федереа было больше длительных розыгрышей: 36 розыгрышей из девяти ударов и более, против 27 в матче Надаля)
Практически перед каждой подачей Надаль совершал все этапы своего ритуала: чистил ногой заднюю линию, стучал ракеткой по обуви, выбивая грунт с подошвы, тщательно отбраковывал один из трех предоставленных ему для подачи мячей, затем стучал оставшимся мячом об землю с помощью ракетки левой рукой, а в это время правой рукой поправлял шорты сзади, вытирал лицо и заправлял волосы за уши, вытирал руку о майку, раскачивался взад и вперед и только после этого подавал. Если первая подача не проходила, он повторял все это с самого начала на второй подаче, в том числе и поправлял шорты сзади и раскачивался взад и вперед.
Во время матчей на ТБШ игрокам позволяется тратить на подготовку к подаче не более 20 секунд, если они дважды превышают это время, то следует наказание в виде лишения первой подачи. Некоторые игроки специально затягивают время между розыгрышами, используя этот момент, как тактику, чтобы передохнуть и сбить соперника с ритма.
Такое затягивание розыгрышей может добавить как минимум 15 минут на матч, сбивая графики телевизионных эфиров и испытывая терпение фанатов. Этого оказалось достаточно для того, чтобы руководство АТР два года назад начало борьбу против затягивания времени подачи и ввели более строгие правила. Но в то же время захватывающие длинные розыгрыши занимают больше времени и требуют больше времени на восстановление, поэтому замедление может быть и хорошим знаком для спорта. (вот какие аргументы приводил Надаль в защиту своей медленной игры)
Раньше, изучая вопрос о том, от чего зависит длительность матча я располагал слишком малыми возможностями: я проводил секундомером замеры времени, затраченного на каждый из нескольких сотен розыгрышей, а потом соотносил это время со многими факторами. Но в настоящее время у нас есть свободный доступ к большинству статистических данных в теннисе. Аналитик Джефф Сэкмен опубликовал в GitHub статистику матчей мужского тура за последние 25 лет. Есть статистика
71 027 матча за последние 25 лет. Представлен достаточно широкий спектр статистических данных для того, чтобы иметь возможность определить, какие именно факторы влияют на продолжительность матча. В прошлом году я проводил подобное изучение бейсбольных матчей. В этом году то же самое сделал с теннисными. Я провел анализ, показывающий, как каждая составляющая розыгрыша влияет на продолжительность матча в целом. ( Часть своих выводов я выложил на Github для общего пользования. )
В начале 1990-х годов, в эпоху, когда Пита Сампраса приводила к успеху игра «serve-and- volley», а Андре Агасси носился с одной стороны корта в другую между подачами, время матчей значительно сократилось. Затем, начиная с конца 1990-х, когда все чаще розыгрыши велись на задней линии, длительность игры возросла. Если провести сравнение, то в 2012 году на розыгрыш одного очка было затрачено на 4,6 секунды больше, чем в 1991 году. Кажется, что это не много, но если пересчитать на 250 розыгрышей (среднее значение для пятисетового поединка), то это увеличило время матча на 19 минут
После того, как в 2012 году пятисетовый финал на Australian Open между Надалем и Джоковичем длился пять часов и 53 минуты, необходимость ускорения игры стала еще более острой. Поэтому уже в следующем году АТФ стала призывать арбитров чаще и строже наказывать игроков за затяжку времени. И это, кажется, сработало. В том году игра ускорилась в среднем на 2,6 секунды на каждый розыгрыш и остается на этом уровне до настоящего времени.
Свое влияние на игру оказывает и покрытие. Четыре из самых быстрых турниров игрались на траве, самый быстрый среди них - Уимблдон. 11 самых медленных турнира проходили на грунте. Трава значительно сокращает розыгрыши, а значит и меньше времени тратиться на восстановление. Грунт находится с противоположного полюса этой шкалы.
Но важно оценивать разницу не только в разные годы или на разном покрытии, но и между конкретными игроками. Так разница при анализе средних показателей за 50 матчей между Дастином Брауном, самым быстрым игроком и Николя Массу, самым медленным, составляет 12,6 секунд на один розыгрыш. Эта разница более значительна, чем между годами или покрытиями. Мы представили оценку для 218 игроков и 205 матчей на GitHub .
Здесь проведен анализ не только времени, которое затрачивают игроки на подготовку к подаче между розыгрышами. Официальная статистика основана не только на этом. Длительность матча зависит и от того, сколько тратится времени между розыгрышами и сколько времени длится сам розыгрыш. Из этих двух составляющих складывается длительность розыгрыша одного очка. Есть игроки, как например Монфис, которые очень быстро готовятся к подаче, но любят играть длинные эпические ралли. А есть такие, как Надаль, который очень долго готовится к подаче и любит затягивать сами розыгрыши.
Используя секундомер, я измерил, сколько времени затрачивают на подачу 15 игроков на Открытом чемпионате Франции. Затем я сопоставил время, затраченное на розыгрыш одного очка в конкретных матчах со временем, которое каждый игрок тратит на подготовку к подаче. Мои исследования позволили доказать, что игроки, удлиняющие время матча делают это в значительной степени за счет затягивания времени между розыгрышами.
Вот компания медленных игроков: Надаль, Джокович и Маррей, сюда же следует отнести других победителей ТБШ: Джимми Коннорса, Джима Курье, Ивана Лендла и Джона Макинроя. Все они играли медленно, гораздо медленнее, чем их соратники. Но не следует думать, что есть корреляция между количеством выигранных титулов за карьеру и скоростью игры. Великие игроки, такие, как Федерер и чемпион Уимблдона 2001 года Горан Иванишевич играли быстрее, чем все их современники.
Мой анализ предполагает, что каждый игрок сохраняет один и тот же темп игры на протяжении всей своей карьеры, но кто-то может изменить скорость свой игры. Чтобы узнать, кто именно это делает, я сравнил фактический и ожидаемый темп игры в каждом матче :
Надаля явно раздражает тот факт, что время стало такой актуальной темой в последнее время.
"Я не знаю, почему последние три года мы стали так много говорить о времени, мне даже интересно,"- сказал он в ответ на мой вопрос, который я задал ему во время пресс-конференции на Открытом чемпионате Франции -"Я играю в туре в течение 13 лет, и я не думаю, что в первые 10 лет моей карьеры я играл быстрее, чем сейчас, но мы не говорили об этом."
Надаль был настолько раздражен строгостью одного из судей, который лишь старался обеспечить соблюдение этого правила, регламентирующего время подготовки к подачи, в начале этого года, что попросил не назначать этого судью на его матчи, и его просьба была удовлетворена.
Маррей знает, что иногда затягивает время. "Я не делаю это умышленно,"- говорит он - «Порой трудно понять, когда ты тратишь слишком много времени. Ведь при подготовке к подаче мы не отсчитываем в голове эти 25 секунд. В это время мы думаем о тактике, о том, как собираемся сыграть, куда выполнить подачу. И, согласен, что иногда это может затянуться".
Поскольку Маррей и Надаль уже устали от всех этих вопросов о времени, я задал вопросы некоторым из сегодняшних самых быстрых игроков, почему они так нагнетают темп. Все они сказали, что это просто всегда было стилем их игры.
Австралиец Бернард Томич сказал, что он играет быстро умышленно, потому что сокращение времени между розыгрышами - это еще один способ сбить с ритма соперника, как и изменение скорости или вращения мяча. "Все играют по-разному," - сказал Томич. "Это оружие, которым вы должны владеть в наши дни."
Чешкий теннисист Лукас Росол и американец Сэм Куэрри сказали, что они стараются во время подачи не потерять ритм игры. Слишком долгое ожидание между розыгрышами может сбить его. Куэрри раздражает, когда ему приходится слишком долго ждать подачи соперника, и он полагает, со зрителями происходит то же самое. "Большей популярностью пользуются те виды спорта, которые имеют довольно хороший темп игры,"- сказал он. Некоторые игроки рассказали газете "The Washington Post ", что они предлагают ускорить игру, заставив подающего бить по мячу с первого подброса, независимо от того, насколько он был плох или хорош.
В понедельник, во время низкотемпового матча Надаля против Сока, я встретил некоторых из великих "пенсионеров". Суждение экс-игроков об их собственном темпе игры как правило совпадало с анализом.
"Мне не нужно было много времени," - сказал Иванишевич, чемпион Уимблдона 2001 года. "Я просто любил играть быстро." Он напомнил об его метче с Агасси, еще одним из быстрых игроков, когда они затратили на пятисетовый матч всего 2 часа. Он слегка ошибся, но матч занял два часа 50 минут, но это тоже довольно быстро для пятисетовика.
Майкл Чанг, чемпион Открытого чемпионата Франции 1989 года, правильно предположил, что по темпу игры он был где-то между Иванишевичем и Надалем. Он не винит Надаля: "Такой парень, как Рафа просто очень обильно потеет," - сказал Чанг.
Но тоже самое было и с Пэтом Кэшем, чемпионом Уимблдона 1987 года. "Я был одним из самых потеющих игроков в истории тенниса", - сказал он. Кроме того, он часто заканчивал розыгрыши у сетки, поэтому ему еще требовалось время, чтобы вернуться обратно к задней линии для подачи. Тем не менее, будучи молодым игроком, он всегда торопился подавать, пока его не научили замедлять игру, и он замедлился настолько, что стал одним из самых медленных игроков своей эпохи.
Кэш считает, что сегодня теннис, с его затяжными ралли на задней линии, стал лучше, и что нет ничего страшного, если игроки будут иметь 30-секундный перерыв, по крайней мере, после особенно долгих ралли. "Зрителям нужно перевести дух," - сказал он.
Иванишевич в настоящее время вынужденный просматривать очень много тенниса, как тренер чемпиона US Open Марина Чилича, хотел бы чтобы игроки двигались и играли быстрее. «Может быть они должны использовать полотенце в два раза реже,» - сказал он.
Это игроки должны учитывать правила игры того вида спорта, который они выбрали
и создает прежде всего Надаль, возможно своими ритуалами. Многие игроки стали
высказывать своё недовольство. Судить стали строже.
Кстати , вторую половину сезона прошлого года Надаль пропустил, тогда о "секундах"
мало кто вспоминал. Рабочие моменты и не более.
1/2: Маррей, Вавринка.
1/4: Нишикори, Бердых, Раонич, Феррер.
1/8: Цонга, Гоффан, Андерсон, Лопес.
1/16: Куэвас, Томич, Сеппи, Фонини, Тим, Кириос, Сок, Гарсия-Лопес.
Из несеяных наиболее опасны Кольшрайбер, Маннарино, Шарди и Клижан.
Симон - грунтовик??? АХАХАХАХАХАХАХА :-)))