Человек, который обучает крыс находить противопехотные мины
Эта история меня глубоко тронула.
Представьте: идёт война и противоборствующие стороны минируют огромные участки земли, чтобы остановить врага. Потом война уходит, а мины... Мины остаются. И, подрываясь на них, ежегодно гибнут и калечатся тысячи не в чём не повинных мирных людей. Раньше для поиска мин применялись миноискатели, которые находили тех по металлическому корпусу. Но люди весьма изобретательны когда дело касается уничтожения себе подобных и мины стали помещать в пластиковый корпус.
И такую мину стало очень трудно находить пока... Впрочем, лучше дать слово Барту Ветйенсу:
«Когда я впервые предложил использовать крыс для поиска противопехотных мин, надо мной посмеялись. Я обращался к военным в Бельгии, стране откуда я родом, и в несколько других организаций, но мне сказали, что я сошёл с ума.
Теперь прошло уже 11 лет с того момента как мы обучили первую крысу. Всего грызуны помогли нам очистить восемь миллионов квадратных метров земли и найти 3000 мин и более 1000 неразорвавшихся снарядов. На данный момент в секторе Газа, Мозамбике, Таиланде и Анголе работают более 300 крыс. Их нюх гораздо более острый чем у собак и, из-за того что они намного легче, риск подорваться самим для них значительно меньше. Ни одна наша крыса – мы называем их «Крысы – Герои» – ещё не погибла на работе.
Их обучают определять запах взрывчатых веществ в минах – самым распространённым является тротил. Я начинаю с того, что сажаю крысу в клетку с участками различных запахов и когда она определяет тротил, скребя над ним лапкой землю, вознаграждаю её едой. Они быстро учатся и возвращаются за новой порцией еды.
Когда мы начали обучать крыс в реальных полевых условиях, то результаты показанные ими были просто поразительны. Наша главная тренировочная база расположена в Танзании, в которой противопехотные мины оказали осбенно плохое влияние на экономическое развитие.
Я знал, что у крыс очень острый нюх, потому что держал грызунов с девятилетнего возраста. Я рос в Антверпене и первым моим домашним питомцем был хомячок по имени Голди. Я повсюду таскал его с собой под свитером, рядом с подмышкой, и даже носил его в школу пока меня не «застукали».
Я выращивал хомячков и морских свинок, но проще всего было заниматься с крысами. Они – умные и общительные существа. Очень жаль, что мы боимся их, потому что они распространяют болезни. Этот страх уходит корнями в средние века, хотя на самом деле чуму распространяли блохи, живущие на крысах.
Моей первой работой был дизайн автобусов, но такое занятие мне не нравилось. Я ушёл с работы и потратил годы на то, чтобы решить чем заниматься дальше. Это был тяжёлый период, но однажды я увидел по телевизору выступление принцессы Дианы, в котором она рассказывала про противопехотные мины. Я начал думать над решением проблемы, которая затрагивала людей во всём мире. Даже в наше время, каждый год тысячи людей погибают или получают серьёзные увечья от противопехотных мин.
Я был в отчаянии от того, что все отвергали мою идею использования крыс. Затем, пару лет спустя, мне повезло. Я встретил своего бывшего университетского лектора и он счёл идею гениальной. Он связал меня с Бельгийской Организацией по Развитию и мне наконец-то предоставили финансирование для исследований.
Я решил ввозить гигантских сумчатых крыс из Африки, потому что они легко поддавались обучению. На их приручение в лабораторных условиях ушло два года, но в конце концов они стали позволять надевать на себя ошейник с поводком. Потом я начал приучать из распознавать запахи материалов, которые используются для изготовления противопехотных мин. Каждая крыса, прежде чем её допускают к работе, должна сдать экзамен, который заключается в очистке участка земли в 24 гектара и обнаружении в процессе 14 запахов мин.
Мной была создана благотворительная организация под названием Apopo (акроним, образованный от фразы «разработка средств онаружения противопехотных мин» - VK), которая занимается и другим использованием крыс. Одним из них является обнаружение вируса туберкулёза в человеческой мокроте. У лаборанта анализ более чем сорока проб занимает целый день и для этого требуется дорогостоящее обрудование, в то время как крыса справляется с этой задачей за семь минут.
Сейчас мне 47 лет и я чувствую, что чего-то достиг в жизни. Работа приносит чувство глубокого удовлетворения и я благодарен тем, кто предоставили мне возможность добиться успеха. Я работаю с многими организациями, которые первоначально меня отвергли, и мы нанимаем, в том числе, и жертв противопехотных мин.
И, подумать только, ведь всё началось с хомячка по прозвищу Голди .»
Вот как один бельгиец смог обратить своё детское увлечение на пользу людям. И ведь ни одной крысы не погибло на работе! Представляете? Ни одной! Тот самый редкий случай когда выиграли все: и Барт Ветйенс, и человечество, и крысы-герои.
Понравилась история.
Сейчас многие мины - "лягушки". То есть перед тем как разорваться, они подпрыгивают в воздух.
Зачем? Увеличивается площадь поражения (((
Люди, люди...
Это примерно как судить о всём человечестве по бомжам ;)
Насколько я слышал, они в шестёрке самых умных животных.