Звезда с звездою говорит. Роджер Федерер о Роде Лэйвере
Трогательное предисловие Роджера Федерера к автобиографии Рода Лэйвера – в блоге Strictly for Federer fans.
Если вы действительно любите спорт, частью которого являетесь, вы должны знать его историю, чтобы понять, как он превратился в то, чем является сегодня.
Немногие виды спорта имеют более богатую историю, чем теннис, и ни один игрок не занимает такого места в ней, как Род Лэйвер. С моих самых ранних теннисных воспоминаний Род «Ракета» Лэйвер стоял выше всех остальных как величайший чемпион, которого знал наш спорт.
Победа на всех четырех турнирах «Большого шлема» в одном календарном году является одним из величайших достижений, которых может добиться игрок. Род Лэйвер сделал это дважды. В 1962 году Род стал всего лишь вторым человеком, который сделал это. Семь лет спустя Род снова покорил теннисный Эверест, став первым игроком – мужчиной или женщиной – кто выиграл второй Большой Шлем. С тех пор еще никому не удалось повторить это.
Достаточно вспомнить великих игроков, которые украшали теннис со времен второго Шлема Рода в 1969: Коннорса, Борга, Макинроя, Беккера, Эдберга, Лендла, Сампраса, Агасси, Надаля и Джоковича – чтобы понять, кáк трудно это сделать. Трое из нас: Андре, Рафа и я – выигрывали все «Шлемы», но никто – в один год.
Это монументальное достижение делает Рода Лэйвера единственным и неповторимым. Это его уникальный вклад в историю тенниса.
Я впервые встретился с Родом лишь на Открытом чемпионате Австралии-2006. Это было всего за несколько дней до того хорошо известного случая, когда я на глазах у 15 тысяч голосистых болельщиков и всего мира разревелся, получив из рук Рода кубок сэра Нормана Брукса.
В тот день я был довольно расслабленным, но, конечно, уставшим после матча. Но когда после финала я услышал свое имя над великим стадионом имени Лэйвера и получил трофей из рук самого Лэйвера, я осознал величие момента. Я понял, насколько мне повезло – получить кубок Нормана Брукса из рук Рода Лэйвера. Этот момент я не забуду никогда.
У того момента была предыстория. На нашей первой встрече во вторник перед финалом Род и я получили шанс узнать друг друга. Мы обсуждали мою робость в начале карьеры. И тогда Род сказал, что в молодости тоже был стеснительным, и я понял, что у нас много общего. С тех пор мне с ним всегда комфортно.
Мой тогдашний тренер и хороший друг Рода Тони Роч организовал наши встречи после моих четверть- и полуфинала. Тони рассказывал мне о Роде и их временах много классических историй, так что было просто здорово услышать некоторые из них прямо от Рода. Знакомство с человеком, являющимся такой знаковой фигурой в истории нашего спорта, стало для меня настоящим вдохновением. Наши беседы стимулировали меня и придали сил, в дальнейшем позволиших мне защитить титул в Австралии.
Род ушел из тура всего за несколько лет до моего рождения, так что я никогда не видел его совершенную игру вживую. Но я видел фильм о нем и был заворожен разнообразной игрой и несравненным передвижением. У него, казалось, не было слабых мест, и всегда оставаясь настоящим спортсменом на корте, он при этом был и человеком с железной хваткой – превосходно играл под давлением. Он всегда показывал свою лучшую игру в важных матчах, был ли это финал «Шлема» или Кубка Дэвиса.
Род перешел из любителей в профессионалы в возрасте 24 лет, после завоевания Большого Шлема-1962. В результате он не имел права играть на турнирах «Шлемах» практически до самого 30-летия в 1968, когда эти турниры стали открытыми не только для любителей, но и для профессионалов. В промежутке Род пропустил 21 турнир «Большого шлема», и остается только гадать, сколько титулов он мог бы на них выиграть.
Род внес огромный вклад в игру за свою 22-летнюю карьеру, которая началась в 1956. Он был в значительной степени ответственен за изменение теннисной техники. Например, Род был первым игроком, освоившим и последовательно использовавшим удары с верхним вращением справа и слева. Для левшы это было вообще невидано, потому что прежде, чем Род овладел этим оружием, ни один левша не мог бить с бэкхенда с верхним вращением. Это было вдвойне невероятно, учитывая небольшие головки тех старых деревянных ракеток. К тому времени Род был уже на пути к вершине тенниса, и каждый игрок понял, что, чтобы не остаться на обочине, надо учиться бить с верхним вращением. В результате к 1970-м было уже практически невозможно выиграть большой турнир, не умея бить с верхним вращением. То есть Род Лэйвер буквально заставил всех играть по-новому, переосмыслить стиль, технику и тактику.
Род был также у истоков Открытой эры тенниса в 1968, полностью изменившей структуру нашего спорта. Ко второй половине 1960-х годов Род всеми признавался лучшим игроком в мире. Соперничать с ними за это звание могли разве что Панчо Гонсалес и австралийцы Лью Хоуд (кумир Рода) и Кен Роузуолл. Для тех, кто переживал за развитие тенниса, разделение профессионалов и любителей на турнирах «Большого шлема» становилось все большим раздражителем.
Четыре великих турнира начали терять свой авторитет, поскольку в них не могли участвовать лучшие. Чиновники от любительского тенниса сильно сопротивлялись переменам, поскольку боялись потерять влияние (а иногда и полный контроль) на игроков своих стран. К чести нескольких прогрессивных руководителей – в частности Германа Дэвиса, председателя Всеанглийского клуба, – в 1968 году было принято решение об «открытии» тенниса. Это вдохнуло в теннис новую жизнь, позволив ему развиваться дальше и стать великим мировым видом спорта, каким он является сегодня. Теннис перешел в современную эру, и в этом была заслуга Рода.
Род один из самых приятных людей, которых я когда-либо встречал. Он доброжелательный, щедрый и веселый. Он держит себя с той очаровательной скромностью, которая позволяет считать его не просто великим теннисистом, но и настоящей легендой всего мирового спорта.
Нет ничего важнее семьи, и мы с моей женой Миркой восхищаемся той абсолютной преданностью, которую Род продемонстрировал в отношении своей супруги Мэри в последние годы ее жизни. В той ситуации он снова показал свои личные качества и внутреннюю силу. Ранее Мэри сыграла важную роль в восстановлении Рода от тяжелого инсульта в 1998 году, и Род ответил ей взаимностью, ухаживая за ней до ее кончины в ноябре 2012 года.
На страницах этой книги Род рассказывает необыкновенную историю о том, как талантливый, но застенчивый веснушчатый парень из Квинсленда благодаря поддержке нужных людей в нужное время смог исполнить мечту своего отца – увидеть сына чемпионом «Уимблдона» и величайшим теннисистом в мире.
Род любит теннис и все, что с ним связано, и это очевидно на каждой странице. Эта история поможет вам лучше понять эту игру, которую мы все так любим.
Роджер Федерер
Сентябрь 2013
Книга «Род Лэйвер. Автобиография» доступна для заказа здесь.
ГРУСТНО((
за Женский спорт
канешна,всяких Каролин Костнер подвинут(итальянка переходящий Чемпион вроде Хьюитта 00ых,Курье-Эдберга нач.90х)