6 мин.

Рехаб. Почему Ана Иванович уже в этом сезоне выиграет турнир Большого шлема

1

Часто внутри самых спокойных – бушуют эмоции. Мы видим, что Роджер редко кричит «come on» громче звука отскока мяча, но мы не видим, как он нервничает на матчболах. А он нервничает. Потому что в теннисе нельзя быть уверенным даже в игре, где ведешь с крупным счетом. Поэтому Надаль всегда сконцентрирован. Не потому, что этого требует отдельный поединок против конкретного противника, а потому что постоянная концентрация (даже против квалифая) – универсальная броня, что спасет от непредвиденных ситуаций.

«Только тот, кто знает предназначение – знает путь», Лао-Цзы (заглавная цитата в твиттере Аны Иванович)

Мало у кого спортивная карьера складывается так сложно, как у Аны Иванович (и это я не о бомбардировках Белграда в 1996-ом, из-за которых отменялись тренировки) – она «Бенджамин Баттон» современного тенниса: все досталось слишком рано (заслуженным трудом), отняли слишком дерзко (как неожиданное банкротство) и только к зрелости приходит удовольствие (после Australian Open чаще, чем слово «enjoy», у Иванович звучало только «Серена»). В 20 лет Ана стала той, кем будет Квитова после победы на Уимблдоне-2011: ее перфоманс на «Ролан Гаррос»-08 выдал аванс, который для молодой спортсменки стал наследством, свалившимся на дальнего родственника. Иванович не пустилась во все тяжкие, но в следующие шесть лет она и слово «стабильность» соседствовали только после поражений.

Если Гюго говорил, что перемены только на руку, значит Иванович, как особа романтичная, «перечитала» Гюго. Ее ключевое решение – расстаться в 2009 году с тренером Крэйгом Кэрдоном стало тем, чем для Одиссея поход на Трою: годы злоключений, метаний, преград, потерь друзей, соратников, а все ради возвращения к исходной «бухте» своей игры (интеллект, стабильная подача, сильный форхэнд). С Кэрдоном Иванович рассталась после проигрыша Азаренко на «Ролан Гаррос»-2009, который  «вывел» ее из десятки лучших. Год она закончит с «баскетбольной» разницей побед/поражений – 24-14.

После тренерского контракта с Adidas, от которых так и веяло пластиковым духом корпоратива, третие круги турниров Большого шлема обрели для неё девиз «just don’t do it».

1

Справедливость рейтинговых систем – в случае поражений они, несмотря на титулы, звание экс-первой ракетки и папу Петра, съедят тебя быстрей, чем боинг Turkish Airlines долетит до Стамбула. Больше поражений, больше рейтинговых ступеней вниз – что хладнокровно укажет на «выход» к самым сложным соперникам в самых ранних раундах. Замкнутый круг, из которого можно вырваться бунтом (Новак, которому до «рваных маек» попадался Надаль, а с ним билет до Белграда) или спокойствием Лао-Цзы. Тем, что в «Философском камне» советовала Гермиона, когда Рон барахтался в дьявольских силках – скажи «keep calm» и они сами отпустят.

У Иванович не было рядом «Гермионы», свою «майни грейнджер» она искала, как «кровь единорога». Иногда казалось, что достаточно дать объявление в газету «Тренер, ТБШ, 4-ый круг» и через пару минут услышишь в трубке английский с сербским акцентом.

В 2009-ом всеобщее «Мы ее теряем!» хорошо охарактеризует Пэт Кэш, сказав, что Иванович слишком себя «накручивает» (дословно – «over-analyzing»), теряя доверие к своей игре. В этом был шарм Аны, ее игра была легкостью, которая вплотную подходя к границе уязвимости, выпутывалась из нее пластикой грациозной подачи (и сжатым кулачком). Это принесло миллионные контракты с Adidas, сайт как у Обамы (один из самых посещаемых личных сайтов спортсменов), обложки FHM, Cosmopolitan и Vanity Fair, которые видели в ней королеву тенниса «Утонченного стиля», стиля который все больше прогибался под хрупкостью неверных решений (в тот период ее парнем был Вердаско, вот это я называю – проблемы).

1

Как заговоренная Иванович проигрывала все матчи, где встречала хоть малость сопротивления, но, ни в одном из них, не была спокойна: как и раньше перетаптывалась, (Иванович страшно суеверна, никогда не наступает на разметку корта) и сжимала кулак при выигранных очках. В матче с Екатериной Макаровой на Australian Open-2010 она жала его до белых костяшек, что не помешало итоговым 6:3, 4:6, 8:10; тогда я впервые подумал про Сартра (сколько не бейся) и, что с Аной закончено.

Но даже на таком пути был финиш. Хоть это и лабиринт Фавна (искать решения сквозь ошибки), он выведет на чистую воду благодаря упертости и желанию побеждать (а скорее нежеланию проигрывать – Иванович ох как задевают чужие победы, особенно сверстниц, поэтому верх над Сереной, она назвала вторым лучшим моментом в карьере, ведь, цитата – «до этого Уильямс никто не мог превзойти»). Иногда это происходит в возрасте, когда даже в банке тебе не дадут кредит, ведь как говорил Джон Апдайк – если ты чего-то не сделал до 30-ти, то и потом не сделаешь. Но Иванович наконец повезло, ее «руно» расплелось в 26.

1

Как и раньше у Иванович, все случилось не как у Энен людей: прорывным сезоном, как у поэтов декадентов, стал «сезон в аду» – год-2013, который закончился без трофеев, но со «сдобной» игрой. И главное – обретенной верой. Что для Аны (с ее тонким женским самочувствием) приоритетней, чем любая работа над укороченным или шлифовка эйсов.

На прошлогоднем AusOpen и «Ролан Гаррос» она проигрывала одной и той же сопернице (Агнешка) в одном и том же круге (четвертом, раньше ее больше чем на два матча на ТБШ не хватало), такой результат не зазорен ни для одной теннисистки WTA-тура (к тому же на AusOpen Иванович «щелкнула по носу» «подругу» Янкович).

Во втором круге Уимблдона-2013 Иванович в двух сетах уступила Эжени Бушар, девушке, чьим слабым местом после Australian Open-14 можно считать только симпатию к Биберу.

И на US Open – поражение от Азаренко в четвертом круге (после «триллера» с МакХэйл). Все прошлогодние поражения Иванович на ТБШ не имели ничего общего с застоем периода «Adidas-Вердаско».

1

Как не имеет отношения к прошлому ее нынешний тренер, серб Неманья Контич, ведь переработав со всеми видами коучей (личными, корпоративными, звездными – в 2010-ом ее тренировал бывший наставник Штефи Граф, Хайнц Гюнтхард) Иванович наконец нашла то, что надо. Хотя, кажется, сиди в ее «боксе» буддистский монах (Лендл?) эффект был бы лучше.

Следующими турнирами Аны станут Дубай и Доха, сейчас Иванович 12-ая в рейтинге и имеет лучший плацдарм для полноценного «камбэка» (8 выигранных матчей подряд, поражение от Бушар со странным перерывом в середине второго сета, во время которого, как я думаю, ей кто-то предложи выйти замуж – это часто пускает все под откос).

Она победила Серену, проигрывая по сетам, что для нее, как подняться на Эверест. Обыграла в осознанном возрасте, а не «в годах» легкой девчонки. Это поможет сделать верные выводы и не сделать ошибку. В 2010-ом Иванович объявила о расставании с австралийским гольфистом Адамом Скоттом, ведь (внимание!) – отношения стали причиной плохой игры (40-ая в рейтинге, кстати, Скотту побоку, в прошлом году он выиграл Мэйджор), такой паранойи, которая, прежде всего, влияет на игру, больше не будет (в конце концов, и к Скотту она вернулась), ведь теперь, Иванович знает – справиться с силками ей дано лишь единственным способом – успокоиться и рьяно повторять «enjoy».