8 мин.

Смена сторон. 5 лучших фильмов о теннисе

9

Существует два вида рейтингов - те, что создавать сложно, и те, что нет. Те, что сложно делятся на два типа: там, где информации много, и там, где нет. Баскетбол - информации много. Кёрлинг - информации нет. Хоккей - информации много, гандбол - информации нет.

Загадка большого тенниса в том, что киносцены с ним встречаются чаще, чем сами фильмы. «Друзья», «Бобби», «Офис», «Лёгкое поведение», «Девичник в Вегасе», «Хороший год», «Истквикские ведьмы», клип Vampire Weekend «Giving Up The Gun», даже в «Энни-мать её-Холл» есть теннис. Но ни один из этих фильмов нельзя назвать фильмом о теннисе. Ни в одном из них игра не оказывает влияния на сюжет или героев. Поэтому этот рейтинг из категории «сложно», а создавать его, всё равно, что испытывать удачу против Федерера. Когда у того двойной матч-бол.

                  

5. Гари, тренер по теннису.

Режиссёр - Дэнни Лейнер (сценарий Энди Сток).

Год - 2008.

Слоган - «Маленькие шары - большие амбиции».

В ролях - Шонн Уильям Скотт, Рэнди Куэйд, Брандо Итон.

1

У каждого вида спорта должен быть фильм про непутевого наставника. Про наставника бывшего игрока. Наставника алкоголика, наркомана, мечтателя, просто дебила (наш случай) или окончательного неудачника. Главное, чтобы ему доверили местную (никому не нужную) команду в твин-пиксовском городке с единственной достопримечательностью: спортзал старшей школы.

 

2

«Гарри, тренер по теннису» о таком. Непонятно, за что был выбран теннис, но понятно, за что Шонн Уильям Скотт. Гарри Хаусман - неудачлив, бездомен, безамбициозен (если есть такое слово), живет в городе-дыре и сам - бывший спортсмен. Само собой - только такому доверят школьную команду.

Тенниса здесь много, однако, есть сомнения, что актеры до этого держали ракетку. Главное в другом - с таким фильмом большой теннис получил хоть какой-то бэкграунд для выхода из (незаслуженной) лиги «кино-маргинала». Невозможно сразу снять лучший фильм о спорте. «Тренеру Картеру» был нужен «Король воздуха», как «Вышибале» - «Могучие утки». Все хотят сразу снять «Щелчок», но у каждого вида спорта должен быть и такой фильм. Главное, чтобы он не остался единственным.

4. 16-любовь.

Режиссёр - Адам Липсиус (сценарий Ли Данлэп)

Год - 2012.

Слоган - «Гейм... сет... идеальный матч».

В ролях - Линдси Шоу, Чандлер Мэсси, Кит Кулурис.

3

Ещё одна проблема тенниса - он слишком элитарный. В общей массе - здесь не поставишь на поток истории про «cinderella-boy/girl». Здесь, если ты в 15 не нашел спонсора, можешь заканчивать. У тех, кто держит ракетку, априори есть на неё деньги. Они не баскетболисты из Квинса, видящие в игре единственную возможность выбраться. Даже история Серены не будет с «саундтреком Coolio». А вот ее отца будет (фильмы про родителей теннисистов могут быть куда круче, чем про самих теннисистов).

«16-любовь» один из самых посредственных фильмов, которые я смотрел (после  «Дрянных девчонок» с Линдси Лохан) и если бы не «аппетитная» Линдси Шоу, не быть ему в этом рейтинге. Но его канва - непаханая целина для кино о теннисе.

4

Сюжет: звезда тенниса Элли Маш получает травму в 16 лет, и узнает, что за пределами коридора и двух линий тоже есть мир. Методу познания она училась не у героев Бертолуччи, а у ровесников из «Микки-маус» клуба, но и это не главное. Вновь - плохие фильмы удобряют почву для хороших.

История какой-нибудь подающей надежды нимфетки, попадающей в академию Боллетьери, приправленная внутренней конкуренцией, подростковым предательством, ссорой с родителями, общим стремлением к победе и в качестве бонуса - романом с коучем. Вот такое, в умелых руках, может превратиться в... мамочки - теннисный «Шоугёлз»!

3. Незнакомцы в поезде.

Режиссёр - Альфред Хичкок (сценарий Раймонд Чандлер).

Год - 1951.

Слоган - «Началось звуком гудка, кончилось звуком волнения».

В ролях - Фарли Грейнджер, Рут Роман, Роберт Уокер.

hitchkock

Если твоя лучшая сцена снята больше 50 лет назад - у тебя проблемы. Слышишь, теннис? У тебя проблемы.

У Хичкока была «слабость» к слабым. Особенно - к слабым мужчинам. Особенно - к слабым мужчинам теннисистам. В его двух канонических триллерах «В случае убийства звоните «М» и «Незнакомцы в поезде» - оба героя - теннисисты. Причем – профессионалы. Значит, зарабатывают на жизнь игрой, значит - авантюристы. Если поставить это на рельсы игры, в которой всё зависит от того, на какую сторону перелетит мяч весом чуть более 50 грамм, - это даже лучше, чем владелец мотеля с фрейдистским-трабблом. У Хича сверкают глаза.

 

6

Сценарий «Незнакомцев» писал классик нуара Раймонд Чандлер и теннису он отвел  роль эпицентра, чем выдал славной игре её главный аванс в истории кинематографа.

Гаю Хэйнсу нужно успеть выиграть матч, чтобы успеть оправдать себя от убийства. При этом настоящий убийца - сидит на трибунах в полной уверенности в том, что Хэйнсу выиграть в срок не удастся.  Хэйнс проигрывает сет и, как и Рэй Милланд в «М», начинает волноваться. Тому теннисисту, чтобы успокоиться, нужно было убить жену, этому, чтобы оправдаться, победить. И Хичкок снимает так, что преступная уверенность в непостоянстве, передаётся даже болл-боям.

                  

2. Уимблдон.

Режиссёр - Ричард Лонкрэйн (сценарий Адам Брукс).

Год - 2004.

Слоган - «Она звезда, он лузер».

В ролях - Пол Беттани, Кирстен Данст, Джон Фавро.

8

Знаете, в чем успех «Уимблдона»? В безальтернативности. Ему не с кем конкурировать. Как Роджеру до появления Рафы, как Рафе - в короткий отрезок - до появления Джоковича (той версии, которая может выиграть 40 раз подряд).

До «Уимблдона» «теннисная кухня» в кино отсутствовала так же, как стабильность в женском теннисе. Мы, конечно, знали, что Иванович приходит поболеть за Вердаско, а в туре, несмотря на постоянное соперничество, можно завести друзей. Но кроме самих матчей и передачи «Game, set, Mats», этого нигде не показывали.

Не сказать, что «Уимблдон» переместил киномир тенниса в другую лигу: посредственный ромком, где Пол Беттани сыграл в Иванишевича, а Кирстен Данст в Каро Возняцки. Но другого-то и нет. И фильмы о теннисе, это вообще о том, что другого нет. Как сборная Беларуси в Кубке Дэвиса - бери, что есть.

Фильмы про родителей теннисистов будут куда круче, чем про самих теннисистов

Исключительность фильма подтверждает Энди Маррэй, которого как-то спросили о лучшей картине о теннисе и он не знал, что ответить. «Ну... моей девушке нравится «Уимблдон». Потому что, это единственное, что она смотрела про теннис.

                  

Похвалим фильм за британскую детализацию. «Уимблдон» снимали не где-нибудь, а на Уимблдоне (во время турнира 2003 года), роль британца играл британец (претендовал Хью Грант) и играл ее в Fred Perry.

Король говорит. Как Фред Перри выиграл свой последний Уимблдон

А каскад артистов, спустя 10 лет, смотрится как школьный альбом с фотками придурковатых одноклассников.

На фото справа, один из лучших британских актеров поколения, Джеймс МакЭвой:

            

7

1. Матч Поинт.

Режиссёр - Вуди Аллен (сценарий Вуди Аллен).

Год - 2005.

Слоган - «Страсть. Обольщение. Наваждение».

В ролях - Скарлетт Йохансон, Джонатан Риз Майерс, Мэттью Гуд.

9

В 2005 году Вуди Аллен вписал свою «достоевщину» в канву тенниса, чем вновь выдал ему кино-аванс.

Очко, после которого выигрывается матч еще нужно заработать. Весь фильм герои это и делают. Йоханнсон пытается найти место под солнцем,  Риз Майерс пытается его сохранить, а в конечно итоге, несмотря на разные усилия, всё сводится к зависимости от удачи.

Риз Майерс выкидывает кольцо, которое не перелетает через ограду, чем ставит под угрозу все старания. И это подтверждает тезис Аллена: «Я бы предпочел быть везучим, чем добрым». На определенных этапах матча это предпочтёт большинство.