9 мин.

Дредди

Если бы из всех участников Уимблдона-2013 мне предложили бы выбрать всего одного героя для заметки, то это был бы он, Дастин Браун. Он привлёк моё внимание в матче против Ллейтона Хьюитта, а уже в следующем круге, где его красивый и романтичный ретро-теннис с подачей и выходом к сетке был безжалостно расстрелян Адрианом Маннарино, я отчаянно и безнадёжно болел за него.

Почему безнадёжно? Кавалерия против танков.

Почему отчаянно? Почитайте эту заметку и возможно вы тоже проникнитесь симпатией к Дастину Брауну.

 

Материал основан на статье трёхлетней давности  из Нью-Йорк Таймс  с добавками из более поздних статей в британской прессе

---------------------------------------------------------------------

“Есть много людей у которых уйма денег, но всё зависит от того остаёшься ли ты свободным или нет”, говорит Дастин Браун. «Я очень свободный человек и делаю что хочу. Если на этой неделе я не в настроении играть, то просто еду домой. Когда ты на верхушке и у тебя куча денег, то ты повязан контрактами и правилами, которые обязан соблюдать».

«Вероятно поэтому у меня и нет сейчас никаких контрактов. Большую часть своей жизни я был совершенно свободен и теперь любой контракт я рассматриваю с точки зрения ограничения своей свободы.  Я не хочу, чтобы мне указывали где я должен играть и где тренироваться».

 

Дастин Браун, самый успешный в истории теннисист Ямайки, родился в Германии и тренировался у американца перед тем как отшлифовал свою игру на живописном побережье Монтего-Бей.

Он вырос под влиянием различных мировых культур, свободно владеет немецким и английским языками, носит причёску с характерными дредами и играет в стиле «подача с выходом к сетке» . Но попаданию в сотню лучших он  обязан необычному транспортному средству – дому-фургону Фольксваген.

Фургон

«Тот фургон был по сути моим последним шансом», говорит Дастин.

 

Родители Брауна купили фургон в рассрочку в 2004 году. Инге Браун со своим мужем  работали в сфере туризма на Ямайке и, хотя эти работы обеспечивали самое необходимое, семья была отнюдь не богата.

Инге сказала, что чувствовала себя заброшенной Федерацией тенниса Ямайки и задавленной постоянно растущими расходами на карьеру сына. Пока как-то вечером когда она сидела на берегу, глядя на океан и потягивая пиво, её не осенило: она купит сыну фургон. Он будет путешествовать в нём по Европе, принимая участие во фьючерсах всего за 100 евро за турнир.

«Может сам Бог подсказал мне, что фургон решит все проблемы», сказала она. «Не знаю. Но так и оказалось в действительности».

Фургон был больше чем некоторые квартиры в Манхеттене. В нём была кухня, ванная и три кровати. Браун превратил его в свой дом. Он добавил компьютер, машинку для перетяжки ракеток и украсил стены картинками.

Последним штрихом стали немецкие номерные знаки, которые служили напоминанием о цели. Номер CE DI 100 состоял из названия горда где родился Браун (CElle - Целле), D – Дастин, I – Инге и, наконец, 100 – номер рейтинга, который он хотел достичь.

 

Чтобы сократить расходы Браун играл в как можно большем числе турниров в одной и той же стране. Один год провёл в Германии, следующий – в Италии. Его существование зависило в большой степени от результатов (помните шутку про «бразильскую систему»? - VK). Заработок шёл в первую очередь на бензин и запчасти, на предметы первой необходимости. Потом еда. Он часто готовил макароны, порой целыми неделями. После хороших выступлений он шиковал и обедал в ресторанах.

Браун признавался, что были и тяжёлые моменты. Бессонные ночи, дни когда он задавался вопросами: станет ли когда-нибудь лучше? кончится ли это когда-нибудь?

Перелом не произошёл на каком-то одном турнире, в каком-то определённом матче и не случился по мановению волшебной палочки. Скорее он стал результатом борьбы за выживание, барахтания практически на самом дне в течение шести лет. Браун описывал этот период как «просто безостановочно продолжать идти вперёд, просто пытаться и верить, и надеяться, что рано или поздно что-нибудь, да что угодно произойдёт».

Ключевые изменения произошли в период с 2009 по 2010 годы. Браун преуспел на турнирах серии «челленджер» в 2009 году, выйдя в финал в четырёх из них. Он начал обыгрывать лучших игроков.

В конце концов Браун достиг высшего для игроков с Ямайки рейтинга – 99. Он стал первым игроком из стран Вест-Индии, приехавшим на Уимблдон 2010 года за более чем сорок лет.

Когда его спросили мог ли бы он себе такое раньше представить Браун засмеялся и просто ответил: нет.

Фургон всё ещё находится в Германии и Браун всё ещё пользуется им по приезду, чтобы поехать на тренировку, в кино или в супермаркет. Даже сейчас фургон служит напоминанием того откуда пришёл Дастин.

«Когда я вижу этот фургон мне кажется, что нет ничего невозможного», сказала Инге Браун.

Брауны внесли последний платёж за фургон в начале 2010 года. На следующую неделю Дастин вошёл в сотню лучших.

 

Он жил в Германии с 1984 по 1996 годы с отцом Лероем, родом с Ямайки, и матерью Инге, немкой. По воскресеньям они сидели рядом: блондинка-мать и сын с дредами.

Семья жила в Германии довольно неплохо и Дастин научился теннису у Кима Майкла Уитенберга, тамошнего американца. Браун говорит, что всё из того что он знает, он научился у Уитенберга.

 

Всё изменилось когда семья переехала в Монтего-Бей. Дастину давали мало денег и он тренировался в основном на растрескавшихся общественных кортах, ища соперников и пользуясь любым мячом «который был жёлтым и мог отскакивать». Чем лучше он играл, тем больше турниров выигрывал и постепенно получил доступ к кортам курортов. Так началась длительная борьба Браунов с Федерацией тенниса Ямайки. В стране знаменитой самым быстрым человеком в мире, Усейном Болтом, хорошо финансируются лёгкая атлетика, футбол и крикет. Но, как узнал Браун, отнюдь не теннис.

Дастин говорил, что в среднем получал одно письмо в год от Федерации тенниса Ямайки, каждый раз с вопросом сможет ли он сыграть в Кубке Дэвиса. Он обвинял федерацию и в своей неизвестности дома, заметив что его отец узнал о том, что сын попал на Уимблдон 2010 года только после того как тот ему позвонил.

 

Тяжёлый момент случился летом 2010 года когда, по словам Брауна, он получил e-mail от президента федерации, в который последний поздравлял теннисиста «с получением уайлд-кард на Уимблдон». На самом деле на момент объявления списка участников Браун был 101 в рейтинге и попал в сетку напрямую после снятий из-за травм. Дастин назвал это сообщение «пощёчиной».

Браун сказал тогда, что надеется что в будущем ситуация изменится к лучшему, а пока нужно готовится к Уимблдону. Даже его мать назвала случившиеся «нереальным, как будто произошедшим во сне». Браун заявил, что это была мечта, которая умерла бы без участия его родителей.

 

Что же было дальше? Браун проиграл в первом круге Уимблдона 2010 Юргену Мёльцеру, а во втором круге Открытого чемпионата США того же года Энди Маррею 

Поражение

 

Устав от отсутствия финансирования со стороны федерации тенниса Ямайки, Дастин предложил свои услуги Ассоциации Тенниса Великобритании. Его бабушка по отцовской линии была британкой так что возможность получения гражданства с перспективой выступлений в Кубке Дэвиса за Великобританию представлялась вполне реальной.  Сейчас трудно сказать почему этот вариант не сработал, но Дастин стал выступать за Германию.

 

Начало 2013 года не принесло Брауну особых успехов на теннисном поприще.  До Уимблдона он сыграл всего один матч в АТП туре (в Дохе, проиграв Давиду Ферреру). Но на Уимблдоне произошёл прорыв: пройдя квалификацию и первый круг не проиграв ни сета Дастину выпало сыграть с бывшим чемпионом – австралийцем Ллейтоном Хьюиттом.

Зрители на Корте №2 замерли в каком-то ошеломлённом восторге. Они пришли отдать должное ветерану и бывшему чемпиону. А ушли, расточая похвалы его победителю.

Его уникальный и беззаботный подход к игре в конце концов завоевал сердца зрителей на Уимблдоне.

Игровой стиль Дастина невозможно вместить в привычные рамки. Каждое движение Брауна на корте пропитано простой радостью от игры. С высоты своего двухметрового роста он мощно подаёт и даже против одного из лучших  игроков мира на приёме сразу же идёт к сетке.

Дредди

 

Он нанёс несчётное число неотразимых ударов с задней линии, вызывавших вздох трибун каждый раз когда они приземлялись в углах корта.  Но Браун обладает и талантом тонкой игры, используя  укороченные и ныряя за мячами когда у него бывает подходящее настроение.

Ныряем!

 

В одном из розыгрышей он играл исключительно резаными форхендами без какой-либо необходимости. Он развлекал зрителей и корт был его танцевальной площадкой.

Хьюитт отдал игре все силы. Это был потрясающий матч, схватка без компромиссов как будто в ковбойском салуне из фильма про Дикий Запад.

Браун играл на публику, выписывая пируэты после каждого важного победного розыгрыша и порой срывая аплодисменты австралийской группы поддержки своего соперника.

 

«Он очень быстрый», сказал Хьюитт о Брауне, который 21 раз подал навылет, нанёс 74 неотразимых удара и выиграл 48 очков у сетки. «У него другой стиль. Я бы не назвал его обычным и на траве он очень опасен».

Раста

После матча Дастин пришёл на пресс-конференцию в большой белой «раста»-шапке и огромной футболке со своим портретом и подписью «Дредди». Он совсем не походил на теннисиста, вышедшего в третий круг Уимблдона.

«Я плакал как маленькая девочка», сказал Браун. «Меня переполняли эмоции. Здесь со мной было много друзей, моя девушка. Я просто очень счастлив. Это была очень длинная дорога. Я на самом деле счастлив, что сумел продержаться весь матч».

«Для меня это весьма солидный заработок», сказал он о призовых в £63,000 за выход в третий  круг, учитывая что до того за весь 2013 год он заработал всего £17,000.

«Когда я приехал сюда и взглянул на призовые в £3,000 за участие в первом круге квалификации, то подумал: «Отлично!». Я не присматривался к основной сетке, просто собирался играть матч за матчем. И чем больше я выигрывал тем больше росла уверенность в собственных силах».

Браун ушёл с пресс-конференции с музыкой в ушах (регги? - VK), с дредами, спрятанными в «раста»-шапке и с люминисцентными шнурками, светившимся в затемнённой комнате как и подобает одной из звёзд Уимблдона 2013 года.

 

А в третьем круге сказка Дастина закончилась... Вы уже знаете что там произошло. Конница против танков.

 

Что же ждёт в будущем этого необычного игрока? Не думаю, что он добьётся каких-либо выдающихся успехов, но теперь я знаю чьё имя стоит искать в списках участников маленьких турниров.