Почему поражения важнее побед
Один мой дальний родственник, будучи еще белобрысым школьником, любил повторять: «Если не пятерка – то зачем же жить?».
Уверен, многие Великие из мира спорта оценили бы его максимализм по достоинству, ведь для них любое место ниже первого – трагедия.
И все же, мне кажется, начинать надо с поражений. Ведь «шишки», набитые в неравной борьбе с соперником, и опыт горьких разочарований – предпосылки для будущего триумфа (если учиться на своих ошибках).
Лет десять назад на страницах журнала «Теннис+» появился анекдот.
Собрал как-то Господь ведущих теннисистов планеты и решил усилить игру каждого из них, подтянув тот или иной технический элемент (Горану Иванишевичу подачу усилил, например).
Последним в очереди к Богу стоял наш Марат Сафин. Выглядел он не то чтобы очень заинтересованным: взгляд отсутствующий, во рту жвачка, в голове сквозняк. Всевышний оглядел спортсмена с ног до головы, покачал головой и спросил:
- Слушай, а ты играть-то хочешь вообще?
- Ну, я даже не знаю… Вообще-то не очень.
- Я так и думал. Ну, когда захочешь – будешь играть, как Я.
Думаю, не ошибусь, если скажу, что вся карьера Марата прошла в неравной борьбе между «Хочу» и «Не хочу». В результате самый одаренный игрок в российской истории реализовал свой потенциал от силы наполовину.
Весной 1998-го года Сафин только-только начал входить во вкус совершеннолетия. В этом возрасте любой нормальный парень мечтает о победах на всех фронтах. К тому же если для этого есть все необходимое: харизма, талант, внешность...
Но ожидания не всегда оправдываются мгновенно.
Особенно если речь идет о Кубке Дэвиса, который специалисты называют неофициальным командным чемпионатом мира по теннису. Матчи этого турнира получаются обычно достаточно упорными и нервными как для болельщиков, так и для игроков.
В 1-м круге россияне встречались с американцами. Лидером сборной был Евгений Кафельников, уже познавший вкус побед в личных соревнованиях и горевший желанием выиграть что-нибудь с командой. Но «второго номера» явно не хватало. Женя и рад был бы сыграть все одиночные матчи, но занудный регламент сделать этого ему не позволял. В результате на плечи Марата Сафина лег груз ответственности за результат поединка.
Перед последней игрой счет был равный – 2:2. Судьбу противостояния воскресным вечером должны были решать Сафин и Джим Курье (четырехкратный победитель турниров из серии Большого Шлема). Курье был настроен решительно: в пятницу рыжеволосый американец потерпел обидное поражение в пятисетовой дуэли с Кафельниковым. Сафин, в свою очередь, успел проиграть Андре Агасси, а также уступить в парной субботней встрече.
Игра началась с того, что россиянин, залихватски подмигивая публике, выиграл первый сет у оппонента со счетом 6:0. Во втором повел 2:0, затем 4:1…
Многие болельщики спали в тот момент крепким сном, другие же старательно протирали вытаращенные глаза и щипали друг друга: что происходит?!
К сожалению, проснулся и опытный Курье. Он смог взять себя в руки, стал быстрее двигаться, точнее бить - и вытащил не только второй сет, но и весь матч, выведя американцев в следующий раунд.
Сафину не хватило класса и опыта: слишком рано показалось, что соперник сломлен, слишком страшно стало выигрывать эту встречу...
В понедельник на лбу у парня красовалась здоровенная воображаемая «шишка».
И рассосалась она не в 2000-м году, когда Марат выиграл US Open и стал первой ракеткой мира, а только в 2002-м, когда он проявил себя настоящим лидером и внес весомейший вклад в долгожданную победу россиян в Кубке Дэвиса. Потому что играть за себя в личных соревнованиях и за страну в командных – это две большие одесские разницы.
Тот финал в парижском зале «Берси» для нашей сборной был уже третьим. К противостоянию с французами в неважной форме подошел Кафельников, из-за его плеча выглядывали неопытные Столяров и Южный. Ребятам оставалось сделать последний шаг на пути к трофею, и надежда была главным образом на Сафина.
И он оправдал все ожидания. Почесывая временами лоб и вспоминая фиаско четырехлетней давности, Марат разгромил соперников в личных встречах, принес команде два очка, и, после героической победы Миши Южного в пятой игре над Полем-Анри-Матье, поднял над головой долгожданный трофей.
Если ты - молодой, талантливый и амбициозный спортсмен, помни: первым делом необходимо обзавестись огромным количеством шишек на лбу. Они будут выпирать, смеяться над тобой в кулачок и сплетничать.
Но спустя какое-то время добьются своего: ты возненавидишь их «хвойную сущность» и сделаешь все, чтобы допущенные ошибки стали фундаментом для достижения успеха. Ты будешь одерживать победы, которые принесут славу и мировое признание.
А по прошествии нескольких десятков лет, ты скажешь в интервью роботу-журналисту, что своими бессчетными триумфами обязан, конечно, маме с папой, тренерам, смешливой продавщице из электронного ларька, но больше всего – поражениям, из которых сумел сделать правильные выводы.
Вышла накладка со временем, заканчивал очень второпях.
Если жюри даст шанс написать еще что-нибудь в следующем раунде, постараюсь выдать что-то более цельное.
Спасибо за комментарий
Основной тезис в том, что для самого спортсмена поражения куда ценнее, потому что благодаря им приходит опыт, победы, он развивается и тд. Сафин - всего лишь пример. Его любили бы и без побед (вопрос харизмы и обаяния конкретной личности).
Возможно, не очень внятно изложил в посте. В любом случае, спасибо за комментарий
Увы, заканчивал в спешке, про цитаты забыл.
Спасибо за комментарий