Путь Воина. Часть I
ПУТЬ ВОИНА. (часть I)
Вначале я хотел написать рассказ только о Рафаэле Надале, но потом понял, что так не получится… потому, что его история неразрывно связанна с историей Роджера Федерера. Судьба навсегда связала эти великие имена и объединила их дороги в один единственный путь ведущий к самым главным вершинам, того вида спорта которому они так безаветно посвятили себя и свою жизнь.
Поэтому не удивляйтесь, что я начинаю свой рассказ с пролога к книге Quest for Perfection о Роджере Федерере, а просто начните читать.
«Это было 11 сентября 1996 года. Я работал в Tages-Anzeiger и получил задание написать о World Youth Cup – подобии Кубка Дэвиса для юниоров – его тогда проводили в Цюрихе, где как раз располагалась наша редакция.
В тот день я впервые встретился с Роджером Федерером. Они играл в теннисном и оздоровительном центре Guggach на далеком корте, окруженном проволочной сеткой. Представители федерации сказали мне, что Федерер довольно неплох, и у него почти нет слабых мест, кроме, разве что, слишком горячего темперамента. Ему только исполнилось 15, и он был слишком мал для этого турнира, но его достижения впечатляли – он уже выиграл четыре национальных юниорских турнира, стал лучшим в Швейцарии в возрасте до 16 и стоял 88 в национальном рейтинге.
Тогда он играл с итальянцем Ноуэлем Фракасси, о котором после этого матча я ничего не слышал. Фракасси был больше чем на год старше, физически мощнее и сильнее Федерера, и к моменту моего появления он уже выиграл первый сет. По ощущениям это все напоминало незначительный клубный турнир. Было три или четыре зрителя, судья, и не было болл-боев. Игроки сами ловили мячики. Однако элегантный стиль игры Федерера очаровал меня с первого момента. За свои 15 лет журналистской карьеры я повидал немало подающих надежды игроков, но тогда я сразу понял, что передо мной невероятный талант. Он без усилий закручивал мяч так, что итальянец часто успевал только посмотреть, как он пролетает мимо него – и это на медленных грунтовых кортах. Почти без единого звука он выстреливал неотразимыми ударами со своей черной ракетки, двигался по корту быстро и грациозно. Его удары были гармоничны и великолепны с технической точки зрения.
К тому же он избрал необычную тактику. В его игре не было ничего напоминающего надежную и стабильную «шведскую школу» игры на задней линии, которая была очень распространена в то время и часто являлась залогом успеха на грунте. Федерер не делал ничего подобного. Он старался завершить розыгрыш при первой же возможности. Оказалось, что он уже владеет всеми ударами, что в его возрасте является редкостью. Он давил подачей и форхендом, а его мощный одноручный бэкхенд и периодические удары слета тоже выполнялись, будто по учебнику.
Несомненно, Роджер Федерер был неограненным алмазом. Я был изумлен тем, что никто не видел его и не писал о нем.
…дело, наверное, было в том, что спортивная зрелось Федерера резко контрастировала с его детским поведением. Он легко заводился. Тем сентябрьским днем он взрывался даже из-за мелких ошибок. Иногда он с гневом и отвращением швырял ракетку через весь корт. Он постоянно ругал себя. Он обзывал себя дураком и идиотом, когда какой-нибудь из мячей чуть-чуть не попадал в линию. Порой он громко критиковал себя даже когда выигрывал очко, но оставался недоволен ударом.
Похоже, он не замечал, что происходит вокруг него. На корте были только он, мяч, ракетка и его кипящий характер – больше ничего. Он так легко заводился, что ему приходилось больше бороться с собой, нежели с соперником. Это двойное давление доводило его до предела, и я предполагал, что он проиграет, несмотря на техническую безупречность. Я ошибся. Федерер выиграл матч – 3:6, 6:3, 6:1.
Позже я узнал, что до этого Федерер выиграл тяжелый трехсетовый матч против крепкого молодого австралийца Ллейтона Хьюитта. Федерер отыграл матчбол прежде чем победить со счетом 4:6, 7:6, 6:4. Этот матч Федерера с Хьюиттом проходил на глазах 30 зрителей, которые купили билеты на день – плюс четыре человека, купивших билеты на весь турнир.
Никто не знал, что эти два игрока войдут в число лучших в истории – оба будут первыми ракетками мира и будут бороться на решающих стадиях крупнейших турниров, на забитых стадионах, на глазах миллионов телезрителей по всему миру.
Мне захотелось узнать о Федерере побольше и попросил его об интервью. И когда он сел напротив меня за деревянным столом в раздевалке, он еще раз удивил меня. Я боялся, что юноша в присутствии незнакомого журналиста из национальной газеты будет замкнут и молчалив и вряд ли скажет что-нибудь полезное или достойное цитирования. Но все оказалось иначе. Федерер говорил спокойно и уверенно, на его губах играла озорная улыбка. Он рассказал, что его кумиром был Пит Сампрас, и что он год тренировался в Национальном теннисном центре в Экубленс на реке Женева. Еще он рассказал, что, наверное, входит в число 30-40 лучших игроков мира в своем возрасте, и что он хочет стать топ-профессионалом, но ему нужно работать над игрой и поведением.
«Я знаю, что нельзя все время орать и жаловаться, потому что это вредит мне, я начинаю играть хуже. Я едва ли прощаю себе любую ошибку, хотя они просто являются частью игры». Он посмотрел вдаль и сказал как будто самому себе: «Но должна же существовать возможность сыграть идеально».
Сыграть идеально – вот, чего он хотел. Он инстинктивно чувствовал, что для него главной наградой является процесс, а не результат, и что этот процесс заключается в выполнении максимально совершенных по силе и точности ударов.
Казалось, что он поглощен этой идеей, и это объясняло, почему он расстраивался даже после выигранных очков. В этом завораживающем его прямоугольнике корта он не хотел доминировать над соперником. Он хотел доминировать над мячом…
*****************
О том, что юный швейцарец всё таки воплотил свою теорию о идеальном теннисе в жизнь, мы все узнали позже, когда наступила Эпоха Федерера.
О ней заговорили в 2005 году, как обычно все и сразу. Как сейчас помню - на красочной обложке какого то спортивного журанала - Роджер во всём своём великолепии и крупная подпись в рифму - Эра Федерера.
Чем же характеризовалась эта эпоха, ставшая притчей во языцах?
Превосходство Федерера в туре было в то время тотальным практически по всем направлениям, за исключением пожалуй только грунта. Но это упущение швейцарского гения скорее расценивалось как некий каприз Короля не желающего возится на глине. В конце концов , если Федерер захочет взять Роллан Гарос - он его возьмёт. Это всего лишь вопрос времени, думали многие. Наверняка так же думал и Роджер.
В тот золотой век своей эпохи, Роджер словно молодой гениальный учёный ставил свои опыты над пациентами - соперниками по корту, служившему ему по всей видимости ещё и лабораторией .
Его техника отрабатывалась и совершенствовалась в каждом таком эксперименте. Многие оппоненты, заранее боялись попасть к нему на «приём» понимая, чем это закончится и поэтому частенько проигрывали ему ментально ещё до игры.
При всём при этом, вряд ли кому приходило в голову назвать АТР тур того периода, слабым, как делают это некоторые горячие головы сейчас. Ни один авторитетный специалист, уважаемый в мире тенниса, не мог позволить себе сделать подобное заявление. Потому, что это было не так.
Да, действительно заканчивали свою блестящую карьеру Агасси, Карлос Моия и Гуга Куэртен, но зато играли ровесники швейцарца и обладатели ТБШ и званий 1 ракеток мира Марат Сафин, Ллейтон Хьит, американец Энди Роддик, очень талантливые аргентинцы Налбандян и Кория.
Язык не повернётся сказать, что допустим Сафин был менее талантлив чем Федерер как теннисный игрок. Пожалуйста посмотрите лучшие моменты их полуфинального матча на АО 2005 года. Не пожалеете, ручаюсь.
Единственным и главным недостатком или даже бедой того времени, можно назвать травмы и нестабильность главных действующих лиц, которые могли бы стать конкурентами Роджеру, но так и не стали ими по разным причинам.
Несомненно этот фактор в некотором роде ослабил конкуренцию, однако ни значение побед Федерера , ни его талант, оказавшие огромное влияние на развитие мирового тенниса, нельзя недооценивать никаким образом.
Настоящей же причиной подавляющей Гегемонии Роджера, на самом деле являлось то, что Федерер, как было сказано в прологе книги Quest for Perfection, был самым настоящим сокровищем, уникальным по своей величне алмазом, невиданным никогда прежде в природе большого тенниса.
И всё же при отсутствии достойной конкуренции, даже мне поклоннику его удивительного таланта уже становились неинтересными его бесконечные победы. Мне кажется, Роджер в то время больше увлекался искусством ради искусства и огранкой своего таланта, превращая его в бриллиант.
Он как завороженный Кай из сказки о Снежной Королеве был одержим идеей о Идеальном Совершенстве, постепенно забывая о том, что теннис это всего лишь вид спортивного единоборства. Впрочем, немудренно было и забыть это - ведь достойное сопротивление ему оказывалось крайне редко.
И вот однажды - как сейчас это помню - во всех спортивных изданиях и по ТВ заговорили о юном даровании из Испании, некоем Рафаэле Надале. Ему кажется было тогда лет 16 или 17. Мне ещё подумалось тогда – ну вот и хорошо, может быть этот паренёк наконец то оживит ситуацию. Но... наверное произойдёт это не скоро, ведь он совсем ещё ребёнок.
И вот, некоторое время спустя, 28 марта 2004 года на турнире серии Мастерс в Майами в матче третьего раунда Рафаэль Надаль впервые встретился с первой ракеткой мира Роджером Федерером.
Честное слово, на самом деле эта дата является знаковой. Вот я сейчас и мы все говорим о Эре Роджера котороя началась в 2004 и закончилась в 2008 году. Однако вдумайтесь …28 марта 2004 года, то есть того самого года когда Роджер впервые стал №1 в Мире, то есть со 2 февраля 2004 года - с того славного момента от которого отсчитывается знаменитое намбеванство Роджера не прошло даже 2х месяцев!)
И вот, в этот исторический день, кстати на Майами Мастерс, Роджер потерпел своё первое поражение от испанского тинейджера по имени Рафаэль Надаль - в первой же их очной встрече !!! (интересно Надаль будет отмечать?)
Удивительно, но их пути действительно были связаны судьбой почти с самого начала, несмотря на разницу в возрасте.
Дальнейшую историю этих знаменитых сражений и взаимоотношений Роджера с Надалем я рассказывать не буду потому что, не хочу повторяться. Тем более , что я сейчас хочу поговорить о другом.
Давно обдумывал и хотел написать, почему же так получилось что Родж, при всех уникальных составляющих его таланта, таких как - превосходное чувство мяча, прекрасное видение ситуации на корте, при владении филигранной техникой и гроссмейстерской стратегией, находясь самом в расцвете своих сил , вдруг начал регулярно терпеть поражения от испанского юнца?
Все мы были свидетелями тех эпических битв, названных впоследствии Эль Классико.
Не знаю, как другие фаны швейцарца, а я как только Роджер начинал проигрывать Надалю выключал ТВ, потому, что не хотел смотреть на эти, как мне казалось тогда необъяснимые невынужденные ошибки, на непонятные смэши мимо корта. Да... я не хотел смотреть на ситуации когда казалось бы на 100 % можно было выигрывать очки – а он бил именно туда, где стоял испанец. Помните, наверное.
Анализируя это, я пришёл к выводу, что Надаль в первую очередь оказывал психологическое давление на соперника, ведь в техническом оснащении и опыте он тогда, согласитесь всё же уступал Федереру. И я был уверен в этом до самого последнего времени.
Однако, задумайтесь над таким вопросом – каким образом этот мальчишка мог сломать психологически опытнейшего Чемпиона, который сам собственноручно «ломал через колено» буквально всех своих соперников?
продолжение следует...
поняла, откуда взялась мысль о совершенстве)
Вы точно видели их матчи? Непохоже. Скорость передвижения, интенсивность ударов, отскок, выносливость - по этим параметрам Рафа сильнее. И никакой магии. Или тот же удар слева испанца против одноручного бэкхенда Роджера. Какие тут вопросы? В следующем Вашем посте есть коммент от Нэтти, она хорошо написала, что психология - это бред. Особенно на таком уровне. Как только Джокович стал по параметрам скорости и точности ударов превосходить Надаля - Рафа сразу ему начал отлетать. Стоило Джоковичу просесть - сразу Рафа начал побеждать. Обычное дело в спорте.
Психология - это когда Димитров при подаче на сет с Новком делает четыре двойных, а с Марреем - три двойных. Это уже психология. У топов такого не бывает. Есть вещи, которые ты можешь делать, есть вещи которые может делать твой соперник. Да, и есть ещё такая штука как везение (типа на какую сторону сетки перевалится мяч).
Если вы не читали автобиографию Рафы - почитайте. Через всю книгу проходит описание финала Уима-2008, очень подробное, сет за сетом, гейм за геймом. Это такие "качели"! Я даже представить себе не могла, сколько психологического подтекста в каждом розыгрыше, как внимательно игроки следят за психологическим состоянием друг друга, как они реагируют на малейшие нюансы этого состояния и стараются извлечь из этого выгоду. Я была просто поражена, я не думала, что у теннисистов есть время, силы, внимание, чтобы следить не только за мячом, но и за этой составляющей игры.