3 мин.

Непростое украшенье

Газетные заголовки кричат: «Жо снова взрывает теплотрассу!». Смертельный номер. Для Федерера. Это тот редкий случай, когда я расстроена исходом матча – такого грандиозного между такими грандиозными.

Я расстроена не тем, что Федерер проиграл – в конце концов, что ему, Федереру, сделается. Этому даже можно найти объяснение. Роджер по итогам сказал, что трудно поймать свой ритм, когда игра идет то на равных, то в одни ворота. И он прав, но это половина правды. Вторая в том, что после Роджера никто из нынешних не играет так слета, у сетки. Пусть не так технично, пусть не всегда так уж результативно, но как органично, в таком натуральном движении, что это даже пугает – так по-особенному, радостно, восторженно, оргазмически, как пугают любителей «губастеньких» впервые в жизни увиденные губы Анджелины Джоли. И внезапно пришедшее к Роджеру, толком и не знавшего Тсонгу, осознание этого факта минимизировало в его глазах одно из главных его преимуществ над всеми живыми кроме Сампраса, и повергло его в состояние родственное когнитивному диссонансу.

Я расстроена даже не тем, что Роджер проиграл ведя в счете – любая вещь, даже поражение Федерера со счета 6:7, 6:1, 5:1, не вызывает у меня удивления, если в деле замешан Тсонга, и расстраиваться по этому поводу все равно что расстраиваться из-за того, что Волга впадает в Каспийское море.

И я расстроена даже не тем, как Фед проиграл последний мяч, хотя это было ужасно и «не по правилам» – это все равно как если бы Нео (а это без балды был матч в стиле фэнтази) в финальной схватке с агентом Смитом взмыл в небеса, сломал о чью-то спутниковую тарелку, не предусмотренную сценарием, ногу и ему засчитали техническое поражение. Двойная на матчболе у Федерера – это Ret.!

А я расстроена из-за того, как Жо этот матч не выиграл.

Именно в момент его величайшего триумфа я поняла, почему он не выиграет турнир Большого шлема. Потому что как назло и как говаривали у нас на кафедре – «ваши недостатки являются продолжением ваших достоинств».

Достоинства

Даже ума не приложу как я могла сравнивать Жо с Сафиным, если он воплощенный анти-Сафин какой-то. Никто, ни один в туре, не получает такого удовольствия от игры. Никто не живет такой полной жизнью, не дышит такой полной грудью на корте как Тсонга. Так может только ребенок.

Недостатки

Но в теннисе – как в жизни, есть моменты, когда детство кончается и надо быть взрослым. Надо принять решение. Надо как надо сыграть ключевое очко. Это не всегда плохая новость, потому что Жо не боится ключевых очков, когда он уступает «как маленький» – тогда ему сам черт не брат. Но он их боится, когда он ведет «как большой».

Неутешительный вывод

А когда боится – ищет защиты и поддержки у мозговых извилин. И зря. Действовать головой, тактика, логика, фындыки-мындыки – что вы, это не для него. Жо это сплетение мышц, комок нервов, сгусток крови, животная субстанция – бесцельная как все прекрасное ибо заключает и цель, и ее достижение в себе самой – которая теряет жизнеспособность при одном прикосновении мысли. Советовать Жо повзрослеть, поумнеть, одуматься это все равно что советовать ему выпить йаду и убиться ап стену. Выход только один – оставаться таким же. Худеть время от времени и отрабатывать подачу. На этом все. Потому что только если он останется таким, какой он есть, есть вероятность, что он сыграет, не задумываясь, хорошо, и – выиграет. А разве это не везение? Это такой же расклад фортуны как двойная Федерера на матчболе.

Утешительный вывод

Жо может не выиграет турнир Большого шлема. Он обыграл одного – Федерера, но проиграл другому – Мюррею, и хотя он старался («назвался груздем полезай в кузов»), вчера ему повезло, а сегодня – нет. Он не движет историю, как Федерер или Надаль. Он не создает исторический контекст, как Джокович или тот же Мюррей, который сегодняшней победой сместил Надаля со второго места. Но это и неважно, потому что не в этом его предназначение. Оно в том, чтобы украшать нашу жизнь.