Выше травы. Как юбка Гасси Моран опередила время
Текст изначально опубликован в рамках моей регулярной рубрики на последней странице журнала «PROcпорт» в номере №9(196) за 2012 год. Это оригинальная авторская версия, отличающаяся от журнальной; ну и, разумеется, здесь отсутствуют архивные фотографии и прочее, благодаря чему текст в журнале – это немного больше, чем просто текст. Материалы выкладываются в блоге минимум через полтора месяца после выхода бумажного варианта.
Гасси Моран всего лишь хотела быть красивой на своем первом Уимблдоне. Шел 1949 год: белые платья у теннисисток были практически одинаковыми. Она представляла свой наряд по-детски просто: один рукав одного цвета, один другого, а само платье – третьего. «Вы сошли с ума!» – вот и все, что смог ответить в письме официальный распорядитель Уимблдона Тед Тинлинг, придумывавший костюмы для звезд тенниса той эпохи (в частности, благодаря ему перестали играть в шляпах). Но у него родилась совсем другая идея, когда он увидел, как выглядела Гасси.

Ее сложно было назвать красавицей, но она определенно производила впечатление. Ровный калифорнийский загар, здоровая осанка, очень высокий для тех времен рост – 173 см. Больше всего внимания привлекали ее ноги – бесконечно длинные, идеально стройные; она двигалась с достоинством и грацией кинозвезды еще тогда, когда выступала лишь на местных соревнованиях. Тинлинг не интересовался женщинами, но ценил красоту – и решил рискнуть ради того, чтобы Уимблдон обзавелся еще одной знаменитостью.
Во время войны Тед служил шпионом; в душе он оставался провокатором и заговорщиком, пусть его революция и выглядела по-британски сдержанной. Правила Уимблдона жестко оговаривали цвет платья, но костюм теннисистки состоит не только из платья. До нас дошли лишь только черно-белые фотографии, и на них не видно, что белье под укороченной юбкой Гасси не только оторочено кружевами, но на самом деле еще и сиреневого цвета. Тинлинг рассчитал длину так, чтобы юбка приоткрывала эти самые кружева лишь раз в несколько минут – но он недооценил чудовищную тягу послевоенного британского общества к эротике в любом ее проявлении.
Первое же появление Гасси на английском корте обернулось массовым психозом. Фотографы, сбежавшиеся на корт, принимали самые замысловатые позы, пытаясь добиться подходящего ракурса – в итоге лучших результатов добились те из них, кто попросту улегся на землю. Каждый разворот, каждый наклон оборачивались гулом толпы и десятками щелчков затворов.

На следующее утро фотографии были во всех газетах – и через несколько часов кружевное белье Гасси обсуждали в британском парламенте. Она успела сыграть лишь одну игру на турнире, вылетев в первом раунде – все происходящее настолько смутило Гасси, закрывавшую лицо ракеткой в перерывах, что она не смогла продемонстрировать свой знаменитый плотный форхэнд. На Уимблдон, где поведение американки сочли «пошлостью и грехом», она больше не приезжала; Тинлинга и вовсе отстранили от турнира на 33 года. Это не помешало ему, впрочем, создавать костюмы для Навратиловой, Билли Джин Кинг и других главных теннисных фигур – некоторые, включая цельный обтягивающий костюм из лайкры Энн Уайт, тоже запретили после первой же игры. Гасси, которую Тинлинг невольно превратил из теннисистки в секс-бомбу, пришлось куда сложнее.
Джек Крамер, великий теннисный деятель, вспоминал: «Гасси была Анной Курниковой тех времен – красивой женщиной с красивым телом. Кто знает, чего бы она добилась, если бы матчи транслировало телевидение – в конце концов, она еще и отлично играла». Но время безжалостно не только к тем, кто от него отстал: до эпохи тенниса как шоу-бизнеса оставалось еще много лет (в конце концов, в те времена на Уимблдоне играли только любители), а слава не терпит полумер. Да, на нее посыпались рекламные предложения; какое-то время она была одной из наиболее часто фотографируемых женщин в мире. Но контракты тех дней были несравнимы с теми, что достались Курниковой. В поисках места в жизни Гасси ушла из любителей в только появившийся профессиональный тур, напоминавший передвижной цирк, где занималась в основном тем, что демонстрировала знаменитые кружева и проигрывала Паулин Бетц (на фото слева от Гасси Кэтрин Хэпберн).

Сменив множество друзей и занятий, потеряв друзей и остатки собственности, последние годы Гасси живет с пятью кошками в крохотной квартирке в Калифорнии. Ей нравится, как охотно нынешние звезды тенниса демонстрируют свои атлетические тела (костюм самой Моран стал стандартом уже в 60-е): «Для меня это когда-то было тяжело. Наверное, в нынешние времена вышло бы иначе». Гасси отказывается от сравнений с Курниковой, утверждая, что никогда не была такой красивой – в конце концов, она не смогла даже заиграть в кино, несмотря на то, что в детстве часто бывала в гостях у Чаплина и знала Грету Гарбо. Но, пожалуй, без ее отчаянного поступка, вдруг сообщившего миру такую очевидную истину, что в теннисном матче двух девушек на корте может быть что-то интереснее полета мяча, женский теннис никогда бы не стал так похож на Голливуд, как сейчас.
Текст написан специально для журнала «PROcпорт». Блог журнала на Sports.ru.
Насчет основной темы заметки - и где все эти фото?
-------------------------------------------
а ведь прошло то всего полвека )
в юности )
или вообще ню