5 мин.

Почему Шарапова снова проиграла Азаренко?

Очередной срез отношений Марии и Виктории.

В главном ничего не изменилось. Виктория как была, так и остается для Марии крайне неудобной соперницей. После их невероятно упорного матча в Пекине в 2009 году, который Шарапова выиграла со счетом 6:3, 6:7, 7:5 (тогда Азаренко была еще молода и слишком нестабильна), россиянке за три года и восемь встреч удалось выиграть только два матча. Оба на грунте, и только в одном она оформила полноценную, а не техническую (на отказе соперницы) победу – в Штутгарте в этом году. Вот уже третий год подряд Шарапова проигрывает Азаренко как минимум один финал в сезоне, а в этом году проиграла уже три включая Пекин.

Фото: REUTERS/Jason Lee

Превзойти Викторию в скорости Маша не может, она не без труда, как мне кажется, выдерживает даже предложенный темп, ноги не те, а если сама нагнетает, то это от безысходности, на мой взгляд, и в итоге приводит к срывам – сначала отдельных ударов, потом в масштабах всей игры, как это было сегодня в Пекине. Игра плоскими как у Шараповой по определению дает больше ошибок, чем игра подкрученными и по месту как у Азаренко, так что по чистоте игры Марии с Викторией тоже тягаться трудно. Когда Мария пытается подкручивать, играть с запасом и надежно, это не дает результата, потому что у Шараповой падает скорость, ну и кроме того, это игра Азаренко, а не Шараповой, и Азаренко в ней по определению сильней. Подача также игрового преимущества не дает, учитывая, что у Виктории прекрасный прием, а Маша грешит двойными. В общем, Мария как два года, как и год назад продолжает страдать от отсутствия системных козырей в игре против Виктории. Ситуация выглядит почти безнадежной, и я продолжаю настаивать, что тактическое разнообразие единственный выход. Если не считать спад формы у Виктории, но это ж не вариант.

Мне кажется, мысль о необходимости разнообразить свою игру Маше должен был подкинуть грунт в этом году. Все три титула, которые Шарапова выиграла в этом сезоне, она выиграла на грунте. И это были три титула (на красном грунте) подряд. Единственная победа над Азаренко за три года у Шараповой была на грунте. Конечно, некоторая слабость Виктории при игре на грунте помогает воспользоваться ситуацией, но главное, что сама Мария на грунте смотрится козырней. Для Маши быть вариативной в принципе в новинку, Томас Хогстедт привнес это в ее игру совсем недавно, а научиться быть вариативной на скорости – дело далекого светлого будущего, до которого мы, возможно, и не доживем. Медленный грунт в этом отношении спасает – есть время для принятия нестандартных решений, есть время подумать куда направить свой убийственный шар. Сколько было интересных, разноплановых розыгрышей в исполнении Марии по ходу грунтового сезона – значит, уже умеет в принципе, раньше не умела. Но что же все-таки делать на харде, где времени нет?

Мне кажется, в матчах с Азаренко Шараповой надо играть вторым номером, как бы это странно ни звучало. Что забавно, вокруг куча символов, которые Маше кагбэ намекают на это. Она уступает в личных встречах теперь 4:7, она проиграла 6 матчей из последних восьми – очевидно, что в этом соперничестве она вторая. Основной сюжетной линией этого сезона стало противостояние Шараповой и Азаренко, обе проводят прекрасный сезон, и при этом именно Виктория №1, а Мария №2. Надо просто привести свою игру против Виктории в соответствие с реальностью этих цифр. Шутки шутками, а все же – в матчах с Азаренко Шараповой надо строить игру от соперницы, а не от себя.

Некоторым болельщикам такая мысль покажется даже крамольной – чтобы богиня войны Шарапова подстраивалась под чью-то игру. Но я в ответ приведу пример с Федерером, который заработал (sic!) свою вторую молодость именно тем, на мой взгляд, что несмотря на прорву собственных талантов осознал необходимость строить игру с учетом «интересов» соперника. В полуфинале РГ-2011 с Джоковичем Федерер сыграл вторым номером и победил. Наверное, скажи Федереру еще года четыре назад, что он будет столько крутить, резать и рвать ритм, и все это на правах тактического плана на игру, он бы сам не поверил, а вот поди ж ты. Тот матч был квинтэссенцией этого нового опыта для Роджера, и он был прекрасен. Безусловно, Федерера заставила жизнь. Он перестал успевать по скорости за молодыми, форхенд уже не тот, надо брать чем-то другим. Ну так ведь и Машу жизнь заставляет. В этом году она не выиграла ни одного турнира на быстрых кортах, да и проиграть столько финалов столь принципиальной сопернице, и что немаловажно более молодой, разве это не хороший стимул для поиска точки перемен?

На самом деле все это не так сложно, как кажется. Речь ведь не идет о том, чтобы заставить Шарапову использовать резаные или укороченные как план на игру. Во-первых, у нее нет рук для тонкой игры, укороченным она может выиграть очко, но строить на таких вещах матчевую стратегию ей непозволительно. Во-вторых, в такой игре она сама запутается быстрее чем запутает Викторию. Маше в принципе сложно следовать какому-то плану, а тем более если их сразу два, потому что в этом случае надо играть осознанно, думать, а времени нет. Ее сильная сторона набитость и автоматизм, но из этого недостатка (в данном случае) тоже можно извлечь пользу. Ну, например, поставить себе задачу в отдельно взятом матче на ключевых очках играть наоборот: хочется бить вправо – бей влево, хочется по линии – бей кроссом и наоборот. Правило настолько простое, что его, мне кажется, даже реально поставить на автопилот. Это я, конечно, утрирую, но черт побери, два или три раза сыграть в один угол это не так сложно, зато куда более результативно, чем раз за разом пытаться разводить – безуспешно, потому что соперница каждый твой шаг читает. А еще Маше надо рисковать. Кому-то кажется, что Шарапова и так чрезмерно рисковая, но это не так. Для нее гладить линии – риск в зоне ее комфорта, это то, что она не боится делать, когда более-менее в себе. Риск для Шараповой – это укоротить в середине розыгрыша или выйти к сетке. Это реально страшно! А страшно, потому что она слишком серьезна и все еще не пускает в свою игру Игру.

В общем, все эти изменения давно просятся в игру Марии сами по себе, безотносительно Азаренко, просто Вика тот самый проводник, который появился, чтоб заставить эту потенцию проявиться, и про второго номера я говорю именно в этом ключе. Если к тебе в жизнь пришел важный человек – перестань говорить! Стань фоном для него, вторым номером и послушай, что он самим фактом своего появления в твоей жизни хочет тебе сказать и сделай как он «просит». Смысл жизни ведь не в том, чтобы оставаться верным себе, а в том, чтобы оставаться верным себе постоянно меняясь.